Автор Тема: Была или нет битва у горы Канжаль?  (Прочитано 3198 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн uasdin

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 640
  • Карма 61
  • Пол: Мужской
  • Уважение: 0


300 лет тому назад, в 1707 году, в Кабарде, у подножия горы Канжаль, произошла битва, в которой кабардинцы разгромили войско крымских татар.

По различным оценкам, на стороне крымских татар участвовало от 30 до 100 тысяч. Те исследователи, которые берут цифру в 100 тысяч, считают, что около 10 тысяч в составе этого войска составляли турки, около 50 тысяч – ногайцы, 15-20 тысяч – калмыки, остальные – крымские татары.

Битва имела геополитическое значение: фактически Турция сражалась с Россией руками крымских ханов.

Однако некоторые исследователи считают, что этой битвы и вовсе не было.

Свои вопросы о Канжальской битве я задала Федару Таказову (СОИГСИ имени Абаева), который выступал с докладом о Канжальской битве на международной конференции в Нальчике:


- Почему некоторые ученые считают, что этой битвы вовсе не было?

- Потому что в кабардинском фольклоре фактически не сохранилось никаких данных об этой битве.

- А в дигорском?

- А в дигорском фольклоре сохранилось - и немало.

- Как Вы заинтересовались этой темой?

- В Кабарде проходила международная конференция, посвященная 300-летию Канжальской битвы. Они обратились в СОИГСИ, чтобы мы подготовили материалы, отражающие Канжальскую битву в осетинском фольклоре. Мне, как сотруднику отдела фольклора, поручили, я заинтересовался. Я и раньше знал некоторые легенды, которые отражали именно крымско-кабардинские отношения. В итоге выявилось то, что в фольклоре осетин сохранилось больше об этих отношениях и Канжальской битве, чем в самом кабардинском фольклоре.

Кабардинцы в основном об этой битве знают из русских документов того времени.

- Даже я знаю одну песню на эту тему, ее пели в Дигории до недавнего времени – это песня об Ельбердуке Туганове.

- У осетин, особенно у дигорцев, много очень различных легенд на эту тему: как в прозаической форме, так и в поэтической форме.

Наиболее популярна, ее исполняли до недавнего времени, - песня про Эльбердука Туганова, о которой ты говоришь. Это не о самой Канжальской битве, а о ее последствиях. О самой Канжальской битве есть другие легенды, которые сводятся к тому, что некий дигорский пастух, беседуя со своим товарищем за костром, начал говорить: «Если бы я был Таусултановым, кабардинским князем, то я бы поступил так…» А в это время случайно рядом оказался князь Таусултанов. Он прислушался и заинтересовался. И начал расспрашивать пастуха, почему бы он так поступил. Тот объяснил, каким именно образом можно выиграть крымских ханов. И кабардинский князь поступил по совету этого пастуха. И, в принципе, в этих документах тоже отражается, к каким уловкам прибегнули кабардинцы, чтобы победить крымских ханов. И это в деталях совпадает с дигорскими легендами.

- Возможно, это художественный прием?

- Но откуда, спрашивается, им было знать детали битвы? В любом случае, именно дигорская легенда отражает детально события тех времен. Какая-то часть крымского войска бежала (смогла вырваться) и так как через кабардинскую территорию они не могли прорваться в Крым, то они двинулись в Дигорию. Видимо, они рассчитывали пересечь перевал из Дигории в Грузию, потому что Дигория граничит именно с той частью Грузии, которая входила тогда в состав Османской империи. А так как Крым был в вассальной зависимости от Османской империи, то они легко с помощью турок могли вернуться в Крым. Но дигорцы узнали, что к ним движется огромное войско крымских татар и они собрали тоже по тревоге войско и не стали дожидаться, пока они зайдут в горы (так как они рассчитали, что если те зайдут в горы, то вряд ли можно будет им оказать сопротивление). И они вышли им навстречу на равнину. И столкнулись с ними в долине Даргом.

- Кажется, эта долина так и сейчас называется – Даргом?

