Автор Тема: Совесть Кавказа  (Прочитано 5663 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20104
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Совесть Кавказа
« : Декабрь 22, 2010, 03:03:03 pm »
  • Publish
  • 0
    Исповедь диссидента



    Однажды прекрасным солнечным днем я, обычная практикантка, волею судеб оказалась в гостях у известного писателя, поэта, публициста, педагога и общественного деятеля в одном лице – Иссы Аюбовича Кодзоева. Признаюсь, я по-другому себе представляла бывшего диссидента, своего рода персону нон-грата в нашей республике, да и за ее пределами. Меня поразили необычайная простота и приветливость, не свойственная большинству наших почтенных стариков, пользующихся привилегиями своего положения. Не было ни притворного радушия, ни изысканных фраз, приличествующих моменту.

    О больном обществе

    Еще до знакомства с Иссой Аюбовичем я слышала, что он обладает редким умением находить точные характеристи¬ки всем протекающим в нашей жизни процессам и явлениям. И в ходе беседы это неоднократно подтвердилось.
    Исса Аюбович не задумываясь ответил на первый мой вопрос о том, в каком со¬стоянии, по его мнению, сегодня пребы¬вает наше общество. Общество больно, – сказал он.
    В устaх человека, озабоченного судь¬бами родины в такой мере, как Исса Код¬зоев, подобный диагноз звучит серьезно. Мы уже не те, что раньше, – считает писатель, вот уже десятки лет отслеживающий духовную деградацию нашего человека. Ингушетия раздробилась на группы, на некие касты, воюющие друг с другом.
    Тейпы противоборствуют намного ожесточеннее, чем в прежние времена, проявляя тем самым мелочный клановый шовинизм. К этому причастна в том числе не созидающая, а, напротив, деструктив¬ная активность власти, забывшей о своем предназначении и утратившей такую основополагающую духовную ценность как чувство справедливости.
    Справедливость, по убеждению Иссы Аюбовича, – мера всех вещей. Если мораль у каждого своя, то чувство справедливости одно на всех, это природный инстинкт. Истинно силен духом может быть лишь тот, кто живет в согласии с этим чувством.
    Любой человек, вне зависимости от национальности, расы или религии должен осознавать личную ответственность в первую очередь перед собственной совестью, а уже потом перед другими людь¬ми. Если человек развил в себе способность к самоконтролю и самообразова¬нию и повинуется заложенному в нем нравственному чувству, он сумеет в нуж¬ный момент исполнить долг перед обще¬ством, – такой вывод я сделала из слов Ис¬сы Аюбовича.
    В чем, по мнению Иссы Кодзоева, за¬ключается этот долг? Исходя из его лично¬го жизненного опыта, можно предполо¬жить, что в бескомпромиссном отстаива¬нии интересов этого общества, в борьбе за права каждого человека, которого стре¬мятся унифицировать и подавить, как это свойственно тоталитаризму. Его пережит¬ки, по мнению Кодзоева, до сих нор ощу¬щаются в работе нашего правительства, как российского, так и ингушского.

    «Меда я мало ел, но горечь – она тоже интересна…»

    Исса Кодзоев всегда открыто выражал свою позицию в отношении политики го¬сударства и конкретно – советского режи¬ма. Он, будучи студентом ЧИГПИ, выступал на лекциях с антикоммунистически¬ми заявлениями. С полной уверенностью в своей пpaвотe он высказывался о невозможности того светлого будущего, которое обещало нам строительство комму¬низма. Не смогут люди быть счастливыми или хотя бы благополучными, если они пойдут по этому ложному пути, вслепую пробираясь к иллюзорному свету, кото¬рый якобы сияет, но где-то вдали, на заве¬домо недостижимом горизонте. Для Иссы Кодзоева право человека на самоопреде¬ление, собственное мировоззрение, веро¬исповедание, культуру – превыше всего. «В ингуше я уважаю – ингуша, в чеченце – чеченца, в дагестанце – дагестанца, а в рус¬ском – русского, если все они имеют общее понятие о человечности и порядоч¬ности, о чувстве справедливости…», – гово¬рит Исса Кодзоев.
    Он никогда не поступался своими личными принципами, для него это во¬прос достоинства.
    Взгляды Кодзоева во многом разделял его покойный друг и соратник Али Хашагульгов. На момент их знакомства Исса был студентом-практикантом в Яндырской школе, а Али старшеклассником, в котором Кодзоев разглядел талант и по¬тенциал. Общность интересов сблизила товарищей, и она же стала причиной то¬му, что обоих постигли одинаковые невз¬годы..
    Их арестовали в один день, 4 июня 1963 года, как диссидентов. Это звание считалось клеймом, обрекало на отвер¬женность, но глядя на Иссу Аюбовича, можно сказать, что он им гордится. «Я бла¬годарен богу, что он дал мне волчью душу! – заявляет Кодзоев. – Меда я мало ел, но горечь – она тоже интересна!» Пусть на пар¬тийном языке он диссидент, – так, суда по всему, рассуждает писатель, – но для пат¬риота это означает верность собственным убеждениям и духовным ценностям, неот¬делимым от общественных интересов.
    За эти убеждения и ценности Исса Аю¬бович поплатился четырьмя годами, про¬веденными в заключении в мордовском лагере. Там за свою непримиримость и революционный настрой он получил кличку Овод. Овода или Сулико, как еще его порой называли, выпустили лишь в 1967 году…

