Автор Тема: Адыги в Иордании  (Прочитано 23091 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн opera

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 771
  • Карма 273
  • Пол: Женский
  • Уважение: +58
Адыги в Иордании
« : Июнь 20, 2010, 06:09:16 pm »
  • Publish
  • 0


    ПЕРВЫЕ ЧЕРКЕССКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ В ИОРДАНИИ
    Черкесская колония в Аммане была создана по инициативе турецкого султана Абдул Хамида с целью отвоевания Трансиордании от бедуинов. Первая группа поселенцев, прибывшая в Амман, насчитывала около 50 шапсугских семей, которые потеряли семьсот членов своей группы, переплывая море, когда на их корабле возник пожар. Их путешествие продолжалось около года. В 1880 году еще две волны черкесских эмигрантов достигли Трансиордании: большая группа из Кабарды прибыла в Амман и другая группа бжедугов поселилась в восьми милях западнее города около чистых источников Уадисира. Через два года колония в Аммане была усилена второй группой кабардинцев. В 1901 году еще больше черкесов прибыло из Турции и основало село Нахур.
    Черкесы принесли с собой большое количество технологических и культурных особенностей. Они имели небольшие огороды вокруг своих домов и культивировали фруктовые деревья и овощи, чечевицу и горох. Содержали коров и, в отличие от арабов, использовали коровье молоко. У них были пахотные волы, куры, овцы, козы и лошади. Главным фактором размещения ранних черкесских поселений была близость к воде. Это сразу же породило противостояние с местными бедуинскими племенами.
    Черкесы были выше ростом, шире в плечах и светлее, чем арабы. Мужчины носили высокую шапку, которая позже стала частью униформы палестинской полиции, блузу со стоячим воротником и длинный сюртук, опоясанный патронташем. Этот костюм и в наши дни все еще носит королевская охрана, которая состоит из черкесов, сопровождающих правящего монарха на официальных церемониях со времен амира Абдуллы. Женщины носили длинную, свободного покроя одежду, не закрывали лица и у них была большая степень независимости, чем обычно принято среди мусульманок. Во время праздников мужчины и женщины танцевали вместе (что было шокирующим и нечестивым для мусульман-бедуинов). Их пятитоновые мелодии напоминали шотландские горные песни и полностью отличались по характеру и ритму от бедуинского монотонного пения. Женились только внутри своего племени и сохранили свою традицию похищения невест.

    УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕССКОЙ ОБЩИНЫ
    Главной национальной чертой черкесов была самодисциплина, которая прививалась с детства. Другая культурная характеристика, на которую все обращают внимание, это преданность или уважение к вышестоящим. Однажды данная верность хранится постоянно и не подвергается пересмотру, дана ли она добровольно внешней силе, такой, как Оттоманская империя или Хашимитское королевство, или же с рождения - своей семье. Так, среди моря революций черкесы оставались верными Оттоманской империи до тех пор, пока империя не исчезла.
    Колонисты были первыми во многих смыслах. Они применили плуг там, где арабы умели лишь пасти. В 1880-х годах черкесы основали свое административное управление и полицию. До этого турецкое имперское правительство не могло организовать постоянную администрацию или гарнизон ни в Джоланах, ни в Балке. Все меры государственного порядка взяли на себя черкесы.
    С самого начала проблема безопасности приобрела важнейшее значение для черкесов. Напряженность между черкесами и бедуинами в конце концов вылилась в открытую войну в 1900 году, которая известна как «Балкавинская война». Черкесская девушка из Аммана была похищена несколькими арабами из племени Балкави. Подготовленное сражение разгорелось в местечке Квейсмех между черкесами и племенем Балкави. У черкесов с племенем Бани Сахр был военный союз о взаимопомощи, и последние выступили на стороне черкесов. Союзники выиграли битву, и с тех пор начался период относительного мира и безопасности. Этого было достаточно для миграции торговцев и ремесленников из Сирии и Палестины.

    ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ БУДУЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    Строительство в 1905 году Хиджазской железной дороги с железнодорожной станцией в Аммане принесло черкесам одновременно процветание и новые проблемы. Она стала связующим звеном с внешним миром и привозила торговцев и новых поселенцев в регион.
    Первая мировая война окончательно придала черкесским поселениям статус округа безопасных и постоянных населенных пунктов с центром в Аммане. Хотя Амман оставался полностью черкесским поселением вплоть до Первой мировой войны с приблизительным населением в 300 семей, в 1914 году его растущий потенциал торгового центра отовсюду привлекал торговцев - как мусульман, так и христиан. Появление такого большого количества купцов и торговцев из других мест во многом объясняется тем, что черкесы традиционно не занимались торговлей. Они настолько не интересовались коммерцией, что можно буквально по пальцам пересчитать число семей, напрямую связанных с торговлей.
    Политическая ситуация с черкесами в это время была проста и ясна. Турецкая администрация традиционно предпочитала иметь дело с одним представителем любой национальной группы. Таким представителем черкесов в то время был Мирза Паша.
    Мирза Паша не был в числе первых черкесских поселенцев в Аммане. Он прибыл в 1907 году из Ливана, где осела часть его соплеменников – шапсугов. Мирза Паша получил официальную государственную должность от турецкого правительства еще до своего прибытия в Иорданию и, таким образом, уже имел официальные контакты с турецкой администрацией. По образцу большинства черкесских лидеров, он был знаменит своей прямотой, доблестью и строгой приверженностью религии. Обычно ездил с двумя конями, чтобы использовать свободную лошадь, если устанет первая. Он быстро поставил себя как лидера всех черкесских племен, за исключением кабардинцев. Кабардинцами же предводительствовал Мухамед Муфти, который был одним из первых поселенцев. Его сын Саид Муфти впоследствии стал очень крупной политической фигурой.

    ПОДДЕРЖКА ЧЕРКЕСАМИ АМИРА АБДУЛЛЫ
    Главной политической проблемой для черкесов являлось то, что им нужна была экономическая поддержка. Они привыкли иметь финансовую поддержку от крупных государств в течение нескольких столетий, и отсутствие такой поддержки порождало для них новую и опасную ситуацию, особенно в хаотической политической атмосфере Трансиордании.
    В ноябре 1920 года в регион прибыл принц Абдулла, главной задачей которого было создание местной армии и марш в Дамаск с целью свержения профранцузского режима и восстановления своего брата Фейсала на сирийском троне.
    Амир Абдулла был встречен большой делегацией из Аммана и окрестных деревень. Среди них были Мирза Паша и Осман Хикмат – два главных черкесских лидера послевоенного времени. Амир Абдулла и черкесы были политически очень привлекательны друг для друга. Амир Абдулла поставил целью основание местного правительства в Трансиордании, финансируемого британским правительством. Черкесы были стабильным меньшинством с традицией успешной военной активности против местных арабских племен. Они владели большой частью земель в Аммане и прилегающей местности. Но их будущее не было стабильным из-за растущих националистических настроений арабов в регионе. Для черкесов амир Абдулла был идеальным с точки зрения финансовой поддержки. Он подходил одновременно и политически и культурно как лидер, которому черкесы традиционно следовали. Абдулла был искренним мусульманином с незапятнанной генеалогией. Был знаком с черкесами со времен своей службы в Константинополе. Он нуждался в местной верной военной силе, и у него самого были крупные военные возможности. Мирза Паша и Осман Хикмат сразу же вызвались поддержать Абдуллу. Они также выделили личную охрану для амира, состоявшую из черкесов в их традиционной военной одежде, которая существует и по сей день. Черкесы предложили себя в союзники Абдулле твердо и открыто в то время, когда его будущее еще было неясно. Абдулла этого никогда не забывал и впоследствии несколько раз открыто подчеркивал.

    КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕСОВ
    Амир Абдулла провозгласил Амман столицей в 1928 году, что явилось большой выгодой для черкесов. Вторым предприятием амира Абдуллы было основание Совета министров. Совет не представлял местное население и состоял преимущественно из сирийских последователей Фейсала, который все еще надеялся, что амир Абдулла сможет освободить Сирию от французов.
    Формирование правительства из неместных арабов послужило причиной того, что один из черкесских лидеров Саид Муфти открыто отошел от Абдуллы. Он представлял кабардинцев – самую большую часть черкесов в Иордании. Эта оппозиция не оказала на положение амира Абдулле немедленного отрицательного эффекта, так как не предпринимала активных противодействующих мер. Однако это создало для Муфти репутацию открытости и прямолинейности, которая вместе с тем фактом, что он был черкесом, предоставила ему серьезные политические шансы в последующие годы.
    Хотя некоторым местным арабам и удалось принять участие в формировании администрации нового государства, однако количество черкесов, принятых на государственную службу, было намного больше в процентном отношении от населения, чем местных арабов. Особенно это было заметно в армии. Местные арабы очень неохотно принимали участие в формировании армии, в отличие от черкесов, которые составляли около 30% войск. С этого времени одной из двух главных точек пересечения между правительством и черкесами стала армия. Она явилась, по определению ученых, сферой «социальной мобилизации», в которой черкесы надеялись, что они достигнут высокого статуса благодаря своей самобытной культуре. Другой сферой, конечно же, была политика.
    Главные усилия правительства амира Абдуллы были направлены на установление общественной безопасности, строительство дорог и ремонт Хиджазской железной дороги, установление судебной системы, а также реорганизацию системы земельной собственности и налогов. В последнем черкесы были особенно заинтересованы, так как их главным занятием было сельское хозяйство. Земельная перепись была начата в 1928 году и завершена в 1933-м. Эта перепись дала черкесам полное утверждение собственности над своими землями. Тогда была определена собственность не только на используемую землю. Во время переписи большинство земель, окружавших Амман, не использовалось и практически ничего не стоило. Но они, тем не менее, были переписаны благодаря скрупулезности английских администраторов. С развитием Аммана и окружающих деревень эти земли приобрели большую ценность.
    Очень важным для черкесов явилось разделение Иордании на четыре округа и одну автономную территорию. Автономная территория включала наряду с Амманом черкесские села Наур, Уадисир, Сувейли и Русейфа. Это эффективно вывело большинство черкесских горожан из включения в арабские межплеменные политические проблемы и напрямую подчинило их трону. Эта мера одинаково устраивала как черкесов внутри столичной автономии, так и амира. Это также исключало возможность, что черкесы как могущественная военная группа могли войти в союз с каким-нибудь племенем с целью свержения режима.
    Следующая мера по установлению конституционной монархии также напрямую улучшила положение черкесов. Избирательный закон, принятый 15 августа 1928 года, содержал специальный пункт, вводивший одно специальное место для черкеса. Для выборов одного депутата в представительный орган государства требовалось 5 тысяч избирателей в округе для меньшинств, в то время как в остальных округах необходимо было 27 тысяч избирателей.
    Так эти три государственные меры стали ключевыми для черкесов: перепись земли, установление в Конституции «столичной территории» и закон о выборах 1928 г. с его специальным пунктом о черкесском участии в представительном органе. Эти три меры конституционно закрепили статус черкесов в иорданском обществе и установили для них стабильное политическое положение на все время, пока существует Хашимитское правление.

    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 07:23:24 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #1 : Июнь 20, 2010, 06:09:30 pm »
  • Publish
  • 0
    Черкесские государственные деятели
    Три крупных черкесских семьи изначально стали политически наиболее активными в Иордании. Первой была кабардинская семья Хикматов, представленная Омаром Хикматом, который стал первым черкесом, вошедшим в ранний Совет Министров в качестве министра юстиции. Семья Хикматов впоследствии была одной из самых активных в правительстве, но члены ее чаще занимали должности по назначению, а не выборные. Три сына Омара Хикмата впоследствии занимали различные посты.
    Также и семейство Мирз остается по сей день активным в политике, сохранив преемственность через Уасфи Паши – сына Мирзы Паши. Семья Мирз всегда верно поддерживала амира Абдуллу, хотя сам Мирза Паша никогда лично не принимал участия в политике из-за своей оппозиции к англичанам.
    Самым известным черкесским лидером был Саид Муфти, ставший к 1928 году наиболее влиятельным иордано-черкесским политиком. Его влияние, тем не менее, часто оспаривалось одним из семейств Мирз – не семьей вышеупомянутого Мирзы Паши, а семьей Аббаса Мирзы, который работал в нескольких правительствах, меняясь должностями с Саидом Муфти.
    Политическую позицию Саида Муфти можно охарактеризовать как абсолютную лояльность при сохранении независимости. Выступив против администрации в начале 1820-х годов, Саид Муфти продолжил вести себя независимо и в 1830-х годах, поддерживая правительство в большинстве вопросов, но иногда выступая и как лидер оппозиции. Такая компетентная оппозиция позволяла Муфти сохранять высокий статус в политике и одновременно создала ему огромную популярность среди недовольной правительством части транс-иорданского населения. Это стало особенно важно после 1948 года, с вхождением палестинцев в иорданскую политику. Саид Муфти был членом нескольких политических партий и избирался как первый черкесский депутат в первый Законодательный Совет 1929 года. 18 ноября 1931 года назначенный амиром Абдуллой премьер-министр Ибрагим Хашим сформировал Исполнительный Совет из пяти человек, одним из которых стал Саид Муфти.
    Таким образом, премьер-министр примирил Совет Министров и Законодательный Совет, и это стало началом непрерывного гармоничного сотрудничества между ними, длившегося вплоть до провозглашения независимости Иордании. Саид Муфти впоследствии избирался в три Законодательных Совета из четырех, существовавших с 1931 по 1947 год.
    Перепись 1933 года выявила 5850 черкесов в Трансиордании:
    Амман – 1700
    Уадисир – 2000
    Джераш – 1500
    Наур – 500
    Суейлих – 150
    Все население Трансиордании тогда составляло 300 тысяч человек, и черкесы, таким образом, составляли 2%. Эти цифры приобретают особую значимость в связи с тем, что из 925 чиновников, служивших в трансиорданском правительстве в то время, 68 были черкесами. Следовательно, черкесам, составлявшим 2% всего населения, принадлежало 7% должностей в правительстве, включая одну из пяти в Исполнительном Совете.
    Военная карьера также была одной из очень успешных сфер для черкесов. В 1924 году черкесские подразделения (под предводительством капитана Уасфи Мирзы, сына Мирзы Паши) составляли 30% иорданской армии.
    В 1927-1947 годах главного успеха черкесы добились в сельском хозяйстве. Быстро развивавшиеся рынки в Палестине стали настоящей экономической находкой для черкесов, и к началу сороковых годов они приобрели репутацию землевладельческого и богатого класса.
    Влияние образования израильского государства на черкесов
    Аннексия Западного берега Палестины оказала влияние на черкесскую общину в Иордании. Выход палестинских ультранационалистов на провинциальную иорданскую политическую сцену подчеркнул статус черкесов как неарабской группы внутри государства.
    Саид Муфти имел хорошую репутацию среди палестинцев. Во-первых, считалось, что, как черкес, он не станет подвергать опасности своих соотечественников только лишь для того, чтобы остаться в политике, что было обычно неприемлемо для палестинцев. Во-вторых, он был замешан в политических событиях против режима в 1930-х годах и поэтому считалось, что он чувствителен к общественному мнению. Для того, чтобы успокоить антианнексионные чувства палестинцев, король Абдулла назначил Муфти первым пост-аннексионным премьер-министром в 1950 году. В этой должности Муфти получил еще более доброе расположение палестинцев, когда твердо отклонил директиву короля Абдуллы выработать условия мира с Израилем.
    Саид Муфти был первым черкесом, назначенным на пост премьер-министра.
    Образование Израиля и захват западного берега Иордана повлияли на экономическое положение черкесов. Большая часть рынка сельхозкультур была потеряна вследствие войны с Израилем. Однако этот экономический удар был более чем компенсирован резким ростом цены на землю. Большинство некультивируемых земель, которые черкесы получили в Аммане, сильно подорожали. Наплыв палестинских беженцев послужил причиной астрономического скачка цен.
    К чести черкесских землевладельцев, не получивших никакой компенсации, на их землях был организован и размещался в течение нескольких лет ряд палаточных городков для беженцев. Но в целом экономический эффект был такой, что он поднял благосостояние черкесов. Это послужило причиной того, что последующие поколения черкесской молодежи более стремились в экономику, нежели в политику.
    Впоследствии наметилась тенденция к ассимиляции черкесов с арабами. Это особенно проявилось в языке (до этого черкесы говорили между собой только на родном языке) и в стиле жизни. В то же время ярко выражена и тенденция принятия черкесами европейских традиций. Молодежь, например, меняют черкеску на европейский костюм. В то же время ассимиляция слабо проявляется в браке. Почти все мужчины женятся на черкешенках. Последние же пользуются среди арабов славой красавиц и иногда выходят за них замуж. Но такие межнациональные браки скорее исключение нежели правило и касаются только семей с высоким социальным статусом.
    Роль черкесов в сохранении преемственности власти
    Убийство короля Абдуллы 20 июля 1951 года повлекло за собой борьбу за престол между сторонниками принца Талала (который в то время проходил в Швейцарии курс лечения в психиатрической клинике) и его брата принца Наифа.
    Вице-премьер Саид Муфти, занимавший одновременно должность министра внутренних дел, оказался в центре двух важнейших политических задач. Первая заключалась в быстрой поимке, суде и наказании виновников смерти Абдуллы. Эта задача была решена, на удивление всех, в течение двух месяцев, и это предотвратило превращение смерти короля в главную политическую проблему.
    Но более важным было то, что Саид Муфти считался всеми нейтральной политической фигурой, и 7 августа 1951 года полетел в Швейцарию для того, чтобы проведать принца Талала. Вернувшись, он предложил приостановить любое политическое решение до того, как будет вынесено медицинское заключение – сможет ли Талал быть королем. До этого было решено оставить Наифа в качестве регента. Этот компромисс удовлетворил всех
    В начале сентября 1951 г. министр здравоохранения Иордании вернулся из Швейцарии и признал принца Талала способным управлять страной. За это время увеличилось и влияние сторонников Талала. 5 сентября, на следующий день после того, как убийцы короля Абдуллы были повешены, Талала провозгласили королем. Чтобы пресечь дальнейшие притязания на престол со стороны Наифа, было также принято решение провозгласить амира Хусейна коронованным принцем.
    Борьба между Талалом и Наифом за корону, а вернее, между их сторонниками, окончательно подорвала здоровье нового короля Талала, и он вернулся в швейцарскую клинику. Когда стало ясно, что Талал не в состоянии исполнять свои обязанности в качестве короля, престол был передан Хусейну.
    В критический для Хашимитской династии период между убийством Абдуллы 20 июля 1951 года и провозглашением Хусейна королем 2 мая 1952 года Саид Муфти работал одновременно вице-премьером и министром внутренних дел. Считается, что он внес огромный личный вклад в сохранение режима.

