Автор Тема: Ремесло  (Прочитано 6699 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кистинец

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6635
  • Карма 311
  • Пол: Мужской
  • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
  • Уважение: +22
Ремесло
« : Март 19, 2012, 02:20:41 pm »
  • Publish
  • 0
       Страдивари из Чечни

     Чеченская балалайка – дечиг пондур, как никакой другой инструмент может передать эмоции и настрой музыканта, играющего на ней. У чеченцев, дечиг пондур, один из основных национальных музыкальных инструментов. В нем отражается характер и культура народа Чечни. А вот создать это инструмент – довольно сложная задача. Без вложения души в инструмент, невозможно добиться, чтобы дечиг пондур звучал именно так как нужно. В Чечне есть такой мастер и зовут его Хасан Базаев. За это ремесло Хасан взялся еще 13 лет назад и он уже знает толк в дечиг-пондуре.      Хасан, в интервью, рассказал нам, что процесс изготовления инструмента очень трудоемкий. Нужно подобрать сорт дерева, необходимые краски, формы. Дерево сначала гнут (на это уходит до одной недели), придавая ему необходимую форму. Для этих целей используется в основном материал из клена, ели, а для придания инструменту неповторимости используется африканский шпон. Акустические данные у этих пород деревьев очень хорошие и они хорошо держат приданную им форму. Далее, самое сложное – это покрытие, которое производится только высококачественным лаком - говорит Хасан. Перед тем, как заняться производством чеченских балалаек (дечиг пондур), Хасан (по профессии он историк), изучал мастеров не только нашего времени, но также и исторически известных мастеров, самого Страдивари. Благодаря таким людям, как Хасан Базаев, сохраняется наша история и культура в первозданном виде.

    [jwp=425,344,image]http://www.youtube.com/watch?v=CgHnxQRXW7s[/jwp]

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #1 : Апрель 08, 2012, 01:34:13 pm »
  • Publish
  • 0
    Декоративно-прикладное искусство чеченских художников

    Источник: http://nohchalla.com/kultura-i-iskusstvo/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
    © Нохчалла.com


    Живописен наш край. Изумруд и лазурь заоблачных вершин Кавказского хребта вместе с неповторимой красотой древних гор, сказочно причудливые скалы и таинственные ущелья придают ему неотразимое романтическое очарование.

    Живописен наш край. Изумруд и лазурь заоблачных вершин Кавказского хребта вместе с неповторимой красотой древних гор, сказочно причудливые скалы и таинственные ущелья придают ему неотразимое романтическое очарование.



      Народное  искусство у всех народов несет в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых, религиозных условий, в каких веками жил данный народ - они определяли и содержание, и форму песен, сказаний, танцев, костюмов, орнаментики. Декоративно-прикладное искусство является составной частью многонациональной советской и современной российской культуры.        Художественная обработка камня, дерева, кости и серебра свое развитие на Кавказе и в частности в Чеченской республике, получила с древних времен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, проведенные известными исследователями: В.Ф Миллером, Е.И. Крупновым, Г.Н Чубинjavascript:void(0);ашвили.        Известный французский писатель Анри Барбюс, посетивший Чечню в 1932 году, назвал ее жемчужиной Советского Союза. «Она достойна этого названия, — сказал писатель, — здесь много богатств, из которых самым ценным являются люди, которые, познав свободу и радость новой жизни, успешно строят величественное здание, имя которому социализм». Велик и прекрасен народ этого края своими подвигами и своими делами. Развитие культуры вайнахов оказали влияние разнообразнейшие культуры восточного мира.        История художественных ремесел Чечни, к сожалению, до сих пор не получила полного освещения в литературе. В этой работе представлено искусство резьбы по дереву, арабеска, живопись и поговорим немного о ковроделии. Замечательным ремеслом ковроделия занималась и ныне владеет большая армия горянок республики. Ковровые изделия удовлетворяли не только эстетические запросы населения, но и утилитарные — широко применялись в быту. Коврами утеплялся земляной пол горской сакли, украшались стенные шкафы и мебель; ковровые изделия — сумки и вьючные мешки — служили для перевозок грузов по узким горным тропам.



    Именно ковры — изобилие на стенах и полах — отличительная черта внутреннего убранства у чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа. Развитию ковроделия способствовало обилие местного сырья, получаемого от овцеводства. Ковроделие в народном декоративно-прикладном искусстве занимает особое место и является одним из наиболее распространенных видов художественного творчества.      Художественно-эстетическое восприятие жизни чеченского народа воплощалось в орнаментальных узорах. В них выражалась мечта о мире и счастье. Однако эти узоры ни в коем случае не были приемом чисто внешней стилизации. Они— результат творческого переосмысления того или иного образа.



