Автор Тема: Оружие  (Прочитано 8916 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кистинец

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6635
  • Карма 311
  • Пол: Мужской
  • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
  • Уважение: +22
Оружие
« : Февраль 22, 2012, 07:00:16 pm »
  • Publish
  • 0

    Во все времена оружие являлось для вайнахов главным атрибутом их одежды
    ДРЕВНЯЯ ЭПОХА

    Сведения о древнейшем вооружении, которым пользовались предки чеченцев, сейчас возможно почерпнуть лишь из археологических материалов. Причем, в руки ученых попадают только наиболее долговечные его части. Сейчас невозможно узнать, какова была в ту эпоху длина копья или рукоять боевого топора, об этом можно лишь предполагать, ссылаясь на более поздние материалы или сведения о других народах.

    Согласно полученным материалам, в эпоху кобанской культуры в вооружении населения были широко представлены бронзовые копья нескольких типов – кахетинского, трансильванского и др. К середине VIII века до н. э. бронзовые наконечники сменились железными, длинновтульчатыми.

    Лук был известен всем народам с глубокой древности, поэтому описывать его нет необходимости. Сохранились наконечники стрел, которыми пользовалось древнее население края. Представлены они несколькими типами: бронзовые и костяные длинночерешковые наконечники.

    Характерной особенностью местного населения были боевые бронзовые топоры двух типов: богато орнаментированные дважды изогнутые и простые прямообушные.

    Булавы были представлены каменными, костяными и бронзовыми экземплярами, иногда украшенными рисунком или орнаментом. Но самым излюбленным оружием был кинжал. Кинжалы той эпохи самые разнообразные: от простых бронзовых клинков до бронзово-железных произведений искусства.

    Такой набор вооружения сохранялся практически до эпохи Средневековья, когда он пополнился новыми образцами не только наступательного, но и защитного вооружения.

    ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Вооружение вайнахов в эпоху Средневековья было довольно разнообразным. Перед тем как перейти к его описанию, следует сказать о том, что в качестве защитного оружия горца повсеместно использовалась обычная бурка. Свалянная из шерсти, она выдерживала не только сабельный удар, но и пущенную из лука стрелу. Более того, бурка не всегда пробивалась пулей, пущенной из старинного огнестрельного оружия.

    ЗАЩИТНОЕ ОРУЖИЕ

    Характерным защитным вооружением средневекового чеченца был щит (зIара, турс, пха, неI, нихь) особой конструкции, напоминающий собой по внешнему виду щиты грузин-горцев. Представлял собой он круг диаметром до 30 см. Делали его следующим образом: за основу щита брали деревянный диск, который обтягивали выделанной кожей. Затем поверх кожи накладывался железный крест шириной в палец, а поверх него узорчатый четырехугольник, так, чтобы его концы располагались на равном от концов креста расстоянии. Все это скреплялось двумя металлическими кольцами различного диаметра, шириной в палец, между которыми оставлялось небольшое пространство. Диаметр внешнего кольца равнялся диаметру основы щита. Когда все части конструкции были готовы, их клепали металлическими клепками, которые выступали на поверхности щита в виде шипов. На одном из таких щитов насчитывалось 35 таких клепок, идущих по внешнему кольцу и 23 – по внутреннему. Кроме того, во внутреннем пространстве малого кольца большими клепками крепились дополнительно четыре выступающие части четырехугольника и его центр. Такой щит был легким, его можно было всегда носить с собой, перекинув через плечо на лямке. Делались и более простые щиты, состоявшие из деревянной основы, обтянутой бычьей кожей.

    Не менее важной частью защитного вооружения была кольчуга (гIагIа), широко распространенная на Кавказе вплоть до XVIII века. Выглядела она так же, как кольчуги у других народов, а потому описывать ее нет смысла. Зато другим нательным защитным вооружением Средневековья, который имел довольно широкое распространение и был доступен практически всем, является «куяк». Это своеобразная броня, состоявшая из нескольких или десятков металлических пластин, нашитых на кожаную или матерчатую основу. Если средства позволяли, то воин мог покрыть такими пластинами целиком грудь и спину, в противном случае броньки покрывали важные участки тела – грудь, живот. Куяк не следует путать с чешуйчатой броней, которая также состояла из множества металлических пластин-чешуек, но в отличие от первого пришивались они не со всех сторон, а лишь с одной – верхней. Чешуйчатая броня засвидетельствована в материалах Северного Кавказа, но не имела особой популярности из-за своей тяжести.

    Вообще тяжелые виды броней на Кавказе имели ограниченное хождение, так как средства и методы ведения войн резко отличались от европейских и азиатских. Главное, что ценилось в горском воине, это подвижность, мобильность и маневренность. Горцы при своей малочисленности не могли себе позволить лавинной атаки или рыцарского клина; главное для горца было неожиданно и стремительно атаковать противника и также неожиданно скрыться.

    Зажиточные воины могли позволить себе иметь в походе железные наручи, прикрывавшие внешнюю сторону руки от кисти до локтя. Иногда подобные наручи защищали и половину тыльной стороны, начиная от кисти.