- Да, она и сейчас так называется. Это в районе нынешнего села Ташыл-кала, у подножия горы Уаза. И вот в этой долине Даргом они окончательно разбили, разгромили крымские войска. О численности в дигорском фольклоре говорится, что их было неисчислимое множество. По разным оценкам, от 5 тысяч до 30 тысяч крымских татар. Хотя, на мой взгляд, это маловероятно. Потому что если даже предположить, что в Дигорском ущелье проживало около 20 тысяч тогда, то из этих 20 тысяч они могли набрать в войско никак не больше 10%, то есть где-то около 2 тысяч. Тем более, что, когда дигорцы выступили, то они не объединенными силами выступили, а только своими собственными. Просто Стур-Дигорский отряд на битву опоздал. А кто быстрее свой отряд формировал, тот сразу выходил им навстречу. И фактически навстречу вышли таппан-дигорские и донифарсские отряды. Возглавлял эти отряды Эльбердук Туганов. Вряд ли 2-тысячное войско могло разгромить 30-тысячное. Хотя войско крымских татар уже было деморализовано после разгрома под горой Канжаль.

- Кто возглавлял войско крымских татар?

- Самое интересное, что войско крымских татар возглавлял Эльбердук Таусултанов, кабардинский князь. А войско адыгов возглавлял Кургоко Атажукин. В то время у крымских татар часто служили кабардинские князья. Тогда ведь самое мощное войско на Северном Кавказе было крымское войско. У крымских ханов часто служили адыги. И вот здесь именно этот отряд возглавлял кабардинский князь, который, между прочим, по дигорским легендам, воспитывался в самой Дигории.

- Вот верь вам, дигорцам… Сами его воспитали, сами его и убили!

- Скорее всего, именно этот факт (что Таусултанов воспитывался в Дигории) и объясняет, почему они именно через Дигорию хотели перебраться, а не через Балкарию, которая была ближе. Ведь балкарские ущелья были намного ближе к горе Канжаль, откуда они бежали. Скорее всего, именно из-за того, что этот Эльбердук Таусултанов хорошо знал Дигорию и знал, как оттуда перебраться в Грузию, поэтому, видимо, выбор пал на Дигорию у них.

- Тезка победил тезку? Эльбердук – Эльбердука?

- Туганова описывают легенды как храброго и умного военноначальника. Говорят, что он часто таким образом выступал против врагов, которые нападали на Дигорское ущелье.

- Вот и баделята хоть на что-то сгодились…

- Если брать историю, то баделята именно в те времена принесли огромную пользу, потому что именно они бывали постоянно инициаторами объединения всей Дигории. Они организовывали оборону. Потом уже они скатились на иждивенческие позиции (в российскую эпоху), чем и вызвали ненависть народа.

- Мавр сделал свое дело, мавр может уходить…

- Если взять тех же кабардинцев, то пока крымские татары постоянно нападали на них, постоянно приходилось им отражать их атаки, вот эти кабардинские князья тоже играли положительную роль в истории кабардинского народа и в истории Северного Кавказа. Фактически эта Канжальская битва освободила не только кабардинцев, но и весь Северный Кавказ от набегов крымских татар. Но когда угроза набегов крымских татар ушла, то князья, которые привыкли быть постоянно в военных походах, быть в тонусе, всю свою энергию направили в иное русло – начали грабить все кавказские народы по всем направлениям. И если до этого они Осетию постоянно воспринимали как своего союзника в борьбе против крымских ханов, то когда угроза исчезла, они сами стали совершать мародерские набеги в горную Осетию. Есть сказания у дигорцев, которые отражают борьбу против ногайской и калмыцкой орды. В одно время ногайцы и калмыки объединились, собрали совместное войско и решили совершить набег в Осетию. Они должны были (по легендам) часть населения угнать в рабство, скот забрать и так далее. А потом они в том же составе планировали совершить набег против чеченцев и кабардинцев. Это уже на обратной дороге. Алагирцы отказались почему-то выступить. Но дигорцы собрали войско и вышли им навстречу и объединились с чеченскими и кабардинскими отрядами. И они их подождали у Татартупа, на левом берегу Терека, между Змейкой и Эльхотово. На этой территории они столкнулись с ногайскими и калмыцкими войсками. Наголову их разбили совместными силами.