    Черкесы в Иордании после 1950-х годов
    В 1957 году офицерский корпус иорданской армии подвергся политической чистке в результате известного Заркайского дела. Двадцать два офицера были преданы военному трибуналу за попытку свержения короля. Тогда же были уволены около 200 офицеров. Но среди них не было ни одного черкеса.
    В течение двух десятилетий от черкесской общины регулярно избирались в парламент Саид Муфти и Уасфи Мирза или Аббас Мирза. Уасфи Мирза был министром сельского хозяйства в 1953-1954 годах. Эта должность была для черкесов очень важной из-за того, что они владели большими землями. И как раз во время работы Уасфи Мирзы министром им были предприняты серьезные меры по оптимизации сельскохозяйственной сферы Иордании. Большое количество сотрудников министерства сельского хозяйства тогда и теперь – черкесы. Уасфи Мирза занимал должность министра в период с 1954 по 1961 год.
    В результате земельного бума в 1948 году многие черкесские семьи (большинство – кабардинские) сильно разбогатели и получили крупные финансовые возможности. Эксперты по Иордании обычно характеризуют черкесов как крупных землевладельцев. Это богатство вместе со склонностью зажиточных черкесских семей посылать своих детей на учебу в американские и английские вузы породило среди черкесов новый класс технологов и финансистов. Четыре самые крупные семьи землевладельцев – это Муфти, Таш, Мирза и Хурма.
    В экономической сфере семья Муфти приняла участие в основании Центрального Банка Иордании и продолжает владеть крупным пакетом его акций. Иззалдин Муфти, младший брат Саида Муфти, был директором банка со времени его основания в начале 1960-х годов. Он также трижды был министром финансов между 1962 и 1966 годами. Третий брат Шаукат Муфти является выдающимся деятелем в культурной сфере, неоднократно занимал пост президента Черкесской Благотворительной Ассоциации. Он доктор медицины и автор книги «Герои и Императоры в Черкесской истории». Шаукат Муфти является известным авторитетом в черкесской истории и обычаях.
    Семейство Таш тоже ведет банковский бизнес, занимая позицию директора в совете директоров национального (Ахли) банка Иордании. Семейство Таш никогда не участвовало в избирательных кампаниях, но неоднократно занимало назначаемые должности. Один из представителей Таш был иорданским послом в Канаде. Их меньше, чем членов семей Мирза и Муфти. И хотя они очень уважаемы в черкесской общине, имеют небольшое политическое влияние.
    Во второй половине двадцатого века черкесская община резко трансформировалась от традиционного, аграрного, этнического меньшинства в современный, урбанизированный, арабизированный ключевой элемент в Иордании. Все взрослые черкесы – двуязычны (черкесский и арабский), а образованная молодежь почти вся триязычна (черкесский, арабский и английский). Многие окончили университеты Ливана, Египта, Великобритании и США. С тех пор, как наплыв палестинских беженцев превратил Амман из спящей черкесской деревни в бурлящий арабский город, многие черкесы забыли язык своих предков.
    Хотя некоторые черкесские интеллигенты проводят кампанию по обучению черкесскому языку на основе латинского алфавита, она не имеет успеха. Большинство книг, выпускаемых Черкесской Благотворительной Ассоциацией, - на арабском языке.
    В то же время в черкесской общине сохраняется традиция мононациональной семьи. Хотя есть случаи, когда черкесские мужчины берут в жены арабок, но они остаются исключением. Эндогамия у черкесов все еще сильно поощряется и является обычным явлением.
    Брюс Дуглас МАККЕЙ
    Калифорнийский университет, США


    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #2 : Июнь 20, 2010, 06:11:44 pm »
  • Publish
  • 0


    Среди наций, которой помогли состояться, они пытаются сохранить себя

    Поиск самоидентификации может стать ловушкой для молодых людей, подобных Иналу Тхагапсо, живущему без твердой почвы под ногами между единственным домом, который он знает, и родиной предков. Как и многие другие дети иммигрантов он понимает, что не чувствует себя своим ни там, ни здесь.

    Его прапрадедушка бежал от царских армий на Кавказе в 1860-х годах и осел в маленьком пустынном регионе, ставшем потом Иорданским Хашимитским Королевством. Теперь, спустя четыре поколения, его правнук желает вернуться на родину предков. С акцентом он произносит по-английски: «Для меня это мечта - вернуться туда. Это то, что живет во мне, хочу я того или нет».

