Автор Тема: Махаджирство, депортация и потерянный народ  (Прочитано 2508 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
После второй мировой войны в грузинском обществе 50-ых годов необычное оживление- часть наших историков один за другим публикует статьи о том, как угнетают жуткие турецкие завоеватели в Турции живущих на своей же земле гурджев и лазов. Пропаганда достигает пика. Возникает вопрос –готовится отделение от Турции исторически грузинских земель или идет очередное показушное "советское словоблудие?" К горячим дебатам присоединяются турецкие научные деятели, а политическая обстановка принимает характер международного скандала. В конце концов, после вмешательства западных государств напряжение спало. Итогом всех этих советско-политических игр и перипетий стало то, что живущие на приграничных территориях с Советским Союзом и Турцией народы грузинского племени разбросали по всей центральной территории Турции.

Цинизм всего этого исторического прения был в том, что вся та же советско -патриотическая часть передовой грузинской общественности безропотно встретила выселение с территории Грузии в советскую среднюю Азию тех же гурджев и лазов. Видимо, и нам не чуждо выборочно и по политической конъюнктуре поднимать "патриотическую шумиху".

Теперь о краткой, но трагической истории прошлого.

1. Первое махаджирство. После покорения Ахалцихе российскими имперскими войсками в 1828 году, был упразднен Ахалцихский паша, за которым следовала ссылка в Турцию солидной части грузинского мусульманского населения- 10000 семей. "Высвобожденные" земли заселили христианами армянами (на ахалцихском армянском кладбище покоится прах армянского епископа, предводителя народа, переселенного в Россию, а не в Грузию,). Российская империя, планы которой в Самцхе-Джавахети проводил генерал Паскевич, в 1830 году переселила из Турции до 30 тысяч армян, поселенных в Квемо Картли, а Самцхе- Джавахети и Квемо-Картли заселили греками.

2. Второе махаджырство. Из истории хорошо известно, к каким жестоким мерам прибегала Россия за весь период завоевания Кавказа (с начала XIX века по 60-е годы того же века) к живущим здесь народам. Высылка населения черноморского побережья, так же как и горских народов Кавказа, из территории российской империи было началом неслыханного уничтожения малых этносов. По завершению завоевательных войн на востоке и западе Кавказа настал черед южного Кавказа. После Лыхненского восстания против России 1864 года российская имперская власть подготовила "основу" переселения абхазов и в 1867 году первая волна абхазских махаджиров направилась в Турцию ( цинизм истории в том, что Лыхны еще раз, уже в конце 80-ых годов XX века, появился в грузино-абхазских взаимоотношениях как место начала последнего антигрузинского "профанировано- исторического" движения). Жертвами первого махаджирства стали Дальское ущелье и Цебельда, откуда выселили до 15 тысяч абхазов мусульманского вероисповедания.

3. Третье махаджирство. Во время российско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы попытались взять реванш, но вновь потерпели поражение (естественно, вместе с турецкими военными соединениями) и следственно, в Турцию направилась значительная их часть. В отличии от первого (второго с исторических территории Грузии) махаджирства , на этот раз в рядах переселенцев оказались и грузины. Результатом такой политики оказалось то, что по данным 1888 года в Сухумском округе проживали всего 32 000 абхазов (Этнологическая классификация КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ, Приложение к Кавказскому Календарю, 1888).

4. Четвертое махаджирство. Высылка из Аджарии населения Кобулети произошло во время военных действий на русско - турецком фронте в первую мировую войну. Очередной высылкой грузинских мусульман с собственных домов командовал генерал Брюсилов, "героический русский военачальник" первой мировой войны.

5. Первая "советская" депортация. С 15 ноября 1944 года началась депортация последователей ислама Самцхе-Джававхети, завершившаяся в январе 1945 года. Среди депортированных были грузинские мусульмане, на этот раз составляющие большинство переселенных. После частичной реабилитации ( 1956 года) им было запрещено возвращение в Грузию.

