Автор Тема: ДАТА ТУТАЩХИА:Несостоявшаяся встреча с Чабуа Амирэджиби!!!  (Прочитано 4386 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн bislan

  • Moderator
  • Ветеран форума
  • ***
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Несостоявшаяся встреча с Чабуа Амирэджиби – 1 ч.
 
   
   
 27-го апреля на сцене Тбилисского театра юного зрителя состоялся вечер, посвященный 90-летию Чабуа Амирэджиби (СМИ).

Творчество писателя во все времена было актуальным.Оно перекликалось со многими бурными событиями, происходящими за последние десятилетия не только в Грузии, на Кавказе. Анализ поднимаемых писателем проблем мог бы привести к интересным итогам, помочь заглянуть в будущее.

Прочитав сообщение о годовщине писателя, вспомнил свою давнишнюю мечту и попытки встретиться с ним. Они уходили корнями еще в 90-е годы. Тогда, в очень сложный для Кавказа момент, мы предприняли попытку призвать к диалогу известных людей, наивно надеясь, что это как-то повлияет на ситуацию. Поездка в Грузию тогда не удалась.

Во второй раз это было в феврале 94-го, когда ездил в Грузию, чтобы освещать события по переводу останков первого президента Звиада Гамсахурдиа. Но поездка выдалась напряженной.

Переведенный в Грузию в 2001 году для продолжения журналистской работы, начал с того, что взял псевдоним «Дата Туташхиа», главного литературного героя романа Амирэджиби.

Необходимость поговорить с писателем возникла повторно в связи с событиями уже в самой Грузии, когда пошли митинги против Шеварднадзе в 2003 году. Теперь мне было интересно еще и то, насколько эти потрясения проходят через Чабуа, что он мог сказать собственному народу в этот трудный момент.

Для начала посетил Союз писателей, где созвонились с супругой писателя Тамарой. Сам писатель, как мне сказали, перенес сложную операцию и не мог разговаривать. Мне назначили встречу на второй день, и я был несказанно рад предстоящему разговору.

На второй день заблаговременно явился в район Ваке, где жил писатель, и позвонил по телефону, прежде чем подняться в квартиру, но получил вежливый отказ. Тамара сослалась на плохое здоровье мужа, да и вообще дала понять, что встреча эта не желательна.

Долго гадал над причиной отказа и нашел этому только одно объяснение. Не знаю, насколько это правда, но говорили, что писатель потерял единственного сына во время войны в Абхазии и испытывал к чеченцам сложные чувства.

Это был последний штрих моих попыток. Но о чем был бы этот разговор с уважаемым аксакалом Кавказа, если бы он состоялся?

(Продолжение следует).

Дата Туташхиа.

ИА DAYMOHK.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн bislan

  • Moderator
  • Ветеран форума
  • ***
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Несостоявшаяся встреча с Чабуа Амирэджиби – ч. 2
 
   
   
 Как Кура рассекает Тифлис на две части, так и Грузия осталась на двух берегах. Это от того, что с одного берега Смиренности она так и не увидела другого – Свободы, если не считать сегодняшние проблески. Разумеется, не это имели в виду авторы, подбирая название своему фильму по роману Амирэджиби, но вот как все символично сложилось.

Речь идет о многосерийном телевизионном фильме «Берега», снятом в 1977 году по роману Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхиа» с Отаром Мегвинетухуцеси в главной роли (фото), вызвавшем взрыв национального самосознания всей кавказской цивилизации.

Очень важно напомнить читателю анонс, которым сопровождают СМИ любое упоминание о сюжетной линии фильма, романа. «Эпическая драма о жизни народного мстителя. События фильма разворачиваются в дореволюционное время в Грузии (примерно 1900—1910 годы). Простой крестьянин, входит в конфликт с властями и с самой обыденной жизнью и становится разбойником. Он нападает и грабит богатых людей и защищает бедных. В противоположность — его двоюродный брат полковник Мушни Зарандиа делает блестящую карьеру как чиновник и полицейский. Их противостояние проходит основной сюжетной нитью через всю картину. Разные люди и силы пытаются склонить Дата на свою сторону, заставить участвовать в политике, но он отчаянно пытается сохранить независимость в этом суровом мире».

