Автор Тема: Русско-Чеченское этнокультурное и хозяйственное взаимовлияние на тереке в XVI-XV  (Прочитано 9353 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20113
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Русско-Чеченское этнокультурное и хозяйственное взаимовлияние на тереке в XVI-XVIII вв.

Основой развития хозяйственно-культурного взаимовлияния между чеченцами, с одной стороны, и русским населением Терека в лице казачества - с другой была реальная взаимозависимость и взаимозаинтересованность, возникшая в процессе укрепления

многовекового соседства. Указанная взаимозависимость подрывалась, правда, политикой российского царизма, направленной на разжигание национальных противоречий. Такая политика превращала русское пограничное население в орудие колониальных захватов. Эту политику разделяла казачья верхушка. В то же время сословные верхи чеченцев, князья и старшины, стремились монополизировать отношения с Россией, воспрепятствовать прямым отношениям своего народа с русским населением Терека.

Политика царизма, а также казачьей и чеченской верхушки придавала взаимоотношениям народов двойственный характер. Вместе с тем известны конкретные факты взаимовлияний в области материальной и духовной культуры, сыгравших обоюдную положительную роль. Прямые контакты русских с чеченцами начались в последней четверти XVI в., когда на Тереке появились первые терско-гребен-ские казаки. Эти контакты стали стабильными в XVII – начале XVIII в., когда казаки стали оседать здесь на постоянное жительст во и обзаводиться хозяйством. Большая их часть жила за счет про изводящего хозяйства, и потому эта часть искала дружбы и добрых отношений с горскими соседями. Да и незнание природных особенностей Кавказа заставляло казаков перенимать материальную культуру горцев, в том числе и чеченцев, что, разумеется, сказывалось положительно на их отношениях друг к другу.

Весьма большую роль в формировании терско-гребенского казачества (гребенского в особенности) и усилении его дружественных связей с чеченцами сыграли многочисленные переселенцы из Чечни. В казачьи городки и крепости бежали десятки семейств из-за кровной мести и по другим причинам. Число таких перебежчиков было очень велико; это придавало различный колорит отдельным станицам в укладе их жизни, в обрядах, песнях и т.п. "Это, наконец, приводило к большому сближению (казаков. — Я.А.) с их инородческими соседями и к переимчивости полезных особенностей у них" — так отмечает один из казачьих историков XIX в.   

И казаки бежали в горские аулы и оседали там, что привело даже к образованию целых ветвей (гаьр) русского происхождения в чеченских тейпах. Чеченцы, переселившиеся в русские станицы, не прерывали связи с родиной. Они ездили туда как с торговыми, так и с дипломатическими целями по заданию царских властей, что, безусловно, способствовало сближению народов. Важной предпосылкой для взаимопроникновения культур, кроме взаимных переселений, оживленных политических и экономических отношений, являлись и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество. Чеченцы строго соблюдали обычаи гостеприимства, включавшие в себя целый комплекс правил. Гостю не только давали кров и пищу, но и помогали в его делах, а в случае необходимости защищали с оружием в руках. остеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой расы и вероисповедания, в том числе и русский. Куначество было прекрасным народным обычаем, способствовавшим безопасности контактов и постоянной дружбе между представителями разных национальностей. По словам Л.Н. Толстого, куначество у чеченцев состояло в следующем: "Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда по древнему обычаю этого народа (который сохраняется только по традиции), становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его — деньги, его оружие, все то, что у него есть самого драгоценного, он должен мне отдать, и, равно, я ни в чем не могу отказать ему". Для приема гостей чеченцы, как и другие горцы, содержали специальные помещения в доме или отдельные строения — так называемые кунацкие.

