Автор Тема: Воины-кормильщики богов у майя и ацтеков  (Прочитано 1998 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20104
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Воины-кормильщики богов у майя и ацтеков

Вот такими они и были. Кадр из кинофильма «Апокалипсис»



Мексика и полуостров Юкатан… Раскаленные пустыни, кактусы, джунгли, ягуары. В древности здесь все было то же самое, что и сейчас, однако люди здесь жили, хотя и приходилось им очень нелегко. В других местах им было проще: в Древнем Египте разливался Нил, в Вавилонии — разливались Тигр и Евфрат, в Индии — Инд и Ганг, в Китае — Янцзы и Хуанхэ. Каждый разлив приносил на поля питательный ил, который в добавок к тщательному орошению и жаркому климату давал возможность собирать по  два-три урожая в год, отчего продовольствия людям хватало.

Не так было на полуострове Юкатан. Река Усумансита была маловодной и часто пересыхала, а влагу на поля приносили исключительно тропические муссоны. От этого-то жители полуострова и верили в бога ветра и бога дождя, без милости которых им было просто не выжить. Но боги у древних народов были во всем подобны людям, а значит, их требовалось постоянно кормить!

Фреска их храма в Бонампаке, полуостров Юкатан. Вождь осматривает пленников с вырванными ногтями.



Вера, основанная на крови

И вышло так, что те же самые майя решили так, что… богам для их существования нужна человеческая кровь. В свое время, мол, они отдали свою кровь ради того, чтобы над землей засияло Солнце и вот теперь люди обязаны возвратить им этот кровавый долг, иначе боги умрут от голода и… оба мира и богов и людей погибнут. То есть гнев богов был для них очень ясен и понятен. Есть ветер, есть дождь — есть жизнь. Нет — все засыхает, наступает голод и мор.

Конечно, всегда можно принести в жертву богу дождя самую красивую девушку города, пожертвовать его жене достойного мужчину, но ведь в  году-то ведь 365 дней! А богов много и сил им (выполнять просьбы людей!) тоже необходимо много, а значит, чем жертв не больше, тем… «нам всем легче будет жить»! Вот так и родилась страшная и мрачная религия индейцев майя и ацтеков требовавшая постоянных человеческих жертвоприношений. А так как своих людей было все-таки жалко, приносить в жертву стали пленных, захваченных на войне!

Ранги и мундиры

Интересно, что хотя и майя и ацтеки жили в меднокаменном веке, то есть только-только научились обрабатывать металл, в отношении организации своих вооруженных сил они могли бы дать фору и самому Петру Первому, настолько продуманной была их система организации войска. Так как быть воином было очень почетно, то попасть в их сословие было не так-то и легко. Крестьян в войско, например, брали в качестве носильщиков, но не воинов. Но одновременно их число пополнялось за счет самых храбрых детей из простолюдинов, которых старики отбирали, наблюдая за ними в драках на улице. При этом молодые воины ничего кроме набедренной повязки не носили и никакими привилегиями не пользовались. От них требовалось одно — храбро сражаться и… не столько убивать, сколько захватывать вражеских воинов в плен. Да-да, жрецы учили: мертвый враг не нужен никому, а вот живой, которого мы сможем принести в жертву нашим богам — это ценность!

И как только воин захватывал своего первого пленника, ему тут же выдавались соответствующие регалии и прежде всего ярко вышитый плащ, по которому всякий, видевший его перед собой, мог сказать — вот идет человек, захвативший в плен одного врага! Плащ этот, называвшийся тильматли, и рядовым воинам и командирам полагалось носить в мирной обстановке, когда в боевом облачении не было нужды. При этом он скреплялся на правом плече и свободно висел вдоль тела. У того, кто взял одного пленника украшением плаща являлись цветы.

Воины ацтеки в боевом облачении, которое показывает, кто из них сколько взял пленников



Два пленника обозначал оранжевый тильматли с полосатой каймой. И так далее — чем выше был ранг у воина, тем более сложный узор украшал его плащ, тогда, как простым людям украшать себя и вовсе запрещалось! В награду за пленных воины получали от вождя украшения из золота и нефрита и сразу становились богатыми, а главное уважаемыми в общине людьми и все исключительно по принципу — чем ни больше, тем лучше! Соответственно у каждого воина и командира был свой ранг, на поле боя обозначавшийся соответствующей одеждой и украшениями.

Нелетальное оружие меднокаменного века

Самым массовым, простым и доступным оружием, с которым шли в бой ацтеки и майя, была обыкновенная ременная праща, при помощи которой они бросали небольшие овальные камни на расстояние около 180 м. Применялись также луки из орешника или ясеня и стрелы из веток калины. Однако и лучники, и пращники никогда не использовались в качестве основных сил, так как легко рассеивались воинами в тяжелом вооружении. Интересно, что также как и у других народов, самым древним оружием индейцев было копье. Но оно у них дополнялось специальной копьеметалкой, которая называлась атлатль.

Атлатль представлял собой палку с желобом, проходившим по всей её длине, с упором на конце и двумя выступами по обеим сторонам для пальцев. Копье укладывалось в этот желоб, после чего атлатль резко дергали вперед движением, похожим на удар кнута. В результате копье летело в цель с силой раз в двадцать превышающую силу обычного броска и било сильнее! Примечательно, что это оружие очень часто изображалось в руках богов, настолько эффективным казалось оно индейцам.