Многие из тех, кто был взращен в чреве коммунистической идеологии, но еще не читали роман (на русский язык он был переведен в 1976 году), увидев картину, воспряли духом , хотя, чтобы до конца понять философию Даты и позицию самого автора понадобится еще развал российской империи . Но для отдельных и этого будет недостаточно. Они и сегодня не вылезли из той паутины, что сплела русская идеология в сознании колониальных масс. Тем более что все еще и возвращается. В точности, как это было при царской жандармерии и при чекистах. В чем и актуальность, причина нашего возвращения к образу Даты. На Кавказе сегодня не происходит ничего, чего не было бы в прошлом.

Но одновременно с восторгами по поводу фильма пришла и другая проблема. Каждый из кавказских народов считал Дату представителем своего народа, ассоциируя с ним исключительно абреков из своего племени. Больше всех возмущались чеченцы, считая, что образ списан с Зелимхана, самого знаменитого абрека Кавказа начала ХХ века. Тем более что и по времени жизни героев совпадало все. Но при этом послушать самого писателя, предельно искреннего с читателем, не удосужился никто. В одном из своих интервью он отмечал: «Дата Туташхия – образ собирательный. Мне трудно судить, насколько соответствует он реальному грузину. Мы ведь очень разные».

(Продолжение следует)
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн bislan

  • Moderator
  • Ветеран форума
  • ***
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Несостоявшаяся встреча с Чабуа Амирэджиби – ч. 3
 
   
   
 Разные не только грузины. Межа раздора уже давно не проходит по границам тейпов, аулов, племен и государств. На Кавказе она пролегла ровно по середине сакли: между детьми и родителями, сестрами и братьями. Как в тусклой хижине Туташхиа, Гушмазукаевых, Шариповых, Исраиловых, Мамакаевых и нынешних, где одни сгорели за свободу, другие выступили за интересы врагов. Как это происходит сегодня в наших собственных семьях, где одни неприкрыто проклинают других.

Мы давно поняли, а большей частью и продолжающаяся война просветила, что в нашем общем кавказском доме проживают не тысячи тейпов или сотни народов, а только два вида двуногих, наделенных разумом. Это праведные и неправедные, порядочные и непорядочные по отношению к главной ценности Кавказа – СВОБОДЕ, единственного мерила человеческого достоинства.

Между тем все знают, где корень зла, где ложь и истина, кто правый или заблудший?

Речь об ответственности каждого, кто в борьбе или бездействии, кто в стойле врага в ожидании подкормки или в горах, или вдали от родины, сохранив в себе свое я.

Проблема жива. И величайшая заслуга Чабуа в том, что дает нам возможность осмысливать, сравнивать и определить место отдельно взятой личности в проблемах глобальных. Личности, из поступков которого складывается жизнь народа.

И вот здесь вырастает наиважнейшая задача каждого из нас, кто взялся за перо, - не дать на растерзание врагам наших храбрецов-удальцов. Ведь мы уже сегодня из уст врагов слышим о муджахедах, что они не более чем абреки-разбойники, какие были в прошлом.

К чему все идет, догадаться нетрудно. И невольно задаешься вопросом, почему мы до сих пор не ответили на главный вопрос, кто такой абрек, кем и для чего придуман этот термин.

Во время встречи с писателем Амирэджиби я бы постарался познать природу абрека: кто он-одиночка, воин, безыдейный храбрец, жертва случайных обстоятельств–бытовых, социальных, уголовных, политических, не имеющий ничего общего с национальными интересами, этакое робингудство без поддержки народа...

Несомненно одно-любая мотивация, закономерность его существования в народе разрушила бы многие мифы.

В свое время Амирэджиби очень помог нам осмыслить многое в абреке, обратившись к образу Даты, погрузив его в глубинные психологические переживания. Дата в его изображении – это общество, народ, государство. И это один самых интересных моментов в романе. Автор заставляет нас думать о нашей ответственности за судьбу народа, разбудив наш заснувший рассудок. Мы начали соизмерять свои поступки с действиями Даты в той безбожной и угнетенной коммунистической среде. Но вместе с тем нас и насторожили итог жизни абрека, позиция самого автора романа.

Мой следующий вопрос был бы о границах ответственности художника за создаваемое? Отчасти это была бы попытка понять «своих» писателей, проявивших себя с возобновлением войны в 1994 году и далее в 1999-м.

(Продолжение следует).

Дата Туташхиа.

ИА DAYMOHK.
   
 31-05-2012  00:30 
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн bislan

  • Moderator
  • Ветеран форума
  • ***
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Несостоявшаяся встреча с Чабуа Амирэджиби
 
   
   
 Духовное начало в Дате подвигло нас к размышлениям о своих абреках. В том числе и к вопросу, как называть их–солдатами свободы или мучениками в войне за веру?