- А это когда было?

- Это было где-то через 20 лет после Канжальской битвы. В середине 18 века, в первой половине. Еще был после этого случай, когда кабардинский князь обратился к осетинам за помощью, так как на его земли напал неизвестный враг и окапывается. Это был князь Малой Кабарды. Алагирцы опять отказали в помощи. Куртатинцы ему тоже в помощи отказали. Его поддержал Кубатиев по прозвищу «Рыжий». Он был рыжебородый. Этот Кубатиев выступил со своим отрядом. Встретились они с кабардинским князем опять у Татартупа.

- Место встречи изменить нельзя!

- Кубатиев его спрашивает: «Где враг?» Тот показывает: «Вон они окапываются». Кубатиев со своим отрядом тут же погнался в сторону этого врага. Кабардинский князь вслед ему кричит: «Куда ты? Надо подождать помощь – вы все погибнете». А тот ему говорит: «Пока мы будем выжидать, они окопаются и невозможно будет их оттуда вышибить». И он ринулся на врага, те не ожидали (они же были поглощены укрепительными работами). И перебил их всех. Самое смешное было, что они так и не узнали, кто был этот самый враг. Даже песня про это есть. И поговорка осталась: «Са номыл са на бафарстон». То есть так быстро уничтожили, что не успели даже спросить имя уничтожаемого.

- А русские в Канжальской битве не участвовали?

- Русские тогда испытывали затруднения и они вели на севере войны и не могли уделить внимание Кавказу. Фактически крымские татары против Кабарды, против адыгов выступили именно из-за России, так как Россия уже начала продвигаться на Кавказ, а Кабарда была в союзе с Россией. Фактически кабардинцы являлись оплотом для русских в продвижении на Кавказ. А против этого выступали турки. Крымские татары были в вассальной зависимости от турков. Они руками крымских татар боролись против России. Фактически кабардинцы обескровили крымских ханов. Была утеряна роль крымских ханов на Северном Кавказе. После этого русские с легкостью разгромили крымских ханов и таким образом смогли продвинуться. Значение этой битвы было понято еще в те времена. Многие европейские политики указывали на исход этой битвы. Они понимали, что исход битвы не в пользу Турции, а в пользу России.

- И все-таки мне не понятно. Почему у дигорцев такой богатый фольклор на эту тему, а у кабардинцев его нет? Получается, что механизмы дигорской памяти работают лучше, чем механизмы кабардинской памяти?

- Некорректный вопрос. У кабардинцев основными носителями фольклорных традиций были джейгуата. По-дигорски их называют гейгуата. Это профессиональные певцы, сказители. Они только этим и занимались. Каждый князь держал при своем дворе несколько джейгуата. Это было престижно. Но когда большая часть адыгов эмигрировала в Турцию, они ушли вместе с ними. Они унесли с собой эти традиции. Традиция, таким образом, была прервана. Это переселение сказалось и на памяти народной, потому что когда связь прерывается, то очень многое уходит. Многие сведения, которые они передавали из рук в руки, из уст в уста, от учителя к ученику, от одного профессионала к другому, - они были утеряны. У дигорцев тоже были сказители, но они не этим на хлеб зарабатывали. Они жили как обычные люди, просто на Ныхасе рассказывали, пели. У нас это было более массово. У нас традиция не прерывалась, как у кабардинцев. Поэтому у нас сохранилось, а не потому, что у нас память лучше.

Мадина Тезиева

Оффлайн surho

  • Новичок со стажем
  • **
  • Сообщений: 35
  • Карма 8
  • Пол: Мужской
  • Уважение: 0
Re: Была или нет битва у горы Канжаль?
« Ответ #1 : Октябрь 09, 2010, 07:02:18 pm »
  • Publish
  • 0
    а разве вообще можно основываться на фольклор в плане доказательства каких-то исторических событий ? если основываться на греческих фольклор куда более древний и богатый то можно предположить что на горе олимп проходили и не такие битвы )
    O.G.C.J.M.

     


    Facebook Comments