Автор Тема: Мухаджирство дагестанцев в 60-х годах XIX века  (Прочитано 4565 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20109
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Мухаджирство дагестанцев в 60-х годах XIX века. Часть I

Мзия Ткавашвили - доктор исторических наук, научный сотрудник отделения новой и новейшей истории Института истории и этнологии Университета им. Джавахишвили

[float=left][/float]После Крымской войны (1853-1856 гг.) перед политической и военной элитой России возник вопрос о скорейшем окончании Кавказской войны. Согласно проекту наместника на Кавказе Барятинского и главнокомандующего левого фланга Кавказской линии генерала Евдокимова, самым эффективным методом скорейшего и окончательного завершения войны было массовое заселение - большими аулами по 200-300 домов - кавказцев в равнинные места, в хорошо контролируемые Россией районы, и усиленное переселение на Кавказ казаков. Российская империя успешно применяла миграционную политику на всем протяжении процесса покорения Кавказа, хотя особые масштабы этот процесс принял на завершающем этапе войны.

Императорский двор изменил также и стратегию военных действий на Кавказе. Было принято решение первоначально осуществить главную атаку на северо-восточный Кавказ. Действительно, главное командование Кавказа к 1857 году основной состав вооруженных сил России перебросило на левое крыло Кавказской линии, к территории Чечни и Дагестана. Планомерные атаки на горную часть северо-восточной Грузии осуществлялись и со стороны Закавказья, т.н. кордонной линии Лекети.

Параллельно с боевыми операциями, осуществляемыми против чеченцев и дагестанцев, главное командование Кавказской армии применяло один из испытанных и эффективных методов захватнической политики России – заселяло горцев в низменность. В 1857-1858 годы, после кровопролитных боев с чеченцами русские насильственно переселили большинство чеченского населения в низменность в северо-восточной части Кавказа и на побережье реки Дон. На военные операции русских и насильственную миграцию в 1858 году чеченцы ответили сопротивлением. Чечня была кормилом и стратегическим ключом для Дагестана. Ее покорение нанесло большой удар по национально-освободительному движению северокавказцев под руководством имама Шамиля.

Параллельно осуществлялись военные экспедиции для покорения пока еще свободных горских общин Дагестана.

В 1857, 1858, 1859 годы Россия предпринимала беспрерывные атаки на высокогорный Дагестан. Население оказывало врагу самоотверженное сопротивление. Русские сжигали и разрушали богатые и многочисленные аулы, уничтожали продовольствие и обрекали население на голодную и холодную смерть. Изгнание из родных мест, покоренных людей носило систематический характер. Их переселяли в низину, в частности в Кахетию, на кордонную линию Лекети.

Шамиль отступал и оставлял стратегически важные пункты. 14 февраля 1859 года с малочисленным отрядом мюридов он из Ведено перебрался в Гуниб. Российская армия следовала за ним по пятам. В августе Гуниб был окружен 10- тысячным российским гарнизоном. В августе 1859 года к Губину подошел наместник Кавказа Барятинский. Он непосредственно руководил операцией по захвату в плен имама Шамиля. 25 августа 1859 года, в 4 часа дня Шамиль сдался Барятинскому.

Несмотря на то, что северо-западные кавказцы продолжали сопротивляться и не сдавались добровольно русским, пленение Шамиля было оценено как поражение национально-освободительного движения всего населения Кавказа.

Часть историков, главнейшим фактором начала мухаджирства, переселения населения Северного Кавказа в Османскую империю считает именно пленение Шамиля.

В связи с вызвавшими этот процесс причинами иное мнение высказывает временный исполнитель обязанностей наместника царя на Кавказе Григол Орбелиани. По его мнению, мухаджирство было вызвано крайним притеснением кавказцев российскими властями. Заселяя казаками территории вокруг горских аулов, на посевных землях и пастбищах российские власти лишали местных жителей жизненной перспективы. Не в лучшем положении были и переселенные на равнину горцы. Российские власти их так притеснили, что часть была вынуждена вернуться назад – в горы. Большинство избрало переселение в Османскую империю.

Официальные документы свидетельствуют, что российские власти ставили перед кавказцами, оказавшимися в безвыходном положении в результате военных экспедиций, ультиматум, принуждая избрать одно из двух - или переселиться на равнину, или покинуть родину и уйти в Османскую империю. В случае отказа, им угрожали полным уничтожением. Кавказцы были вынуждены покинуть родину.

Изначально в Османскую империю ушли самые непримиримые противники России. В результате подстрекательства российских властей, усиленного заселения Кавказа казаками и другого рода преступными действиями миграция в 1858-1865 годы стала неуправляемой и переросла в массовое переселение кавказцев в Турцию.

После покорения северо-восточного Кавказа здесь начали осуществление административной реформы. Для управления краем было создано русское правление, что было неприемлемо для местного населения, и оно приняло решение о переселении за границу, в основном в Османскую империю.