Последняя публикация о Чабуа Амирэджиби в прессе называлась «Свободный раб Божий».Грузины всегда были рабами божьими, но были ли они свободными?

Бог требует смириться с кабалой и разрушением религии? Или до чего дошла грузинская епархия под колокольным звоном России? В прямом и переносном смысле.

По другую сторону Хребта на этот счет говорят «Раб Божий свободен, если свободна его религия». Праведны ли в этом случае те, что прячутся за стенами мечетей и монастырей, призывая остальных опуститься на колени перед врагом? Есть и в чеченском обществе такой Махатма Ганди. И не один. И на них сегодня спекулируют предатели народа.

«Несвятой» конец Даты - не наказание ли бога за отказ от борьбы?

Поиски истины в боге принципом непротивления злу насилием, когда речь идет о самом святом,-это ли любовь к богу?

Волей-неволей писатель подводит нас к проблеме религиозного в борьбе за свободу.

Религия очень часто выступала объединяющей идеологией в войнах.

Чеченский абрек Зелимхан пред каждым выходом на схватку с врагом просил Аллаха о справедливом исходе боя, перед каждым выстрелом молился о меткости выстрела во врага и умирал с именем Аллаха на устах. Хасуха Магомадов не расставался с Кораном. Известная публикация о нем на страницах «Грозненского рабочего» так и называлась «Под сенью корана». Разница между Датой и последними в том, что последние идут до конца.

Кто эти люди – поборники веры или свободы? Сочетание этих достоинств, их объединение в одно будет признано недопустимым. По крайней мере, на Северном Кавказе.

На поиски ответа уйдут годы .Кто с оружием в руках, они поймут это быстро.

Ответ на этот вопрос, по большому счету, лежит в плоскости и в контексте непрерывной многовековой борьбы, где павший в войне с врагом считался мучеником за веру. Их война всегда была священной. И остается газаватом по сей день. Это непрерывный процесс одного и того же. Если он был муджахедом в Х1Х веке, то он и здесь тот же.

И тем не менее чеченские СМИ свободы полны противоречий, называя их боевиками, повстанцами, солдатами, бойцами. Есть и те, которые считают воинами Аллаха, воюющими за Веру, Свободу, Отечество, то есть все в одном, и при этом задаются вопросом, а не «ширк» ли это?

Через судьбы абреков, личностей преломляются многие проблемы прошлого и настоящего.

Абречество и его место в джихаде или национально-освободительной войне-тема никем не затронутая. Был он борцом -одиночкой в отрыве национальной идеи? И был ли он вообще одиночкой, когда рядом с ними воевали и гибли товарищи. Был ли он одиноким, когда ему помогали сотни и тысячи людей? В обществе, в котором действия всех и вся веками было подчинено одной цели, могла ли идти речь только об узко местническом? Насколько верно называть его народным мстителем? Не перечеркивает ли это национальную идею? Не сужает ли поле идеологии противостояния?

Ведь недруги не случайно рассуждали о самозванцах, не представляющих народ. «Князь без владений, вождь без племени и полководец без воинства». Нынешние защитники свободы почувствуют эти нападки на своей шкуре. Нетрудно догадаться к чему ведут ситуацию.

Вопросы для головоломки вражеской идеологией ставились и ставятся совсем непростые. Абреки - безыдейные храбрецы, жертвы случайных обстоятельств: бытовых, социальных, уголовных, не имеющие ничего общего с освободительной войной; это только социальный протест без примесей идеологии, политики; робингудство без поддержки народа. Они руководствуются только жаждой мести… Знакомо все.

В 20-х и 30-х годах ХХ столетия сопротивленцев сделают бандитами. С тем, чтобы скомпрометировать их, в Чечне будут действовать переодевшиеся в «абреки» сотрудники НКВД, а якобы «трофейная» винтовка убитого «бандита» будет проходить в отчетах десятки и сотни раз. Члены банды «НКВД» или их агенты будут нападать на мирных граждан, грабить их, рыться в женских волосах в поисках денег и золота. Все с тем, чтобы народ возненавидел «абреков». Чтобы и через много лет кто-то мог сказать – во всем, что с нами происходило, виноваты мы сами.