    Шлем (таж) был неотъемлемой частью воина. Если у человека не хватало средств на его приобретение, то он пользовался войлочными или стегаными шапками, подбитыми ватой или шерстью. Вообще же из всех типов шлемов на Северном Кавказе большое распространение получили так называемые мисюрки. Это небольшие полусферические шапочки из железа, прикрывающие верхнюю часть головы воина. Для защиты прочих частей головы к мисюрке прикреплялась кольчужная сетка – бармица, которая спадала на плечи воина. Нередко такая сетка скрывала даже лицо человека, оставляя открытыми только прорези для глаз. Другим типом шлема довольно дорогим, а потому менее распространенным, был шишак. Представлял собой такой шлем вид колпака с заостренным верхом. К шишакам также крепилась бармица.
    Журнал "Чеченское общество"

    НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

    Наступательное оружие представлено намного шире, чем оборонительное. К нему следует отнести, в первую очередь, копье (гоьмукъ, гема). Этот древнейший вид оружия в Чечне имел популярность до эпохи позднего средневековья. Лук (Iад, чIу), который был еще и орудием охоты, дожил у чеченцев до петровских походов, постепенно вытесняясь огнестрельным оружием.
     
     

     
    Бытовал у чеченцев особый тип лука, не представленный в комплекте ни у какого другого народа, стреляющий круглыми камнями. Это было изобретение местных мастеров, хорошо приспособленное условиям горного боя. Заряд для такого лука всегда можно было поднять с земли.

    В эпоху позднего средневековья чеченцы освоили арбалет. Судя по его чеченскому названию (секхаIад), он попал к чеченцам не путем прямого заимствования (арбалет, китайское изобретение, на Руси появился в XVI в.), а, скорее всего, через трофеи, добытые в войнах с кочевниками. По скорострельности арбалет заметно уступал луку, но зато превосходил его по меткости и убойной силе. Он с расстояния 200 м сбивал с ног человека, закованного в броню.

    Из стрелкового оружия в Чечне была известна копьеметалка (бог-IаддаргIа). Она имела вид деревянной подставки, на которую в виде лука крепили рога козла. Рога соединяли тетивой и получали таким образом своеобразный лук. Такой лук натягивали обычно два человека, на подставку клали копье и отпускали тетиву. Убойная сила этого оружия была мощная – копье было способно прошить сразу нескольких человек или же одного тяжелого латника.

    Особой популярностью у чеченцев пользовались колюще-рубящие виды вооружения – сабля (тур) и кинжал (шаьлта). Первый вид претерпевал за свою историю некоторые видоизменения и в конечном счете уменьшился в размерах и лишился перекрестия, дав начало новому оружию – шашке. Зато появились мастера, способные довести сталь рубящего оружия до полного совершенства, сделав его при этом легким и долговечным. Интересно, что само чеченское название сабли – тур – имеет природу иранского языка и было занесено к вайнахам от степных ирано-язычных кочевников – скифов и сарматов. Сейчас известно, что кривую саблю изобрели аланы, потомки сарматов. Видимо, вайнахи, освоив этот вид оружия, усвоили и его сарматское название.

    Второй тип – кинжал был неотъемлемой частью каждого взрослого чеченца и до сих пор пользуется особой любовью народа, став его визитной карточкой. Кинжалы были боевые, нередко больше напоминавшие мечи, и парадные – небольшие, легкие и богато украшенные серебром, чернью и глазурью. Хорошие кинжалы стоили дорого, и их старались передать по наследству, особенно если с ними были связаны какие-то моменты героического прошлого их хозяев. Обоюдоострый кинжал – это древнейшее исконное оружие кавказских горцев, формы которого уходят во II тысячелетие до н. э.
     
     
    Хорошо освоили чеченцы другой тип оружия – пращу, удобную тем, что для ее использования всегда был под рукой материал – камень. В Чечне праща имела два вида, которые назывались соответственно – жIормак и ширдолг. Первый из них – это обычная праща, сделанная из кожи, и кожуха для камня; второй – усовершенствованный вариант первой пращи, основой которой служила деревянная трость длинной до 1 м. С одного конца этой трости делалась выемка, а выше нее – отверстие. В это отверстие продевался ремешок, свободный конец которого придерживался пальцами. Камень укладывался в лунку, где он поддерживался ремешком. Далее по схеме: взмах тростью, отпускается ремешок, и камень летит туда, куда направлен конец трости с выемкой. Название такой пращи происходит от грузинского «ширдули», что в переводе значит «праща». Очень часто для пращи использовались круглые, обожженные на огне шарики из глины. Такие шарики (по-чеченски «авгол») найдены в раскопах VIII в. до н. э. Это значит, что праща как оружие известна вайнахам с седой древности.