6. Вторая "советская" депортация. В1949 году из Абхазии были выселены лазы. Они в основном проживали в селах Сухумского и Очамчирского районов. После реабилитации основная их часть переехала на жительство в Турцию. Вообще грузинская общественность мало что знает об этих народах грузинского племени. Мало кому известно (кроме самих лазов и приближенной к ним части нашего общества), что они получали образование на двух языках –начальное на лазском, затем на русском языке.
Большая часть этих людей изучило грузинский язык позже. Но, как уже было сказано, их жизнь и деятельность в Абхазии (в том числе воспитание и образование детей) закончилась в 1949 году.

За первой и второй "советской" депортацией фактически последовало "советское" махаджирство грузинского субэтноса и субэтнической группы – часть их (большая- лазов, меньшая- месхов) переселилась в Турцию.

Сначала на Кавказе четко проявилась " стабилизирующая" роль российской империи, затем "великого Советского Союза", теперь же российской Федерации.

И сегодня, народы и народности Кавказа для политического и интеллектуального(или псевдоинтеллектуального) мышления подлежат лишь "этнологической классификации". По мнению подобного рода интеллектуалов в Грузии живут: собственно грузины, т.е. кахетины, карталинцы, грузинские горцы, имеретины, гурийцы, аджарцы, кобулетинцы(!)-мегрелы, лазы, сваны ( приложение того же календаря 1888 года).

Таким образом, господа, должно быть ясно предназначение карт, распространенных в последнее время в российских СМИ и на книжном рынке, в которых Грузия таким образом и представлена. Неприятие подобных явлений с учетом истории и политических интересов Грузии не должны вызывать сомнения.

Для имеющих ясное представление о России и направлении мышления ее полит и интеллект-элиты, в этой информации нет ничего нового. Речь идет лишь о той части грузинского общества, которая по сей день представляет Россию стратегическим партнером Грузии на Кавказе. Вся история Кавказа повествует о том, что Россия проводила свои имперские замыслы путем объявления живущих здесь народов " преступными народами", путем их выселения и уничтожения. К тому же, добивалась она этого лишь тогда , когда между кавказскими народами была распря, что продолжается и сегодня по причине их ( имеются в виду и грузины) политической недальновидности.

На сегодня только грузино-азербайджанские взаимоотношения удовлетворяют критерии доброго и делового сосуществования (во время публикации реестра зон риска на кавказском пространстве, ареал грузино-азербайджанского соприкосновения не входит ни в одну из высокого, среднего и низкого зон риска). Таким образом, несколько непонятны просачивающиеся временами в грузинском медиа-пространстве информации об якобы ожидаемом противостоянии в грузино-азербайджанских отношениях. Видимо, определенным кругам на руку подобное развитие событий.

Исходя из вышесказанного, не настало ли время грузинскому обществу (первым долгом, политическому) задуматься над тем, какие мы допустили ошибки вместо того, чтоб искать какие были допущены ошибки или как провинились во взаимоотношениях с нами другие народы и народности кавказского ареала. Стоит продумать и направить свою деятельность в будущем так, чтоб не повторить ошибки прошлого.

Отношения с исламским миром сложны и проблемные. Но у Грузии есть способность решить стоящие перед ней стратегические задачи- в решении этих задач нашему государству могут оказать неоценимую помощь грузинские исламские общества ( в какой бы они стране не проживали), которые реально существуют, их нужно увидеть и необходимо сделать шаг -пригласить для службы на благо грузинского государства.
Ираклий Шенгелая
-- ---------  -----------  ------------  -------------  ------------  -------------  ------------  ------------  ------------

МОХАДЖИРЫ,СПИСОК ЖИТЕЛЕЙ В ПИЦУНДСКОЙ И ДРАНДСКИХ РАЙОНОВ, ИЗГНАННЫЕ ИЗ РОДИНЫ РУССКИМИ ОККУПАНТАМИ 1867 ГОДУ. (неполный список)

ХасанБагателия, Сеидик Кокуа, Мустафа Кокуа, Келамат Шамба, Сулейман Талба,Хусеин Пилия, Хучи Пилия,Хасан Чаманга, Гид Ашхоба, Тахир Шамба, МаткаШакаия, Смаил Шамба, Данакай Кабба, Хазарат Камкия, Сакуйт Дигуар,Хусеин Кутелия, Гуадж Ашхоба, Гуджа Гогуа, Махмед Пилия, ТаТауз Дигуар,Якоб Кутелия, Хумтул Шоуа, Тикуч Габния, Иахиа Кабба, Урис Какубаа,Шханикуа Чхачхалия, Осман Кутелия, Мустафа Багателия, Мустафа.
Кабба,Ахмет Кабба, Кемишв(фамилия не известно), Атаувад Шабат Маршани,Атаувад Хрипс Маршани,