Академик Фальк, путешествовавший по Северному Кавказу в 1773 г., пишет об ауле Брагуны, что дома его жителей "гораздо лучше прочих, а особливо небольшая постройка (конак уи), в которой они принимают гостей..." [3]. Куначеские отношения, широко развитые между рядовыми казаками и чеченцами, нашли отражение в чеченском фольклоре. Так, героико-эпическая поэма-илли "Ахмад Автуринский" рассказывает о том, как чеченский молодец сдружился с терским казаком, который, следуя закону дружбы, помогает Ахмаду вывезти его любимую девушку из Кизляра. А в песне "О Тарковском молодце, сыне вдовы, Жуми Акхтулле и казаке" повествуется о союзе чеченских, кумыкских и казачьих молодцов. Объединенные куначеством, они смело вступают в бой с отрядом царского генерала. Куначеские отношения существовали и между социальными верхами чеченцев и русского населения по Тереку. Документ 1753 г. сообщает, что чеченский князь Алисултан Казбулатов имел куначе-ские отношения с казачьим атаманом Лукьяном Борисовым; куна-ческие связи имели кизлярские и чеченские купцы.

Хорошим обычаем, способствовавшим взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков, был обычай аталычества, суть которого состояла в отдаче детей для воспитания в другую семью. Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (русской, арабской), обычаев и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что для взаимовлияния и взаимообогащения культур чеченского и русского (в данном случае в лице казачества) народов существовали определенные условия и предпосылки. К числу их относились оживленные политические и экономические связи, взаимные переселения, взаимозаинтересованность и взаимозависимость в хозяйственной жизни, гостеприимство, куначество и аталычество. В ходе длительного исторического развития чеченцы выработали передовые по своему времени приемы ведения хозяйства и относительно совершенные орудия труда. Они были идеально приспособлены к местным природным условиям. Не удивительно потому, что казаки, переселившиеся из России на Кавказ, на земли Чечни, переняли у своих соседей орудия труда и приемы ведения хозяйства. Гребенские казаки стали применять в земледелии плуг кавказского типа, молотильные доски, распространенные у горских соседей.

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
полный моразм!!чеченские князья!! :lol:было очень много бежавших от кровной мести. :lol:
дальше даже четать не стал, :blev:
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
полный моразм!!чеченские князья!! :lol:было очень много бежавших от кровной мести. :lol:
дальше даже четать не стал, :blev:
Может и полный маразм, но тебе не кажется что такие смайлы по отношению статии очень оскорбительно? 
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
полный моразм!!чеченские князья!! :lol:было очень много бежавших от кровной мести. :lol:
дальше даже четать не стал, :blev:
Может и полный маразм, но тебе не кажется что такие смайлы по отношению статии очень оскорбительно? 
почему ты счетаеш что они оскорбительны.
просто у меня начало этой стати вызвал смех а дальше я даже чет ать не стал.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
полный моразм!!чеченские князья!! :lol:было очень много бежавших от кровной мести. :lol:
дальше даже четать не стал, :blev:
Может и полный маразм, но тебе не кажется что такие смайлы по отношению статии очень оскорбительно? 
почему ты счетаеш что они оскорбительны.
просто у меня начало этой стати вызвал смех а дальше я даже чет ать не стал.
:blev: < Вот это
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
полный моразм!!чеченские князья!! :lol:было очень много бежавших от кровной мести. :lol:
дальше даже четать не стал, :blev:
Может и полный маразм, но тебе не кажется что такие смайлы по отношению статии очень оскорбительно? 
почему ты счетаеш что они оскорбительны.
просто у меня начало этой стати вызвал смех а дальше я даже чет ать не стал.
:blev: < Вот это
это вполне нормальная реакция человека на маразм.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
Просто не красиво. я вед не говорю что ты нарушаешь правило? просто не красиво, Чеченцы не так поймут и появится между вами конфликт.
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Просто не красиво. я вед не говорю что ты нарушаешь правило? просто не красиво, Чеченцы не так поймут и появится между вами конфликт.
и звени за ворожения!!! но мне пливить как это поймут чеченцы главное что это поймут нохчи.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
Просто не красиво. я вед не говорю что ты нарушаешь правило? просто не красиво, Чеченцы не так поймут и появится между вами конфликт.
и звени за ворожения!!! но мне пливить как это поймут чеченцы главное что это поймут нохчи.

Это как понят?
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
Просто не красиво. я вед не говорю что ты нарушаешь правило? просто не красиво, Чеченцы не так поймут и появится между вами конфликт.
и звени за ворожения!!! но мне пливить как это поймут чеченцы главное что это поймут нохчи.