    Инал Тхагапсо - черкес. Он представитель диаспоры, появившейся, когда сотни тысяч горцев покинули свою родину, ставшую теперь южной частью России, к северу от Азербайджана и Грузии. Это спокойная диаспора: не устраивая волнений и смут, она мирно инкорпорировалась в общества таких стран, как Иордания, Турция, Сирия и США.

    История черкесов в Иордании во многих отношениях типична для иммигрантов по всему свету. Держаться и продолжать быть, быть вовлеченными и в то же время оставаться вовне. Но для нации, которая изначально борется за то, чтобы определить, что же такое иорданец, черкесская тема имеет особый резонанс. Те иорданцы, которые не являются черкесами, негативно воспринимают любое упоминание о том, что некоторые из их соседей не совсем свои в этой стране. Возможно, это воспринимается как вызов нации, которая говорит миру, что наконец-то состоялась. «Никогда не слышал, - отвечает Рауф Абу Джабер, иорданский бизнесмен и историк, когда ему сказали, что некоторые черкесы готовы уехать на родину предков. - Лично я удивлен».

    Конечно, не все черкесы, численность которых в Иордании оценивается более чем в 100 тысяч, стремятся репатриироваться. Судя по интервью с дюжиной представителей этой общины различных возрастов, уехало бы меньшинство. Но это не преуменьшает значения борьбы за идентичность тех, кто среди арабского окружения пытается держаться за очень отличающуюся культуру. В простом виде это стремление проявляется в национальных танцах, совершенно иных, чем арабские, в тяге к родному языку в условиях, когда, по словам многих черкесских юношей, они на нем не говорят.

    «Большинство молодых людей здесь ничего не знают о своей истории, - говорит Инал Тхагапсо, год проживший на Кавказе, но вернувшийся в Иорданию после того, как убедился, как тяжело строить на родине предков новую жизнь. - Они не знают языка. Но скажи им, что они не черкесы, и они убьют тебя».

    Иордания - маленький кусок выжженной земли, выделенный британцами на Ближнем Востоке в отдельную страну в 1920-е годы, когда она называлась Трансиорданским эмиратом. Черкесы уже долгое время жили здесь к тому моменту, когда власть взял первый представитель местной Хашимитской династии - Абдалла. Они были успешными фермерами и землевладельцами и тесно взаимодействовали с королем Абдаллой в деле защиты и строительства новой нации. В 1946 году Иордания обрела независимость и вскоре стала именоваться Иорданским Хашимитским Королевством.

    Но с самого начала Иордания была скорее искусственным, чем естественным образованием. Понятие иорданец было в большей мере абстракцией. Эта страна до сих пор остается амальгамой ближневосточной мозаики народов, сект и религий: палестинцев, армян, сирийцев, чеченцев, выходцев с Аравийского полуострова, называемых хиджази, а также друзов и христиан. И черкесов.

    Извне иорданским лидерам твердили, что само существование их государства не имеет смысла. А лишенное родины черкесское меньшинство делало все, чтобы доказать несправедливость таких утверждений. Король Абдалла в благодарность и из уважения к верности и национальным традициям черкесов сделал их почетной стражей Королевского дворца. И сегодня посетители королевской резиденции встречают стальные взгляды людей в костюмах, ставших основой для старой униформы казаков.

    Годами черкесы занимали самые высокие посты в государстве, включая должность премьер-министра и ряд важных постов в спецслужбах. Но сегодня многие черкесы говорят о том, что одним из признаков утери ими позиций и перспектив в Иордании для них является отсутствие соплеменников на ключевых постах в государственном аппарате. Внимание теперь переключено на другую важную этническую общность в Иордании - палестинцев, с их стремлением к созданию независимого государства. Иордания аннексировала Западный берег в 1950 году, но потеряла его в арабо-израильской войне 1967 года.

    Между тем, по мнению 26-летнего Ахмада Умара, недавнего выпускника университета, с точки зрения исторической перспективы дела у черкесов гораздо хуже, чем у палестинцев. Последние, по его словам, живут, по крайней мере, в своем регионе, среди людей с теми же обычаями и языком. «Нашей проблеме сотни лет, - говорит он. - Мы уже 143 года в Иордании. Все знают палестинцев, но никто не знает нас». Ахмад Умар также пытался переехать на родину предков, в Россию, но, промаявшись два года, вернулся в Иорданию. «Я хотел получить российский паспорт, но они мне его не дали», - говорит он.

    Черкесский культурный центр в Аммане находится в неприметном здании на маленькой улице в районе для представителей среднего класса. Во время нашего вечернего визита там как раз заканчивала свои занятия национальными танцами группа парней и девушек. В отличие от своих арабских соседей, черкесские мужчины и женщины танцуют вместе, демонстрируя весьма воинственно выглядящую хореографию, со множеством сложных па ногами и хождением на пальцах у мужчин и плавным несением корпуса у женщин.

    «Я черкес, но моя национальность - иорданец», - говорит 16-летний Шамиль Ширух, не говорящий на родном языке, но танцующий национальные танцы уже 10 лет. 21-летний Тамер Кунаш добавляет: «Мы все считаем себя иорданцами. Это - наш дом».

    Их наставник - требовательный мужчина с чисто выбритой головой, 32-летний Инал Хатык, начальник канцелярии Али бен аль-Хуссейна, брата правящего короля Абдаллы II. Он заставляет танцоров правильно двигаться, выделывать па и нести себя с достоинством и выразительностью.

    «Мы настоящие черкесы и настоящие иорданцы», - говорит он. Затем, дав своим подопечным передышку, добавляет: «Но многие черкесы хотят вернуться на родину».

    Майкл СЛЭКМЕН
    «The New York Times», 11 февраля 2009
    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 07:22:51 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #3 : Июнь 20, 2010, 06:13:38 pm »
  • Publish
  • 0
    Уже четыре поколения правителей Иордании доверяют свою личную охрану нашим бывшим соотечественникам – черкесам.

    «Собеседник» выяснил, почему. Распространяться на эту тему не принято

    Во время визита президента Путина в Иорданию в объективы фото- и видеокамер попали люди, которым лишняя «засветка» не нужна: личная охрана главы государства – короля Абдаллы II. Только это были не привычные плечистые охранники западного образца, а черкесы в самом что ни есть их традиционном кавказском облачении.
    Абдалла II – король, ломающий стереотипы. Этот нестандартный арабский правитель учился в Оксфорде и Джорджтауне, ведет светский образ жизни, в свободное от управления королевством время он еще водолаз, парашютист, пилот, гонщик и муж королевы Рании с топ-модельной внешностью. Но есть нечто, в чем модный иорданский монарх четко следует старой традиции – как его прадед, дед и отец, нынешний правитель Иордании доверяет свою личную охрану только черкесам.
    Правителям Иордании традиционно приходится думать о своей безопасности вдвойне. Они всегда стараются совмещать в своей политике восточные и западные черты, и поэтому ни арабы, ни западники не считают их до конца «своими». А значит, угроза им идет как с Востока, так и с Запада. Иорданские короли всегда хранили имидж исламского государства, давали приют чеченцам и палестинцам, но при этом любили гонять на американских машинах, пить французское вино и жениться на английских женщинах. Абдалла II во всех этих смыслах – настоящий представитель династии Хашимитов. На молодого, активного, хорошо образованного монарха косо поглядывают ведущие мировые державы, а лидеры «Аль-Каиды» прямо угрожают расправой. У такого короля должна быть достойная охрана.
    – Мы, конечно, знаем, кто из наших служит в личной охране короля, но расспрашивать на эту тему у нас не принято, – говорит член совета Черкесского благотворительного общества Вивар Бакир. Его близкий родственник охранял предыдущего иорданского короля, Хусейна, но даже много лет спустя после выхода в отставку 75-летний воин не соглашается нарушить верность уже покойному правителю и уходит от общения с журналистом «Собеседника».
    – Думаю, самое тяжелое в их работе – это то, что весь рабочий день приходится проводить на ногах, – отшучивается Вивар Бакир.
    Сами черкесы говорят, что их «фирменная» национальная верность и преданность позволяют им уже больше века бессменно оставаться на службе у иорданской монархии. За это время сильно поменялась техническая сторона охраны первых лиц мира, но осталось в цене то, чего не может купить даже самый богатый и могущественный монарх – 100-процентная надежность своих приближенных. Предательство со стороны самых близких людей – это слишком частый финал в биографии правителей всего мира.