Атаувад Халибей Маршани, Атаувад Тада Маршани, Атаувад Тагу Маршани,Атаувад Алхаз Маршани, Атаувад Сасриква Маршани, Атаувад Бежа Маршани,Паху Лазария, Кваблух Кабба, Науруз Кабба, Бина Цхо-ипа, Мазлоу Кабба,Шхут Шамба, Хасан Симса,

Хазлут Кабба, Пшакан Кабба, Сагиаса ржигания, Атаувад Заурбек Маршани,Атауад Кудж Маршани, Камзват Какубаа, Бекир Какубаа, Гадара Гогуа, ГидАгирба, Хасан Лагулаа(Лагвилава), Сулейман Гогуа, Якуб Гогуа, АбиджиПачулия, Хазгирей Ржалика, Хуц Габелия, Ржихват Дзику-ипа, МсаустРгуалия, Маху Гогуа, Ахмед Кавиу(Акауйба), Ростом Чкадуа, Есхак Таучен,Кемгус Атвмаа, Ахмед Атвмаа, Хапишв Агруа, Халим Джигания, АтаувадЭрихбей Маршани, Атаувад Язиг Маршани, Квабан Кабба, Хадажвикуа Джапар,Хасан Джапар, Ханидж Джапар, Сосран Джапар, Смаил Джапар, ЕсхакГабелия, Гид Габелия, Квриви Ребия Габелия, Инапш(Инапшба)Хучи, КваблухГергалия, Маху Тордуа,
Джангирей Халваши, Омер Хаджи-Огли, КвривиМарсихани, Ибрахим Сирим Мустапа-огли, Ахмет Араб Хасан-огли, АхмедМемет-огли, Реджиб Ибрахим-огли, Кваташ Хурхумали, Квриви Русанда.

Село Гуфи.
Шахан Шамба, жена Мемеда Али Кури, Квриви ХандзаХазоу-пха, Атаувад Омар Маршани, Атаувад Мурзакан Маршани, АтаувадШахиб-бей Маршани, одна вдова, Атаувад Еша Шахиб Маршани, АтауадМурзакан Маршани(сын Атаувада Хаирбейя Тлапса из Джгерды), АжгирейАбжинаа, Абраг Читанава, Гид Зуалия, Эслам Шармат, Вдова АтаувадаМаршани со своими крепостными Крестьянами.
Мула Ахмед Селим-огли,Ахмет Ясар, Решид Анкуа(Анкваб), Нарчоу Харази, Кадир Гиндия, РеджабБарциц, Решид Паркшакциц Ипа, Реджаб Джапар, Сулейман Цихчи, МусаХаджи-огли, Алу Уста, Ахмет Кауедж, Цгу лаз, Селим Мулла.

СЕЛО АНУХВА
Гурдзан Осман,Раджат-Ипа Хусеин, Киагуа Папаа(Папба),Хамлат Хусраб, Сагум Агруа, Детки покойного Лаза Аргуна, ХаджибейТхвази(Тхуазба), семья покойного Атауада Ахмеда Чабалрхва.
СЕЛО АБГАРДВИНИ
Соулах Маргани, Нанцук Маргани, Апит Чанба, Ажга Дбар.
ДРАНДСКАЯ ОБЛАСТЬ, СЕЛО ОЧАМЧИРЕ
АхмеТАлхур-Ипа, Ибрагим Халваши, Сулейман Агирба, Ширин Сабекия, ХасанЧху-Ипа, Ахмет Лази(Лазба), Шмат Ломия, Ширин Агирба, Эдрис Агирба,

СЕЛО КЕЛАСУРИ
Сиахар Такурин, Паткирей Такурин, Махмир Чич-Ипа,Хаджибай Хаци, Тхасоу Ампар, Дурсун Мухтар, Хусейн Такур, Дахар Анкос,Паткирей Каркона, Хазгереы Атиркуа, Маих Хашей, Сулейман Доу-Ипа, РешидКауеджи, Хасан Ашуба, РЕшид Ашуба, Халил Барциц, Хакуцв Гогури, КацашАрдзимба(Ардзинба), Ажгирей Ардзимба, Шхануква Хаджи-ипа, Халил Акаба,Хасан Анкоба, Кидора, Сулейман Иаса-Ипа, Джамлат Кауедж, Осман Мула,Хасан Мула, Халил Чихчи, Беирам,