Это как понят?
там по моему всё очень ясно написано.
чеченцы предали свой народ и работают на убийц своего народа и не атстовая от русских свиней в зверствах над нохчи.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
там по моему всё очень ясно написано.
чеченцы предали свой народ и работают на убийц своего народа и не атстовая от русских свиней в зверствах над нохчи.
Чеченцы и Нохчи одно и тоже.
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12098
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +104
Чеченцы и Нохчи одно и тоже.

это он условно
Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


я серьёзно, не шучу!

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
там по моему всё очень ясно написано.
чеченцы предали свой народ и работают на убийц своего народа и не атстовая от русских свиней в зверствах над нохчи.
Чеченцы и Нохчи одно и тоже.
это со стороны так кажется.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

Оффлайн ЛАШАРЕЛА

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1392
  • Карма 493
  • Пол: Мужской
  • крест "Лашари"
  • Уважение: 0
это со стороны так кажется.
По Русски - Чеченец.
по Грузински-Чечени, старо Грузинское-Дзурдзуки
по Чеченский - Нохчи.
и так, -Чеченец-Дзурдзуки-Нохчи,
это один народ а названием на разных языках.

например Грузин.
по Русски - Грузин.
по Грузински -  Картвели -ქართველი
по Арабски - Гюрджи.  
это один народ по названием на разных языках.
если ты ругаешь Грузин, это значит что ругаешь и Картвелов, и гюрджов тоже, потому что это одна нация которому зовут по разному на разных языках!
тоже самое по отношением Чеченцев, когда ты оскорбляешь Чеченцев, ты оскорбляешь и Нохчов, и дзюрдзюков тоже.
п.с. Если  не верите, спросите у самых Чеченцев и подтвердят.
п.п.с. следующий раз увижу оскорбление на их адрес, получишь ворн.
« Последнее редактирование: Июнь 18, 2010, 04:57:41 pm от Lasharela »
Аурысқуа! Шҩани! Шҩаби! Шҩчи! Зеги искусааит!!!
---
Когда-то возле Грузии уже была «православная империя», Византия, чье влияние простиралось на пол-мира. Их войска тоже стояли в Сухуми (Цхуме), и их церковники служили в грузинских храмах службы на греческом языке. Они тоже считали себя центром мирового православия и мира вообще. Тогда казалось, что так будет вечно. Но сегодня нет ни Византии, ни ее армии. Ее наследие – в руинах, и даже в ее церквях молится другой народ. А Грузия по-прежнему живет. Так что следите, как бы в погоне за чужим добром не потерять свое…

Оффлайн bislan

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3349
  • Карма 393
  • Пол: Мужской
  • mensh.
  • Уважение: +10
это со стороны так кажется.
По Русски - Чеченец.
по Грузински-Чечени, старо Грузинское-Дзурдзуки
по Чеченский - Нохчи.
и так, -Чеченец-Дзурдзуки-Нохчи,

это один народ а названием на разных языках.

например Грузин.
по Русски - Грузин.
по Грузински -  Картвели -ქართველი
по Арабски - Гюрджи. 
это один народ по названием на разных языках.
если ты ругаешь Грузин, это значит что ругаешь и Картвелов, и гюрджов тоже, потому что это одна нация которому зовут по разному на разных языках!
тоже самое по отношением Чеченцев, когда ты оскорбляешь Чеченцев, ты оскорбляешь и Нохчов, и дзюрдзюков тоже.
п.с. Если  не верите, спросите у самых Чеченцев и подтвердят.
п.п.с. следующий раз увижу оскорбление на их адрес, получишь ворн.
ну спроси меня!!!ЧЕЧЕНЦАМИ нас называют те кто снами воюет всё жизнь как город грозный и что мне теперь город не называть своим именем.
нохчи не когда не забудет своих родственников и некогда не будут с русскими убивать и издеваться над своим народом.
А ЧЕЧЕНЦЫ как мы видем забыли и усердствуют в поте лица за свои 30 серебренников и что я должен их увожать.
ВОТ ТЫ УВОЖАЕШ ИУДУ.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это вопрос, который довольно часто я слышу. Дело в том, что в Грозном Россия не занималась тем, чем занимались в Цхинвале. Мы занимались обычными вещами, мы просто наводили порядок. Мы просто наводили порядок, мы не занимались уничтожением собственного народа, который формально

 


Facebook Comments