    Черкесами здесь называют и кабардинцев с адыгейцами

    Неписаный «контракт» между черкесами и монархами Иордании династии Хашимитов был заключен еще в начале прошлого века. Королевство тогда еще не существовало на карте мира – Иордания была всего лишь бедным захолустным районом Османской империи, куда в большом количестве заселились бежавшие от русско-кавказских войн черкесы – так одним общим словом здесь называют кабардинцев, адыгейцев и самих черкесов. Будущие короли жили тогда ненамного лучше своих будущих подданных – в таких же палатках, как и простые смертные, только «дворцовые апартаменты» стояли не на четырех, а на шести ножках – чтобы выдержать скопление народа при проведении общих собраний. Когда Османская империя распалась, иорданцы при поддержке Великобритании решили построить свое государство. Первый король – Абдалла I сам выбрал, с кем ввязаться в большую историческую драку.
    – Сначала это были 40 черкесов, которые все первое время окружали короля, охраняли его от воюющих бедуинских племен и других врагов, – рассказала Любовь Балагова-Кандур, автор монографии по истории черкесов. – Черкесы поклялись иорданскому королю в верности, и это обещание ни разу не нарушили. Абдалла I даже столицу перенес в Амман, где компактно жили его новые союзники и охранники.
    Об их работе немногое известно – только по редким кадрам, которые попадают в мировые новости. После смерти предыдущего короля Иордании, Хусейна, у его тела во время прощания постоянно стояли четыре черкеса. Говорят, это было специальное распоряжение умирающего монарха.

    Король знает всех в лицо и по именам

    Абдалла II унаследовал своих стражников. До восшествия на престол он был главой иорданского спецназа и, став королем, решил не менять телохранителей. Значит, свое дело они делают хорошо. Несмотря на немного театральный внешний вид – нарядные черкески и кинжалы за поясом.
    – Все понимают, что в XXI веке главу государства охраняют не только кинжалами, – говорит Любовь Балагова-Кандур. – Красиво одетые люди – это только видимая часть и в каком-то смысле ритуал. На самом деле реальную охрану короля обеспечивают не только они, но и другие военные и сотрудники спецслужб, в рядах которых – тоже черкесы. Представители этой кавказской национальности традиционно находятся и на ключевых военных постах в Иордании. Все иорданские спортсмены с победами на мировом уровне – черкесы. И почти все они после окончания спортивной карьеры попадают в охрану короля.
    – Эта служба всегда была почетна для черкесов, – говорит Вивар Бакир. – В самом начале туда попадали в основном сыновья и внуки самых первых стражников короля. Сейчас это не всегда так. Но отбор по-прежнему жесткий. Его ведет брат короля, принц Али. Он же руководит и личной охраной Абдаллы II. Текучки на этой работе, можно сказать, никакой – в охране постоянный состав, и уходят с этой службы только по возрасту. При отборе смотрят на все, начиная с внешности – ведь эти люди становятся в какой-то степени визитной карточкой королевской семьи – и заканчивая физическими и профессиональными данными.
    Королевские стражники могут не шевельнувшись отстоять 8 часов у дворцовых дверей, но это не истуканы. Король знает их всех в лицо и по именам, интересуется их жизнью. Телохранители тоже волей-неволей узнают какие-то дворцовые тайны, но еще никогда не выносили сор из королевского дома. Говорят, что черкесские телохранители получают не такое уж огромное жалованье, но по торжественным поводам (вроде женитьбы) монарх обязательно одаривает их истинно королевскими подарками. Ведь всё могут короли. Особенно если их надежно охраняют.

    досье
    Прадед нынешнего короля Иордании Абдалла I был единственным правителем из династии Хашимитов, умершим насильственной смертью. В 1951 году он погиб от рук палестинского фанатика у входа в мечеть Аль-Акса.
    Зато внук Абдаллы I – Хусейн I может считаться самым неуязвимым из всех мировых монархов. Он успешно пережил рекордное количество покушений. Широко известны только 20 из них. В Хусейна метали бомбы, сыпали отраву в еду и капли для носа, присылали кислоту во флаконе, пытались сбить его самолет... Вышедший из всех этих приключений без единой царапины, Хусейн I умер своей смертью на 49-м году своего правления.


    Автор: Ахмирова Римма
    Собеседник, 26.02.2007

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #4 : Июнь 20, 2010, 06:17:11 pm »
  • Publish
  • 0
    Центр города  Карак. Иорданский черкес   


    ЧЕРКЕСЫ ИОРДАНИИ

    Личная черкесская гвардия короля набирается , как правило,  из Карака  - небольшого города в центре страны. Но населенного  черкесами - так называют выходцев из Северного Кавказа. В основном это адыги и кабардинцы, объединенные на всем Востоке как бы одним именем.  Всего их в Иордании, по разным оценкам,   от пятидесяти до восьмидесяти тысяч.
    Кстати, поначалу, в этих местах черкесы порезали бедуинов, но потом все примирились и прежние обиды забылись как недоразумение.  Во времена затяжной войны России и горцев, после поражения Шамиля, часть из них  была вынуждена спуститься в долины и тогда царское правительство  поставило их перед необходимостью признать новую власть и принять российское подданство. 400 тысяч горцев   тогда предпочли уйти  на чужбину - в Оттоманскую империю. Турки вскоре расселили большинство из них по окраинам - и от центра подальше, и для защиты  территорий.
    Когда образовалась Иордания, уже после Второй мировой войны, ставший ее первым королем Абдалла Первый привлек в свою личную гвардию 40 черкесов, доверяя их слову и понятиям о чести. Будучи бедуином, Абдалла, вплоть до своей смерти от руки палестинского фанатика на ступенях мечети Аль Акса, в Иерусалиме, никогда не раскаивался в своем выборе. А черкесы королей страны не подводили ни разу.
     В телохранители сначала набирали потомков первых “ гвардейцев”. Сегодня - отбор проводит лично брат уже нынешнего короля. Здесь служат всю жизнь - до ухода на пенсию. И  ни разу кавказские телохранители не допустили никаких “ утечек” о том, что происходит  в королевской семье.
    - После школы попробуем поступить в армию или в полицию, - объяснили мне встреченные на узкой улочке Карака улыбчивые горские парни, ничем внешне, на взгляд европейца, не отличающиеся  от остальных жителей. Черкесы в Иордании, по сути, считаются такой же титульной нацией страны как и бедуины.  В отличие от палестинцев, составляющих, однако, до сорока процентов населения страны...  

    Александр Ступников
    http://uryst.livejournal.com/117193.html
    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 07:21:27 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #5 : Июнь 20, 2010, 06:27:12 pm »
  • Publish
  • 0




    http://catalog.fmb.ru/jordan3.shtml

    Черкесы, придерживающиеся ислама, впервые прибыли в Иорданию с Кавказа во время русско-турецкой войны 1877–1878 и основали поселение в Аммане, который в 1920-х годах стал столицей страны. Численность черкесов составляет всего около 25 тыс. человек, но их влияние на правительство и военные круги значительно превосходит их представительство в составе населения страны.

    Чеченцы, переселившиеся в Иорданию с Кавказа в начале 20 в., насчитывают всего ок. 2000 человек.