Эслам Джудар-ипа, Албастикуа Абидзба, Сабида Абухба, Карач Абухба,Хасан Тарбаи, Биданикуа Абухба, Гедлач Тита-ипа, Гедлач Абухба,Безрикуа Абухба, Атауад Татластан Анчабадзе, Алгери Кпа-ипа, ГедлачКуаса-ипа, Эслам Хут-ипа.
СЕЛО ЯХШТВА
Бата Багир-ипа, ТитуБагир-ипа, Лаз Курик, Дахар Курик, Дахар Иаса-Ипа, Сосран Авидзба, ЗазуАшуба, Пагу Каланкери, Смаил Каланкери, Хусеин Ашуба, Кваблух Уачароу,Квабзач Бигва(Бигвава),

СЕЛО АБЖАКВА
Ажгери Акаба, Хаджадли Кеци(Кецба), Гедлач Кеци(Кецба),Нарчоу Акаба, Маци Акаба, Кутла Кеци(Кецба), Чичу Акаба, Ахмед Акаба,Кваблух Кеци(Кецба), Хакуцв Иванба, Халаш Барчан, Смел Сеокоба, ХалилБарчан, Хакуцв Барчан, Заурум Барчан, Сулейман Барчан, ХусейнХараза(Харазия) Хасан Хараза(Харазия), Сасриква Зуху(Зухба), АбрагБигва, Самагуа Барчан, Сакадла Барчан, Якуб Молла, Петре Акаба, СеидикДжаракра, Ханашв Канкаира,

СЕЛО ПСИРЦХА
Сосран Кикнадзе,СитКуач-ипа, Алабия Куач-ипа , Пита Агруа, Кимсис Агруа, Чагатан Куач-ипа,Эбхам Агудзба, Дахма Шашурхва, Дахма Шаниуа(Шанава), Бажв Киапа-ипа,Киапа Уахма, Беслан Куач, Пат Куач, Камс Куач, Кипа Хуач, АлабияХуач-ипа, Куач Шахус-ипа, Дидваж Куач-ипа, Махмуд Куач-ипа.

Этот список для тех глупцов, кто доказывает что до Махаджирство на территории Абхазии
Грузины не жили, чтоб только Абхазов переселили во время Махаджирство и чтоб Грузины позднее пришли в Абхазии после переселение Абхазов, вот полюбуйтесь уважаемые ;)

Сосран Кикнадзе -Псирцха.
 Шмат Ломия -Очамчире.
 Ширин Сабекия  -Очамчире
  Абраг Читанава -Гупи
  Ростом Чкадуа  - Гупи
  Гиду Габелия  - Гупи
  Кваблух Гергалия - Гупи
  Маху Тордуа  - Гупи
 Хасан Лагвилава -Гупи
 Сулейман Гогуа -Гупи
 Абиджи Пачулия - Гупи
 Осман Кутелия - Гупи
 Мустафа Багателия - Гупи
 Ежнаку Сонгулия - Меркула
 Сагум Квеквескири -Беслахуба
 Хабапт Тория -Акваска
 Часир Кирия  - Мокви
 Кесоу Кутелия - Мокви
 Даут Бигвава -Члоу
 Будж Бамбурадзе - Члоу
 Данакай Логуа -Члоу
 Титу Кардава -Джгерда
 Арпиз Цацуа -Джгерда
 Шханикуа Хорава -Акитарцухви
 Шагу Чхотуа -Амткели
 Едрис Аркаридзе -Мрамба
 Мамет Коридзе-Мрамба
 Маху Курдгелия - Мрамба
 Хужв Кукава -Абгара
 Смел Сария -Абгалахвара
 Махмед Михелия -Када(представители этой фамилии, всех переселили в Турцию)
 Раджап Матуа -Дали
 Хаджим Сачиная - Лата

http://giorgi-chachba.livejournal.com/4529.html
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

 


Facebook Comments