    Ингушский дух жив!

    Это время оставило глубокий след в душе Иссы Кодзосва, в его сознании и творчестве. Стихи, очерки, рассказы, ро¬маны – все жанры были использованы им в создании огромного количества лите¬ратурно-публицистических произведе¬ний. Все они проникнуты болью, состра¬данием и глубоким историко-философ¬ским осмыслением народной судьбы. Пи¬сателя неизменно волновали прошлое, настоящее и будущее ингушей и других народов, пострадавших от советской вла¬сти. Его знаменитый «Казахстанский дневник», рукопись которого нам посча¬стливилось увидеть собственными глаза¬ми, стал отражением кровавых историче¬ских событий тех лет, когда преступная власть обрекала на уничтожение целые народы.
    Святая месть за это чудовищное предательство – живая и острая тема для Иссы Аюбовича, он освещает ее в главах «Долг», «Мститель», «Братья». В романе «Обвал» он с большой художественной силой пока¬зывает, как простые сыны и дочери своего народа мстят за отобранную у них ро¬дину, за осквернение святынь, за сотни за¬губленных человеческих жизней.
    Словно сам Бог дал им шанс спастись, собраться вместе и противостоять, на¬сколько хватит сил, жестокости, жаднос¬ти и подлости своих врагов. Такое не про¬щается и не забывается, уверен Исса Аюбович. И сейчас он с трепетом, с дрожью в голосе и блеском в глазах говорит обо всех несправедливостях нашей трагичес¬кой истории. Время, конечно, залечивает многие раны, и для современных ингу¬шей все это кажется далеким прошлым. Сегодня парод переживает другой гено¬цид, более коварный и свирепый. Нас вновь подавляют извне, но теперь наряду с этим мы занимаемся самоуничтожением, как физическим, так и духовно-нрав¬ственным. Утрата традиций и обычаев, за¬вещанных предками, медленно, но верно ведет нас к культурной деградации. «Но, даже опустившись на дно, мы снова под¬нимемся! – утверждает Исса Кодзоев. – По¬тому что ингушский дух жив!».

    О языке и интеллигенции

    «Но что стало с нашим ингушским языком?!» – возмущается писатель. Его уд¬ручает эта дикая смесь из разных наре¬чий, коверкающая родной язык, уничтожающая его самобытность. Kpacoтa ин¬гушского языка теряется в погоне за всем европейским, инородным, тем, что нам чуждо. Исса Аюбович привел в пример меня, как представительницу молодежи: он был уверен, что я не смогу произнести по-ингушски собственный номер теле¬фона. И оказался прав! Стало, конечно, неловко и действительно странно, что многие из нас даже цифр на родном язы¬ке не знают. А ведь было время, когда ингуши на русском практически не говори¬ли. Сейчас, если такой ингуш среди нас и найдется, это воспримут как крайнюю, постыдную степень необразованности.
    Автора семитомного исторического романа «Галгаи» огорчает и тот факт, что ныне «ингушская интеллигенция» – всего лишь устаревшее понятие, а не гильдия реальных творческих деятелей и ученых, возрождающих и совершенствующих в своих работах наш родной язык.
    «Сегодня интеллигенция – это некая неопределенная субстанция. В какой со¬суд ее вливают, ту форму она и принима¬ет», – говорит писатель. Есть образован¬ные люди, занятые умственным трудом, но интеллигенция – это нечто большее, всегда считалось, что она – носительница народного разума. Однако нынешняя интеллигенция не использует свой потенци¬ал для защиты народа, заботясь лишь о собственном благополучии.
    По мнению Иссы Кодзосва, те, кто на¬делен всеми способностями и возможно¬стями, в наши дни заняли пассивную по¬зицию, они равнодушны к проблемам интеллектуального и культурного развития общества. Но он все-таки надеется, что бу¬дущие поколения сформируют новую интеллигенцию, родятся новые гении ин¬гушского слова.