Но дело не заканчивалось и грабежами. В тридцатых годах, когда большевистская партия так и не справилась со строительством советской власти в республике, в горах Чечни будут организовывать «народные» бунты, чтобы отвлечь внимание народа, списать неудачи на сопротивленцев, проводить массовую инквизицию.

У народа в памяти, как в начале войны в 94-м бандитское гнездо «МВД России» издало брошюру убиенных абреков ("бандитов") и доносителей на них в 30-х и 40-х годах. Сделано было, чтобы стравить чеченцев друг с другом, вызвать внутренний раскол.

Абречество в условиях Чечни – особенный процесс. Самая главная интрига в том, что абречества не было никогда. И слово «абрек» не чеченское. Это потому, что не было раздвоенности национальной идеи ни в одной из форм противостояния оккупации.

Есть еще и другая важнейшая идеологическая задача. Вытащив из обоймы освободительной войны Зелимхана, чужаки зачеркивали тринадцатилетний отрезок героической страницы истории чеченского народа , от 1900 по 1913 годы. А перед этим был период от 1877 года, когда потерпело поражение выступление Алибека Алдамова и остатки разбрелись опять-таки как «абреки», но продолжали войну. Настало время восполнить эти провалы-вакуумы и перестать величать защитников абреками, изучать этот процесс нужно под иным уклоном и тогда все увидят, что не было ничего случайного в поступках этих людей, что это было очень важное звено между крупными военными баталиями. И эта нить времени не прерывалась до самой гибели Хасухи Магомадова – последнего из вооруженных воинов, павших от рук оккупантов и их пособников в 1976 году.

Завершить строки хочется вот чем. Зелимхан вышел на путь противостояния из-за произвола членов семьи юьртда, то есть на сегодняшний лад «глава администрации». Тоже прикрывался русским оккупационным режимом и старался решать проблемы насилием. А пострадавший от него Зелимхан потом скажет «Я не родился абреком». Так мог написать Дата. Эти же слова может повторить и любой из нынешних муджахедов. И этим сказано все.

Говорят, мир познается в сравнении. Беспорядочный всплеск мыслей автора этих строк вызван книгой Амирэджиби. Получилось больше о своем, чем о грузинском. В этом и есть сила писателя, что он позволяет и заставляет думать об общем.

Его книга писалась в другой системе, автор не был свободен в суждениях. В этом и заключалась главная интрига желания встретиться с ним. А поговорить хотелось о многом, о разрушении кавказской цивилизации изнутри и извне, катастрофических последствиях Георгиевского Трактата в плане кавказского разобщения. Почему Грузия так и не обрела государственности, не поладила с соседями, нужно ли нам объединение вообще, не было ли ошибкой вечное упование на единоверцев, держа расстояние от соседей, что из прошлого еще может вернуться и разобщить нас и т. д. Но не суждено было. А может, как сказал один из читателей, и к лучшему, что встреча не состоялась.

Мое почтение Чабуа Амирэджиби за разбуженную совесть, искренность заблуждений, духовную чистоту и рыцарский дух Даты. Это не был напрасный труд. От всего сердца желаю старцу долгих лет жизни в добром здравии.

Дата Туташхиа.

ИА DAYMOHK.
   
 04-06-2012  22:00 
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12096
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +103
Не знаю, насколько это правда, но говорили, что писатель потерял единственного сына во время войны в Абхазии и испытывал к чеченцам сложные чувства.

Ну не единственный, но старший. Мой друг детства был. В нас в машине даже стреляли русские на 9 апреля. Мы были на ходу. Мы даже записали это на видео. Лобовое стекло повредили, дальше ушли..
Думаю что причина не в этом... хотя частично все же может быть. Он просто хочет не вовращятся к прошлому. Мы до сих пор соседи.
Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


я серьёзно, не шучу!

Оффлайн KOLXI IBERI

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 824
  • Карма 247
  • Virtus in unitate
  • Уважение: 0
у не единственный, но старший. Мой друг детства был. В нас в машине даже стреляли русские на 9 апреля. Мы были на ходу. Мы даже записали это на видео. Лобовое стекло повредили, дальше ушли..
Думаю что причина не в этом... хотя частично все же может быть. Он просто хочет не вовращятся к прошлому. Мы до сих пор соседи.
если не ошибаюсь погибшего сразу не смогли вывести там руские конкретную засаду устроили, и пришедшей бмп на эвакуацию погибшего разулась гусеница 
მიველ სამეგრელოდ, ვიხილე საქართველო !!! (ილია ჭავჭავაძე)

 


Facebook Comments