Широко применялись расширяющиеся на конце дубинки и боевые топоры, в том числе и сделанные из кованой меди. Однако главным оружием и ацтеков и майя был плоский деревянный (да-да, не удивляйтесь!) меч — макуатвиль, — внешним видом больше всего похожий на старорусский валек для отбивания белья во время стирки. Вот только края его были усеяны полосками обсидиана — вулканического стекла, ну просто бритвенной остроты. Оружие это стало по-настоящему популярным именно в эпоху массовых человеческих жертвоприношений, причем как раз потому, что им можно было одновременно и серьезно ранить противника и оглушить его, что зависело от того, какой стороной наносился удар. Интересно, что копья для рукопашной схватки тоже имели наконечники из дерева со вставленными в них обсидиановыми лезвиями, поэтому ими можно было также ранить, но не убить.

Соответствовали оригинальному оружию индейцев и столь же оригинальные доспехи. Прежде всего, это были плетеные щиты-чималли, хорошо державшие удар, и украшенные внизу полосками ткани или кожи для защиты ног. Щиты щедро украшали перьями и медью, причем их узор опять-таки отражал ранг владельца щита. Шлемы делали из дерева, причем нередко в виде головы орла — у  воинов-орлов или головы ягуары — у  воинов-ягуаров. Устроены они были так, что воин смотрел через пасть зверя, с которым по верованиям ацтеков, он в таком шлеме составлял единое целое.

Для защиты тела и конечностей использовались толстые стеганые куртки без рукавов (или с рукавами до локтей) — ичкауипилли, похожие на наш современный бронежилет «мягкого типа», а также браслеты и наголенники из дерева, кожи и коры, иногда даже усиленные металлом. Набивкой куртки являлась просоленная хлопковая вата. Почему? Да все потому же, что защищать эти куртки должны были от оружия сделанного из обсидиана. А острый обсидиан тупился и крошился на кристаллах обыкновенной соли, так что в чем-чем, а в смекалке тем же самым майя никак не откажешь.

При этом каждый воин опять-таки носил боевую одежду, соответствующую количеству плененных им врагов. Кроме того, для обозначения ранга воина служили специальные штандарты, которые укреплялись у них за спиной. Например, это могли быть султаны из перьев птицы кетсаль, пышные «зонты» из перьев и прочие своеобразные «регалии» изготовленные из подручных материалов, перьев, хлопковой ваты, шкур животных и даже… человеческой кожи!

Своеобразный «комбинезон» из такой кожи с отверстиями для рук, глаз и рта, и болтающимися, словно перчатки пальцами, на поле боя носили жрецы, воодушевлявшие воинов на битву. Воины ягуары и воины орлы также были одеты в нечто напоминающее подобный комбинезон, вот только сделан он был опять-таки из простеганного хлопка. Командиры подразделений тоже носили соответствующие их рангу одеяния, так что определить в бою кто есть кто, индейцам была также легко, как и солдатам современной армии, у которых есть погоны.

Войны ради погоды

Ацтеки и майя были признанными мастерами вести войну, хотя она и была не похожа на войны европейцев, поскольку воевали они в первую очередь ради того, чтобы накормить своих богов и, соответственно, ради «хорошей погоды». Однако, они даже проводили химические атаки на неприятеля, сжигая на жаровнях ядовитые растения, и в частности стручки красного перца, дым от которых старались направить по ветру. Сигналы передавали при помощи дыма, ударами в барабаны и даже подобием гелиографа — солнечного телеграфа, для чего использовали зеркала из полированного пирита.

Сражения обычно начинались с выкрикивания угроз и оскорблений, при этом воины обнажали зад и гениталии — вот, мол, вам, смотрите, что вы есть и кто вы такие! И даже изображали целые пантомимы — лишь бы только заставить врагов нарушить строй! Вслед за этим следовало метание стрел и камней, после чего легковооруженные воины отходили назад, уступая место воинам с мечами, которые бросались на врага бегом, прикрываясь щитами. Командиры при этом находились сзади и подавали команды свистками. Практиковались также ложные отступления, и охваты противника с фланга. Вот только врагов при этом всеми силами старались не убивать, что позднее, как оказалось, вышло на руку испанским конкистадорам.

Более того, даже когда соседние порабощенные племена уже не сопротивлялись, те же самые ацтеки вдруг объявляли им, что те должны выйти против них на… «войну цветов». То есть якобы взбунтоваться и идти против них войной с игрушечным оружием, а то даже и просто букетами цветов руках. Ну, а сами ацтеки шли на войну по-настоящему и брали себе пленных, сколько хотели. А их соседи безропотно им подчинялись! Впрочем, все знали, что в случае поражения их ждет жертвенный камень, отчего многих воинов просто заранее парализовал страх. А вот испанцы, напротив, сражались с мужеством отчаяния и убивали каждого, кто к ним приближался.

К такой войне индейцы оказались морально не готовы, а перестроиться не успели, и в итоге проиграли лучше вооруженным, а главное психологически иначе настроенным европейцам. И ведь самое интересно, что и майя и ацтеки уже тогда были знакомы с ядом кураре, но… ни одна стрела, смазанная этим ядом, в испанцев выпущена не была! «Врага нужно брать живым!» — твердили жрецы и именно из-за этого-то индейцы и проиграли испанским завоевателям!

Сцена из фильма «Апокалипсис» (Apocalypto) Мела Гибсона, в которой показан процесс жертвоприношения:

« Последнее редактирование: Август 24, 2012, 12:56:00 am от Simo Hayha »

 


Facebook Comments