    Неукротимый романтик и оптимист

    Он твердо уверен, что придет день и час, когда народ сплотится, очистится от накопившегося за годы бедствий недове¬рия, от злобы и отчаяния. Мы выжили в депортации 1944-го, – напоминает Кодзо¬ев, – и в геноциде 1992 года уцелели, а до этого прошли через все эпохи становле¬ния нашего народа.
    Впереди еще столетия, полные торже¬ства и траура, бессмертных надежд и не¬укротимой веры в Творца и в самих себя…
    Слушая это, невольно задаешься во¬просом: как такое возможно? Неужели ин¬гушей вправду ждет то светлое будущее, которое пророчит нам Исса Кодзоев? Здравый смысл безотрадно твердит, что язвы на теле нашего общества неизлечи¬мы, болезнь слишком запущена. «Знаю, знаю…», – качает головой седовласый ста¬рик, разменявший уже восьмой десяток. Он понимает, что остается много трудно¬разрешимых вопросов, преодолеть пре¬грады на нуги к миру невыразимо сложно. Абстрактное стремление к этому есть, а четко выстроенного плана не существует. Но он также знает, что все в этом мире вершится по воле Аллаха. В религии кро¬ется истина. Коран – наш верный путево¬дитель на тернистых путях бытия. За¬блуждения подстерегают нас на каждом шагу, и многие, к сожалению, уже погряз¬ли в них… Но Исса Аюбович уверен: так не будет продолжаться вечно.

    «Благодарен Богу за судьбу, которую он мне послал…»

    Исса Кодзоев не оставался одиноким в своем противостоянии. Был в его жизни эпизод, когда ученики школы, в которой он преподавал ингушский язык, русский язык и литературу, устроили шествие от своего родного села Кантышево до Назра¬ни в знак протеста против увольнения с работы их любимого и высокоуважаемо¬го наставника. На следующий день они дружно отказались идти на занятия.
    Кто сегодня проявит подобное муже¬ство и силу духа? Ученики чтили и ценили своего педагога, чувствуя в нем настоящего патриота, подвижника, – единственно¬го из толпы запуганных и замалчиваю¬щих правду.
    - Исса Аюбович, – спросила я, – вы ни о чем не жалеете в своей жизни?
    Он гордо вскинул голову и ответил, глядя мне в глаза:
    - Бог свидетель, я ни о чем не жалею! Я благодарен ему за все, что со мной было, за ту судьбу, которую он мне послал…
    А в ответ на последний вопрос: «Кто ваш лучший друг?» – он, усмехнувшись, рас¬сказал притчу:
    - Как-то раз один человек собрал много своих самых верных друзей и отпра¬вился вместе с ними в долгий путь. Дорога была трудна, то один, то другой из его спутников уставал и останавливался, ряды товарищей редели. Наконец отстал по¬следний. Тот человек пришел к своей це¬ли один. И тогда он осознал, кто его лучший друг, за все время пути не предавший, не оставивший его одного. Этим другом может быть только Бог… Самый надежный, самый верный…

    Лидия ЦЕЧОЕВА

    ж-л «Дош», № 3 (29), 2010 г.

    Оффлайн Орлеана

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1676
    • Карма 582
    • Пол: Женский
    • Служу Свободе и Справедливости!
    • Уважение: +30
    Re: Совесть Кавказа
    « Ответ #1 : Декабрь 22, 2010, 03:16:48 pm »
  • Publish
  • 0
    Низкий поклон Иссе Аюбовичу! Диссидент - этим для меня все сказано.


    Это бой не на жизнь, а на смерть и до смерти
    Наша ненависть пусть ваш сожжет Вавилон!
    Запасайтесь гробами, кремлёвские черти!
    Пусть тротил и свинец истребят ваш закон!
    Государство рабов и вождей-изуверов...
    Пусть ответит за всё эта злая sвинья:
    За Чечню, и за Грузию полною мерой,
    И за то, что сидели такие, как я!

    Борис Стомахин

    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20104
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Совесть Кавказа
    « Ответ #2 : Август 14, 2013, 09:18:30 am »
  • Publish
  • 0
    Вчера исполнилось 75 лет выдающемуся ингушскому писателю Иссе Кодзоеву
    В 70-х Кодзоев был политзаключенным, он - один из первых ингушских диссидентов, отсидевших срок в Мордовском спецлагере строгого режима.
    В 80-х годах он возглавил демократическое движение «Нийсхо» (Равенство), которое добивалось полной реабилитации репрессированных народов.



    Выступления Исы Кодзоева в парлaменте Грузии 9 Aprill 1991


    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20104
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Совесть Кавказа
    « Ответ #3 : Июнь 21, 2015, 08:56:23 am »
  • Publish
  • 0
    Иса приезжал в Грузию на День Независимости, это он в Зугдиди рассказывает про Звиада


     


    Facebook Comments