    В это же время за соседними столиками в вестибюле гостиницы уже заседала другая группа. Ее притягательным центром был единственный дважды герой Иордании, чеченец, генерал Ахмед Аллаудин Арслан.
    Конституцией Иордании не предусмотрено присвоения одному и тому же человеку звания дважды героя. Однако специальным постановлением за особо выдающиеся заслуги было сделано исключение: Ахмед Арслан дважды был отмечен высшим званием и высшей наградой страны.

    Зная, что имеет дело с "черкесскими" туристами, Мажди особо подчеркивал, что в Иордании черкес является олицетворением государственной безопасности. Охрана дворца и гвардия короля Хусейна и его брата - наследного принца Хасана - состоят исключительно из "черкесов". Причем, слово "черкес" здесь понимают в подчеркнуто широком общекавказском значении. Например, в визе, выданной в московском посольстве Иордании члену нашей группы, чеченцу по происхождению и по паспорту, в графе "национальность" с особым уважением записали - "Circassian", т.е. "черкес".
    Королевская охрана ходит в черкесской национальной одежке при газырях и кинжалах. На папахах у них - значки в виде короны. Символ королевской власти. И, как не без иронии заметил наш гид, если в Иордании "черкесы" являются оплотом надежности, стабильности, гарантом государственной безопасности, то в России они "лица кавказской национальности" и дестабилизирующий элемент.

    - А все дело в сбалансированности национальной политики - заметил наш экскурсовод. При этом он сослался на мудрость решений короля Хусейна как во внешней, так и во внутренней политике. В Иордании бывшие беженцы с Кавказа представлены не только в дворцовых гвардиях, они и в парламенте постоянно имеют свои 3 места. Эта квота закреплена за кавказцами официально.
    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 07:19:47 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #6 : Июнь 20, 2010, 06:55:19 pm »
  • Publish
  • 0
    Принц Иордании Али имеет черкесскую кровь
    http://circassian.narod.ru/rus/circass/abroad/jordan.htm

    Конные черкесы из Иордании во главе с принцем Али Бин аль Хуссейном  стартовав от королевского дворца прошли дорогами махаджиров на историческую родину. Они прошли горячими песками, расплавленным асфальтом, будут омыты росой и овеяны холодным ветром. Пройдут бюрократические препоны на сирийской и турецкой границах.

    2На первой от группы отстанет Ибрагим Яганов. Ему в сирийском консульстве откажут в визе только за то, что он когда-то посетил Израиль. Группу он догонит самолетом. При выезде из Турции принцу со свитой не позволят перевозить лошадей, наличие которых не оговорено в их документах. Но это право на этот раз окажется у Ибрагима Ягангова, поскольку лошади в бумагах значатся как собственность российского гражданина. В итоге все приплывают на одном пароме.

    8Сейчас это все комично, как комично и то, что врач сей мужской компании - акушер-гинеколог. (Врач Ахмед Алаш не обижается и поясняет, что это его третья специальность. Еще он врач общего профиля, прошел специализацию по хирургии и терапии неотложных состояний.) Со смехом вспомнят, как на подходе к какому-то населенному пункту мечтали о мясе с чесночным соусом, но, увы, получили пирожные и... о-очень кислые яблоки.

    Принц Али не будет стремиться к комфорту. Как истинный джигит, он предпочтет ночевать там, где застанет тьма (бывало, и под открытым небом, в спальных мешках), есть то, что окажется под рукой. Он будет принимать с удовольствием скромные угощения и отметать попытки пышных церемоний. И многие увидят в этом юноше с лицом избалованного ребенка невероятную силу духа и твердый1 характер.

    Как говорит Ибрагим Яганов, всадников встречали люди разных статусов, разных материальных возможностей, но радушие везде -и на территории Кавказа, и за- ее пределами - было одинаковым. В Тахтамукайском районе гости посмотрели скачки в их честь, в Кошехабльском районе Адыгеи - приняли участие в праздновании Дня республики.

    Одержимость своей идеей принц Али продемонстрировал уже во время подготовки к переходу. Специально заказал большие коневозки, которые были оценены производителями в 300 тысяч американских долларов. Четыре месяца В.Мастафов жил в Иордании и шил костюмы и обувь для всадников. Принц оплачивал все затраты, связанные с проживанием и работой мастера. Оружие из серебра - а для принца с позолотой - изготовила по его заказу Асиет Еутых. Перевозка коней из Кабардино-Балкарии в Иорданию обошлась в 15 тысяч долларов. Всем всадникам только командировочных выдано по 1000 д4олларов.

    За всем этим стоит не прихоть, а высокая миссия.

    - История не была добра к черкесам. - говорит принц Али. -Но сегодня благодаря демократической ориентации стало возможным то, что не было под силу нашим дедам. Пришло время, когда черкесы (адыгэ) должны заняться собой, обрести право возвращения на историческую родину. Наш переход символизирует собой обратный ход исторических событий. И это первый шаг в той миссии, которую я избрал. Дальше надо позаботиться о том, чтобы адыги легче получали въездные визы на родину, были прямые рейсы из мест их проживания сода. Наше старшее поколение выросло в иной системе. Ему трудно будет перестроиться. Поэтому работать надо с молодежью. От нее зависит будущее нации. У молодежи должно быть свое депо, своя идея, которой она служила бы. Всех удивляет, с какой легкостью и точностью танцует принц. И это при том, что у него никогда не было учителя танцев. Просто Али любил5 бывать в джэгу, и от друзей получил уроки. Его никто не учил ездить верхом. Но верховая езда, как он сам говорит, была его страстью с детства.

    Сев на коня, принц в одно мгновение взмывает к вершине высокой горы. Он сливается с конем, кажется, дышит в едином с ним ритме.
    - Это у меня в крови, - говорит Али, - этому невозможно научиться.
    Принц не считает себя гостем на Кавказе:

    - Моя мать из рода Таукан, прабабушка по отцу - из убыхов.

    3А одна из кормилиц короля Хусейна была черкешенкой.


    Принц любит отрываться от группы, уединяться. Особенно в горах. Взгляд Али становится отрешенным, погруженным в неведомый окружающим мир.

    Он не отрицает, что им движет романтика. И еще, наверное, свободолюбие. В детстве Али часто сбегал от охраны. Взрослым он любил оставаться в Великобритании, Соединенных Штатах, где он мог жить жизнью простого человека и не соблюдать никаких церемоний. Потом его заняла идея с возрождением адыгов. В группе, с которой приехал принц Али, все -всадники, охрана - черкесы. Он не считает их теми, кто ему служит:

    - Мы - одна команда. Я советуюсь с членами этой команды, они советуются со мной. И если я их лидер, то не они меня должны охранять, а я должен заботиться об их безопасности. Этим он объясняет, что в пути всегда дорогу разведывал сам: - У нас не было гидов, дорога не была изучена. Я сам всегда соображал, как и где легче будет проехать, и сам разведывал дорогу.6

    Вероятно, еще использовал возможность побыть наедине с природой, молча с ней пообщаться. О таких впечатлениях обычно не рассказывают.

    В Хабезском районе Карачаево-Черкесии группа остановилась в туристическом лагере. И вечером кто-то, глядя в сторону башни Адиюх, решил просветить принца историей этого имени. Но Али сам рассказал два варианта легенды. А утром поднялся к башне один. Кого он мог допустить в то мгновение, когда легенда превращалась в явь?

    В свои 24 года принц Али увидел много красивых мест.
    - Но никуда меня не тянет, как сюда. - говорит он. - Я не уверен, что живущие здесь адыги осознают всю ценность и прелесть этой земли.