    С эпохи кобанской культуры чеченцы пользовались ударным оружием – булавами (чхьонкар). Вообще, под этим термином скрывается несколько разновидностей оружия, родственного по происхождению. Это и кистень, и палица, и булава, все они одинаковы в употреблении, отличались лишь в форме своей ударной части. Боевая часть их делалась из различных материалов – камня, металла, дерева, обитого железом, и даже кости. Этот хотя и древний тип оружия не получил в Чечне широкого распространения.

    Боевые топоры тоже известны в Чечне с глубочайшей древности. Они были двух типов – тяжелые секиры (жамбалт) и легкие топорики, возможно, для метания (жоммагIа). Название первого усвоено из тюркских языков, второе же чисто чеченское. По-видимому, тяжелые секиры появились в период контактов со степняками, где-то в XII–XIII в.
     

     
    Таковы основные виды вооружения средневекового чеченского воина. На этом, конечно, они не исчерпывались, ведь в периоды войн и походов в руки горцам попадали и другие виды оружия, но они были эпизодичными и не носили массового характера.

    Источник материала: НОХЧАЛЛА.com
    Источник материала: НОХЧАЛЛА.com
    http://www.syrtash.com/ru/culture/weapon/photo088.jpg.html
    Холодное оружие 70-80 годов XIX века




    g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=464&g2_serialNumber=2[/img]


    Сабли и щит вайнаха. 16-18 вв.

    Рукоять кинжала

    Кинжал сына Имама Шамиля.

    Образцы чеченских шашек

    Воинское снаряжение (семейная реликвия)

    Деталь ружья
    Начало 19в. Слоновая кость, серебро, золото. (из книги И.Асхабова "Чеченское оружие").

    Первая половина 19 в. Верхнее ружьё принадлежит мастеру Дуска из аула Дарго - оружейнику имама Шамиля. Нижнее - принедлежало Мюриду имама Шамиля по имени Гиза из Дагестана.(из книги И.Асхабова "Чеченское оружие").


    Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей. Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец. Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом. Знаменитые чеченские наибы имама Шамиля - Байсангур Беноевский, Шоа-ип (Шуаиб-молла) Цонтароевский, Тал-хиг, Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф-Хаджи, Бота и многие другие имели чудесные клинкив великолепных оправах. Вообще чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.

    [bЧеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века. Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (зякат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных! Оружие являлось гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, а высокое качество чеченских клинков было общепризнанным.


     Постоянная боевая практика способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом у казаков. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году. Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку, вмах отскалиголову быку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину.
     О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов: «...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера... лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось отпустить клинок, в ущерб его прочности.

     Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...». Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не могли рисковать своим благополучием и добрым именем, а порои и жизнью… Они очень ответственно относились к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в народе. А если клинок подведет в бою?…][/b]

    Законодатели кинжальной моды – Атаги.

     «В Чечне — отличные клинки для шашек, лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)»
     Д.В. Пассек. 1841 год.

     Крупными центрами Северного Кавказа по изготовлению Х.О. всегда были знаменитые аулы Большие и Малые Атаги. Расположены они в предгорях. Аул Большие Атаги находится в 20 км от Грозного. В народе бытует легенда о том, как старый мастер из Малых Атагов выковал шашку знаменитому абреку Вара (надо сказать – одни из клавных ценителей Х.О.) Клинок был изготовлен по новой технологии, и его качество превзошло все ожидания.

     От удара шашки выступ наковальни был срезан, а ствол ружья рассечен надвое! На клинке при этом не было ни одной зазубрины. Тогда мастер, предвидя, каким страшным оружием этот клинок может стать в руках врага, уничтожил шашку и поклялся никогда не изготавливать подобные клинки… Трудно понять житейскую и просто логику легенды, но с фольклором не поспоришь… Один из живший во второй половине XIX века атагинских мастеров-оружейников по имени Телхиг отличился особо. Для изготовления кинжальных клинков он использовал английские иглы для швейных машинок! Самое замечательное было то, что на поверхности клинка иголки четко просматривались, словно они были покрыты лаком. Лезвие имело высокую прочность и хорошее качество… Ныне здравствующий Алавди Хамзатов, 1924 года рождения, рассказал, что его предки были мастерами-оружейниками. Клинки Хамзатовы не украшали, а передавали мастерам-оформителям, в т.ч. и в Кубачи. Своего клейма не имели, по желанию заказчика травлением наносили имя мастера, узор, дарственную надпись или изречения из Корана. Делалось это следующим образом - готовый клинок покрывался пчелиным воском, затем твердым и острым предметом, наподобие шила, наносили текст или рисунок, тщательно очищая прорези от воска.
    7

    \
    « Последнее редактирование: Февраль 27, 2012, 05:33:38 pm от Кистинец »

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Оружие
    « Ответ #1 : Октябрь 31, 2012, 05:34:10 am »
  • Publish
  • 0
    Работы Апти Абдулхамидова



    Родился в 1955 г. в с. Сульфат Аральской области Каз.ССР.Изготавливает мебель и холодное оружие, кинжалы, сабли и т.п. При изготовлении холодного оружия верен традициям старинных чеченских мастеров. Работает исключительно в традициях реализма.


















     


    Facebook Comments