Требования о переселении за границу сначала, в конце октября 1859 года, прозвучали в Дербентской губернии. Они были вызваны обложением населения налогом. Жители Дербента хотели переселиться в Персию. Они не осмеливались заявить российским властям об истинных причинах переселения из родины в Персию и объясняли отъезд за границу желанием посетить родных и близких и святые места.

С ноября 1859 года стремление в Османскую империю проявило население Дарго и Чайтаг. Управляющий по военным и гражданским делам генерал-майор Асеев в письме на имя начальника войск и гражданских дел генерал-лейтенанта князя Меликова, датированном 18 декабря 1859 года, писал, что призывы переселиться в Османскую империю начали распространяться среди народов Дагестана со стороны центральной части кавказской линии. Это движение, говорилось в письме, на местах разжигают представители духовенства и некоторые гражданские лица. Они надеются, что власти по достоинству оценят их деятельность во главе движения в том случае, если переселение дагестанцев в Османскую империю завершится благополучно. Они уверяют народ, что исходя из единой веры, их поселят вблизи Мекки, что у них будут значительные привилегии и богатые, обширные земельные угодья. Распространяются слухи, что в следующем году османские власти направят в Дагестан 5 пашей, которые будут руководить процессом переселения желающих.

Население общины Башли направило письмо проживающему в Константинополе соотечественнику некоему Агкаю. Его просили добиться от султана разрешения на переселение в Османскую империю жителей Чайтаги и Дарги, часть которых он поселил бы у себя.

Представители высшей и местной власти Дагестана пребывали в неопределенном положении. У них не было указаний от наместника царя относительно того, что ответить желающим навсегда уехать с родины. Они, как это еще издавна было заведено, выдавали разрешение (от 6 месяцев до года) на выезд за границу только лишь паломникам в Мекку, остальным по разным причинам создавали препятствия.

До получения соответствующего приказа наместника царя Барятинского, русские чиновники тайно следили за событиями и обращались к мягким административным мерам в отношении тех, кто активно побуждал людей к переселению. Например, в начале 1860 года население Кайтаги призывали к переселению в Османскую империю Ахмед–паша и его сын. Поскольку переговоры с ними – до получения приказа Барятинского, который требовал прекратить побуждать население переселиться в Османскую империю, не дало никаких результатов, военный и гражданский правитель Дербента Асеев сообщил Меликову, что необходимо на некоторое время изолировать Ахмеда-пашу от населения и до получения приказа отозвать его в Темир-Хан - Шура.

Меликов предусмотрел совет Асеева. Ахмед-паша был на некоторое время задержан в Темир-Хан-Шура, а потом весной 1860 года из-за непримиримости к российским властям, ему разрешили продать все имущество и с семьей переселиться в Османскую империю. Русские чиновники изолировали подстрекателей от населения и параллельно вели пропаганду против переселения.

В отличие от Ахмеда-паши, трагичной была жизнь жителя аула Башли Дербентской губернии Шахмардана-Кади, который активно пропагандировал переселение в Османскую империю. По приказу наместника царя А. Барятинского от 2 ноября 1860 года он был арестован и сослан в Тамбов. Позднее он был переведен в Вологду. Шахмардан-Кади не раз обращался к русским властям с просьбой, если не помиловать, то, хотя бы, переселить его поближе к родине, в Астраханскую губернию, чтобы он имел возможность видеться с семьей. Шахмардан-Кади был духовным лицом, и по этой причине русские власти не доверяли ему. Поэтому его просьба не была удовлетворена.

Эти мероприятия русских властей возымели действие, и среди населения воцарилось спокойствие. Как отмечали местные представители администрации, население перестало обращаться за разрешением на переселение в Османскую империю и «жалело о своем поведении».

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20109
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Re: Мухаджирство дагестанцев в 60-х годах XIX века
« Ответ #1 : Февраль 17, 2012, 02:39:27 pm »
  • Publish
  • 0
    Мухаджирство дагестанцев в 60-е годы XIX века. Часть II

    Попытка властей России помешать процессу мухаджирства дагестанцев только лишь на короткое время приостановила их переселение в Османскую империю. Подготовка к переселению возобновилась в Дагестане в скором времени. К марту 1860 года разрешение отправиться в Мекку просили уже 3 тысячи дагестанских семей. В марте 1980 года Барятинский писал послу России в Турции Лобанову-Ростовскому: «Желающим переселиться разрешаем отправиться в Османскую Турцию через Закавказье. А Вас прошу позаботиться о том, чтобы власти Османской Турции своевременно приняли соответствующие меры».