    П.ринц сполна вкусил жизни простого человека и в Нальчике. Поселился в обычном номере гостиницы "Нарт". Вечерами разгуливал по фойе без всякой охраны и неизменно в черкеске. Поход в урочище Къураты продолжался весь день. Но никаких перерывов на обед-не было. Вечером в гостинице группа отужинала джэдлыбжьэ и чаем с лакумами. Проще некуда.

    Принц находит такую жизнь намного лучше, чем весь этот "щхьэгъэуз" (перевод с черкесского - головная боль), в котором он вращается.
    Собирается ли он в будущем нас посетить? Его "Yes!" прозвучало с интонацией, означавшей: "И вы в этом сомневались?"

    Р.Кумышева


    Принц Али бен Аль-Хусейн по материнской линии этнический адыг.

    Его предки оказались в Иордании после Кавказской войны ХIX века, в ходе которой погибли тысячи адыгов, а выжившие были вынуждены переселиться в пределы Оттоманской империи. В результате многие адыги оказались на территориях, сегодня принадлежащих Турции, Сирии, Иордании, Израилю:

    Надо сказать, что в королевской семье Иордании только принц Али бен Аль-Хусейн не является чистокровным арабом. Правящий король Абдалла Второй, его братья и сестры относятся к Хашимитской династии, представители которой - прямые потомки пророка Мухаммеда, выходца из самого старого арабского племени курейш из города Мекки. Хашимитская династия до 1926 года правила в королевстве Хиджаз на Аравийском полуострове и до 1958 года - в Ираке. А сам принц Али бен Аль-Хусейн - сын короля Хусейна от третьего брака с этнической адыгейкой Алией Тукан (она родилась в Палестине), и, таким образом, он адыг по материнской линии.

    Видимо, поэтому принц решил повторить (но в обратном направлении) путь, который привел его предков в Иорданию. Дважды посетив Адыгею, он создал здесь фонд помощи тем адыгам, которые пожелают возвратиться из других стран на историческую родину. Последний раз на родине своих предков принц был в 1998-м.

    http://www.sbrf.ru/ruswin/sbjr/05-06/104-109.pdf


    Президент Адыгеи Аслан Тхакушинов, принц Али, президент КБР Арсен Каноков. Февраль 2007 г.

    Оккупировали бедолагу.  :)

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #7 : Июнь 20, 2010, 06:59:55 pm »
  • Publish
  • 0
    Геноцид как симптом. 2003-й год.
    http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/40/genocid_kak_simptom/comments/233289#id233289

    Адыгские национальные организации просят Европарламент признать геноцидом действия Российской империи в ходе Кавказской войны. Реальных оснований для признания нет. Но Москве все же стоит начать диалог с адыгскими лидерами

    Caucasus Times
    Адыгский вопрос не омрачил визит Путина в Иорданию

    ПРАГА, 14 февраля, Caucasus Times

    В телевизионных репортажах о встрече В. Путина с королем Иордании Абдаллой, показанных всеми центральными российскими телеканалами, журналисты сделали специальный акцент на том, что личная гвардия короля состоит из потомков черкесов, которые в 19 веке покинули Россию.

    Камеры запечатлели статных черноволосых и усатых красавцев, облаченных в черкесские военные платья образца Большой Кавказской войны. Однако российская аудитория, зрительская и читательская, ничего не узнала о так и несостоявшейся встрече президента Путина с иорданскими черкесами. Информация о том, что она готовилась, и была предметом чаяний влиятельной на Ближнем Востоке черкесской диаспоры, распространялась стараниями той же диаспоры накануне визита Путина в Иорданию.


    Суть информационного сообщения, которое, возможно, ненамеренно проигнорировали все российские СМИ, кратко может быть сведена к адыгской проблеме, которую диаспора надеялась обсудить во время визита Владимира Путина в Иорданию, где проживает около 75 тысяч потомков черкесских мухаджиров (беженцев, покинувших Россию в 19 веке во время гонений).


    Вопрос возвращения на историческую родину черкесов, проживающих в странах Ближнего Востока, согласно сообщениям ряда западных СМИ, должен был быть поставлен в ходе встречи Владимира Путина с представителями Центрального Хасэ Иордании (черкесская диаспора).


    Послание или письмо президенту России от имени более чем 2 миллионов черкесов, проживающих за рубежом, наивные потомки мухаджиров готовили не один день, согласовывая их с черкесскими диаспорами Израиля, Сирии, Турции и Иордании.


    Черкесы посчитали необходимым выдвинуть следующие требования российскому государству:


    1. Упростить процедуру предоставления иорданским адыгам вида на жительство для проживания в Российской Федерации, отменив практику необоснованных задержек и предварительных условий.


    2. Предоставить иорданским адыгам безусловное право на получение российского гражданства с одновременным сохранением гражданства Иордании.


    3. Ввести упрощенную процедуру предоставления российской визы представителям адыгской диаспоры в Иордании на основании рекомендации Черкесского (адыгского) благотворительного общества.


    4. Положительно решить вопрос о полном восстановлении в российском гражданстве иорданских адыгов, изъявивших желание вернуться на историческую родину на постоянное проживание, в соответствии с действующим российским законодательством.


    5. Предоставить иорданским адыгам право на приобретение жилья и коммерческих объектов на территории Российской Федерации с правом пользования ими для проживания, сдачи в аренду, открытия туристических объектов или в промышленных целях.

    6. Предоставить иорданским адыгам право на свободное приобретение земельных участков на территории России: сельскохозяйственных угодий, участков под строительство любых видов объектов – коммерческих, промышленных, туристических и т.п.


    7. Пересмотреть положения российского законодательства об инвестициях с тем, чтобы облегчить иорданским адыгам возможность капиталовложений в российскую экономику.


    8. Открыть регулярный (еженедельный) воздушный рейс между одним из городов Северного Кавказа и Иорданией, что послужит развитию торговых отношений, туристическому обмену, поддержанию связей между родственниками, проживающими по разные стороны границ. Вопрос об открытии подобного рейса можно решить безотлагательно путем согласования с Иорданскими авиалиниями или Аэрофлотом вопроса о введении дополнительного пункта посадки в рейсах Амман - Москва и Москва – Амман в городах Нальчике или Майкопе. Если посадка в столицах адыгских республик по каким- либо причинам затруднена, можно воспользоваться международным аэропортом Минеральные Воды.


    И это все!


    По мнению зарубежных черкесов, их требования абсолютно правомерны с позиции исторической правды. В правовом отношении они базируются на Указе президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Кроме того. существует и федеральный закон, так толкующий понятие «соотечественники": ими "являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».


    Вот они строки, призванные восстановить справедливость, вернуть упокоение душам изгнанников.


    Но увы. Глава русского государства Владимир Путин, так и не узнал о том, на что претендуют уже давно не родные соотечественники.


    С потомками мухаджиров встретились главы Адыгеи и Кабардино-Балкарии Арсен Каноков и Аслан Тхакушинов, прибывшие в Иорданию за несколько дней до визита в страну Президента России. Они постарались убедить заморских черкесов не спешить с адыгскими требованиями к Путину, и предложили подписать для начала меморандум о сотрудничестве и ограничить это сотрудничество треугольником., образуемым Кабардино-Балкарией, Адыгеей и черкеской организацией в Иордании "Аман".


    Пока диаспора вело сложные переговоры с главами северокавказских республик, Владимир Владимирович успел покинуть Иорданию.



    У Владимира Путина не было возможности ознакомиться со специальным письмом, в котором потомки мухаджиров пытаются донести до российского, (чуть было не написал Царя), президента правду о горестной участи черкесов в царской России. Сто лишним лет назад, когда русские войска овладевали Северным Кавказом, черкесы, представлявшие на тот момент самый многочисленный этнос на Кавказе (около 1,5 милионов человек), были на половину истреблены, а оставшиеся в живых за исключением несколько десятков тысяч человек депортировалы в Османскую империю. Оттуда уже несчастные мухаджиры разбрелись по всему Ближнему Востоку.


    Вслед за Путиным Иорданию покинули так и не подписав Меморандум о сотрудничестве с диаспорой Арсен Каноков и Аслан Тхакушинов.


    Но, несмотря на злую шутку, которую сыграли с черкесами, они все же уверены, что Меморандум над которым, они работали с таким вдохновением и надеждой будет все же подписан руководителями Кабардино-Балкарии и Адыгеи и тогда уже откроется прямая дорога к Владимиру Путину.



    Ады́ги (адыге, самоназвание адыгэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) в России (713 тыс. чел. – 2002, перепись), а также странах Ближнего Востока, Балкан и Германии, где их обычно называют черкесами. Общая численность свыше 1,5 млн. чел. (2004, оценка). Говорят на адыгских языках, входящих в абхазо-адыгскую семью.

    Следует отметить, что на Западе эту группу обычно называют как Circassians (т.е. черкесы), так и Adyghe, при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а второе часто обозначает только адыгейцев.

    Предки адыгов (ахеи, зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье с 1-го тыс. до н.э. В русских источниках были известны под именем касогов. В 13 в. распространяется тюркское название черкесы. В 13–14 вв. часть адыгов заняла земли в бассейне Терека, став этнической основой кабардинцев. В 18 в. часть кабардинцев переселилась в бассейн Большого и Малого Зеленчуков, где составила основу черкесов. Окончание Кавказской войны 1817–64 ознаменовалось массовым выселением адыгов в Турцию и на Ближний Восток. Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиц. социальной структуры, мифологии, фольклора и др. Сохраняют большое значение экзогамные фамильно-родственные объединения (лепк).

    В фольклоре основное место занимают нартовские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гыбза). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

    Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

    Музыкальные инструменты: смычковый шичепшин, щипковый апепшин, духовой камыл, или бжами, деревянная трещотка пхапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиц. муз. фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуако гыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

    Ислам Текушев
    Caucasus Times ® 2003. All Rights Reserved. contact us: tekushev@caucasustimes.com



    Вести о визите Президента РФ г-на Путина на Ближний Восток.
    http://vesti7.ru/video?name=6406.asf

    "В третьей части репортажа показана Черкесская гвардия Короля Иордании и последние 2 минуты сюжета речь шла о Черкесах и о том как они там оказались (показаны кадры кинохроники, рассказано о том, как Черкесы основали нынешнюю столицу Иордании Аман и пр.).

    После весьма странной фразы диктора о том что Черкесы в Иораднии выходцы из России (и это о людях чьи предки воевали с Россией всю жизнь и вынуждены были покинуть Родину - Черкесию, проиграв войну завоевателю), последовала странная фраза:

    "Так что Король Иордании обязан своей безопасностью в чем-то и России".
    Это цинизм или глупость?

    Для справки: Предки Черкесов, живущих в Иордании, за короткий промежуток времени дважды изгонялись Россией с насиженных мест:

    - первый раз с Родины (из Западной Черкесии - т. е. с территории современного Краснодарского края и Адыгеи) в 60х гг XIX в,

    - второй раз из Румелийского вилаята Османской империи на Балканах, где были поселены Османидами сотни тысяч беженцев из уничтоженной Черкесии, после поражения последней в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.

    Имененно часть этих "беженцев в квадрате" оказашихся в пустыне, на землях где строилась Хиджазская железная дорога, и являются предками нынешних Королевских Гвардейцев и большей части элиты Королевства во всех сферах.

    Теперь перечитайте фразу диктора Вестей..."
    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 07:13:58 pm от opera »

    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20096
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #8 : Июнь 20, 2010, 07:04:58 pm »
  • Publish
  • 0
    Да супер, кавказская гвардию хусеина, я и смотрел по тв и читал про это, а это из истории, мне чачба сказал...

    Черкесы в Иордании


    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #9 : Июнь 20, 2010, 07:11:17 pm »
  • Publish
  • 0
    Ох!))) Эти бородачи так мило улыбаются.  :)

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #10 : Июнь 20, 2010, 07:17:18 pm »
  • Publish
  • 0
    АДЫГИ НЕ МОГУТ ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

    http://www.regions.ru/news/location01778/2020037/
    как сообщил председатель республиканского комитета по связям с соотечественниками Руслан Емиж, в конгрессе примут участие "Адыгэ Хасэ" Иордании и Сирии. По словам заместителя председателя организации "Нафна" ("Хабзэ") Али Авгана, их участие во всемирном форуме соотечественников стало возможным благодаря недавнему визиту в "Адыгэ Хасэ" королевства посла России в Иордании, в ходе которой адыги поделились своими проблемами.
    Адыгская диаспора за рубежом очень велика и является по численности второй после русской.

    Эмиграция адыгов за рубеж была результатом Кавказской войны XVIII-XIX столетия. Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" дал адыгам надежду на возвращение.

    Однако, как явствует из Указа, адыги не подходят под понятие "соотечественник", обозначенное в документе.
    Об этом дал понять старший помощник прокурора республики, старший советник юстиции Фатин. В статье "В едином правовом поле России", опубликованной в газете "Советская Адыгея" 25 июля 2006 года он разъяснил положения Указа в ответ на участившиеся обращения граждан по вопросам его применения.

    Статьей 4 данного Закона установлено, что принадлежность соотечественника к выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у них документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно проживание в прошлом на территории Российского государства, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории, родство по прямой, восходящей линии с указанными выше лицами (для потомков соотечественников).
    Кроме того, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определено, что принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством), установленного Правительством Российской Федерации образца.
    Пунктом 3 статьи 9 названного Закона установлено, что отношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта наличия у выходцев (эмигрантов) в прошлом подданства Российского государства, регулируются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

    Все три названных пункта (не говоря уже об остальных несоответствиях адыгов предъявляемым требованиям) опускают "шлагбаум" перед адыгской диаспорой на пути возвращения на родину, так как ни о каких документах, подтверждающих подданство Российского государства во времена Кавказской войны не могло идти и речи.

    2007 год. А воз и ныне там.

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #11 : Июль 11, 2010, 02:22:14 pm »
  • Publish
  • 0
    Говоря об Иордании, невозможно не упомянуть королеву Ранию.

    Queen Rania-Pretty Woman

    [youtube]XEs3WUONCAw[/youtube]

    Prince Ali bin Al Hussein

    [youtube]dVa2iUjham4[/youtube]

    Prince Ali trip to Kavkaz

    [youtube]W0NzudbT5LU[/youtube]

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12096
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #12 : Июль 11, 2010, 10:54:46 pm »
  • Publish
  • 0
    Говоря об Иордании, невозможно не упомянуть королеву Ранию.

    Queen Rania-Pretty Woman

    [youtube]XEs3WUONCAw[/youtube]

    вах....  :rose:
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #13 : Июль 11, 2010, 11:28:27 pm »
  • Publish
  • 0
    Ну держись)   :2wink:


    Оффлайн Lion

    • Moderator
    • Ветеран форума
    • ***
    • Сообщений: 2176
    • Карма 459
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +52
    Re: Адыги в Иордании
    « Ответ #14 : Июнь 18, 2012, 02:20:56 pm »
  • Publish
  • 0
    Быть Черкесом - Документальный фильм канала Аль-Джазира

    Предлагаем вашему вниманию документальный фильм, снятый каналом Аль-Джазира о черкесской диаспоре Иордании. Где-то грустный, где-то забавный, а в целом очень трогательный фильм о наших соотечественниках, за которых мы переживаем и о которых на самом деле ничего не знаем. Еще это очень тревожный фильм - он показывает как мало времени осталось у черкесов. (Фильм разделен на 2 части из-за ограничений на youtube)





    Автор перевода: пользователь черкесского форума eLot.ru Тхылъытх
    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Шота Руставели.

     


    Facebook Comments