    В приказе, изданном 23 марта 1860 года, Барятинский сформулировал правила, которые должны были обеспечить беспрепятственное перемещение мухаджиров и соответствующий порядок:
    1. Желающие переселиться должны были отправиться в дорогу малыми партиями через Закавказье и собраться у трех пограничных пунктов: Карс, Баязет и Ардаган. Руководители местной пограничной стороны (России), во избежание каких-либо препятствий, должны были принять меры по обеспечению необходимого количества паспортов;
    2. Партия должна была состоять из 100 семей, не более. Каждой семье разрешалось взять с собой две повозки с впряженными в нее двумя быками (т.е. всего 200 быков в партии). Каждой отдельной партии мухаджиров разрешалось взять с собой дополнительно 60 быков для пропитания.
    3. Маршрут путешествия должен был определить штаб левого фланга Кавказской линии; мухаджиры должны были ежедневно одолевать по 25 верст и перейти границу в течение 30 дней, т.е. до прибытия новой партии.
    4. Переселенцы имели право взять с собой оружие: ружье, штык, пистолет, кинжал. Но огнестрельное оружие должно было храниться вместе с другим возом, на повозке.
    5. Сопровождение и наблюдение было поручено офицеру из местных, владеющему русским языком, который был призван урегулировать трудности, возникающие во время поездки, обеспечить порядок и при необходимости просить представителей местных властей о помощи.
    6. Переселенцы имели право пользоваться в дороге пастбищами, о чем предварительно должны были уведомить местные власти и старосту. Им должны были быть выделены места для ночевки.
    7. Пограничные пункты должны были быть своевременно уведомлены о времени прибытия партий переселенцев, чтобы к этому времени подготовить здания, паспорта и своевременно переправить мухаджиров через границу.
    8. Сопровождающего офицера на каждом почтовой станции должен был ожидать конь. Кроме того, он также обеспечивался и проездными.

    За приказом Барятинского последовало переселение дагестанцев в Османскую империю. Их положение в Турции, как и остальных кавказцев, было тяжелым. Мухаджиров поселили у границ Российской империи, на непригодных землях. Из-за невыносимых условий большое количество переселенцев пыталось вернуться на родину, но российские власти не давали им такой возможности. Некоторым из них все-таки удавалось пересечь границу. Их ловили и возвращали обратно. В одном из архивных документов сообщается: "По официальному доверению Самиха Паши все чеченцы и лезгинцы как приближаются к нашей границе, чтобы при случае перейти и, так и приживающие там горские семейства, волею не волею забраны и доставлены местными властями в окрестности Сивана. Пробирающихся по направлению на Кавказ чеченских бродяг местныя власти по указанию консульства, задерживають дорогою и оттесняють их на нарочно отведенныя для них места в Анатолии,- т. е. по возможности дальше от нашей границы".

    Переселение дагестанцев в Османскую империю имело место и в последующие годы. Особенно активный характер этот процесс принял в 1877-78 гг., во время Русско-турецкой войны, и на исходе XIX века.

    Следует отметить, что по ряду причин особо широкий масштаб мухаджирство получило на Северо-Западном Кавказе. В Османскую империю отправилось сравнительно малое количество северо-восточных кавказцев. По нашему мнению, эта разница была вызвана несколькими причинами. Основными из них были следующие:

    Как отмечали авторы и вдохновители проекта мухаджирства Барятинский и Евдокимов, переселение горцев в Османскую империю и усиленное заселение территории их проживания на Кавказе казаками было самым надежным и эффективным средством быстрого и окончательного окончания Кавказской войны. Поскольку к моменту вступления этого проекта в силу на Северо-Восточном Кавказе война была завершена, то власти России уже не нуждались в массовом выселении местного населения.

    Вторая причина заключалась в экономической выгоде этих краев Кавказа. Северо-Западный Кавказ представлял собой курортную линию, и российские власти были основательно заинтересованы в заселении этих мест русскими.

    Низменные плодородные районы Дагестана стали постепенно осваиваться русским элементом с начала XIX века. К концу 50-х годов русские крепости, расположенные на побережье Каспийского моря в Дагестане (Темир-Хан-Шура, Петровский…), уже имели статус города. Российские власти за счет казны закупали фонд плодородных земель Дагестана для русского населения и после окончания войны с Шамилем, что ощутимо изменило этнический состав этого края. Таким образом, Российская империя уже пустила корни в низменных районах Дагестана. Совершенно иное положение было в высокогорном Дагестане. Его скудные и неплодородные земли не привлекали российских новоселов. Поэтому в случае выселения отсюда местного населения, горная линия Дагестана осталась бы незаселенной, что не входило в интересы России. Поэтому российские власти приложили все усилия и добились, чтобы мухаджирство здесь не приняло бы широких масштабов.

    Исходя из вышеотмеченного, можно сказать, что российские власти владели всеми рычагами, которые могли как вызвать процесс мухаджирства, так и остановить его. А это дает основание считать, что главным вдохновителем массового переселения кавказцев в Османскую империю были власти Российской империи. Как отмечает историк Б. Хорава, «Насильственное переселение Россией кавказских горцев в Турцию, было продолжением политики геноцида, проводимого Россией против горцев».

    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20109
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Мухаджирство дагестанцев в 60-х годах XIX века
    « Ответ #2 : Февраль 17, 2012, 02:40:53 pm »
  • Publish
  • 0

     


    Facebook Comments