    Виртуозом резьбы по дереву в Чечне является Ильяс Дутаев, закончивший Абрамцевское художественное училище. Учеба у знаменитых педагогов, совершенствование мастерства и техники резьбы по дереву сделали его незаурядным исполнителем. Его шахматы экспонировались на юбилейной выставке «Советский Юг — 69» и получили высокую оценку. Каждая фигурка — человечек с особыми национальными чертами — отработана и является вполне законченной по замыслу и технике исполнения.      Ясность мысли, композиции, пластика и мастерство исполнения — результат длительного труда и глубокого изучения традиций своего народа, а также анализа большого количества фольклорных материалов.      Получив диплом, И. Дутаев начал работать из дерева. Не сразу, конечно, появились его знаменитые шахматы – фигурки лукаво улыбающихся горцев. Шахматы произвели фурор и попали в экспозицию Грозненского музея. За этим последовали композиции из дерева «Танцующий внук», «Ожидание сына», «У сапожника». И. Дудаев предпочитал малые формы, считая, что не размер скульптуры дает возможность выразить большое содержание.



    К юбилею Генерального Секретаря ЦК КПСС И. Л. Брежнего обком партии ЧИАСС поручает И. Дутаеву изготовить шахматы в национальном стиле. Л. И. Брежнев был так очарован подарком, что поручил, в знак благодарности, подарить Илесу земельный участок и автомобиль «Москвич». На этом самом участке сейчас стоит мастерская, построенная Илесом.





    Искусством резьбы по дереву овладел и сын И. Дутаева – Асланбек , тоже выпускник Абрамцевского училища. Есть в республике и другие художники  работающие с деревом.         Например, Магомед Эсинбаев мастер резьбы  по дереву, вырезает аяты из Священного Корана. Аналогов его работ с такой глубокой резьбой (2-3см) больше нет. Над одной такой работой М. Эсинбаев работал около 6 месяцев.     Можно предположить, что такие произведения искусства могли бы так же принести много пользы. А именно, в исламских учебных заведениях в качестве наглядного пособия.









    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #2 : Апрель 08, 2012, 01:43:45 pm »
  • Publish
  • 0
    Нурлан Усманов



    Среди современных чеченских художников-мастеров, занимающихся декоративно-прикладным искусством, Нурлан Усманов занимает одно из ведущих мест. Он родился в 1954 году в Караганинской области. После возвращения депортированных чеченцев в 1957 году в родные края, жил в селе Знаменское Надтеречного района Чечни. Н. Усманов получил образование в известном в России Абрамцевском промышленно-художественном училище им. Васнецова (в Подмосковье), став мастером по художественной обработке дерева, металла и камня. С 1974 года он принимает учас-
    тие в республиканских и зональных выставках. Не раз представлялчеченское искусство в Германии и Сирии.
    Его работы неизменнопривлекают внимание, многообразие используемых автором национальных орнаментов.



    На выставке «Художники Чечни» в Академии художеств России в Москве (май-июнь 2002 г.), особый интерес вызвала его работа из дерева «Декоративная качалка». С 1989 года Н. Усманов — член Союза художников ЧР. Ему присвоено звание народного мастера России, а совсем недавно — звание заслуженного художника ЧР. По стопам отца пошел и сын Н. Усманова — Заурбек, который унаследовал талант отца. Сейчас Н. Усманов продолжает создавать авторские произведения и преподает. Он обучает искусству резьбы по дереву и обработке металла группу из 50 одаренных подростков села Знаменское.

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #3 : Сентябрь 23, 2012, 09:56:09 pm »
  • Publish
  • 0
     Галерея Илеса Татаева в Грозном
    В последнюю неделю по кавказской блогосфере прокатилась волна перепостов записи с фильмом "Горская новелла", снятой в 1979 году в ЧИаССР, и мне вспомнилось, как этой весной мне повезло встретиться с режиссером этой картины, заслуженным деятелем искусств РФ Илесом Татаевым, поэтому сегодня я хочу предложить фоторепортаж из его дома-галереи в Грозном, в котором выставлены его уникальные работы - скульптуры из наростов на дереве.



    1. Больше 30 лет Илес Татаев отдал жанровому и документальному кинематографу, а скульптура была его хобби, но в 1996-м, из-за чеченской войны он приехал в Москву, а уже в 1999-м прошла его первая крупная выставка как скульптора в Государственной Думе РФ. В 2005-году он выставлялся в Государственной Третьяковской Галерее, а спустя несколько лет в Грозном в его доме министерством культуры ЧР был официально учрежден филиал Национального музея ЧР – галерея Илеса Татаева, в котором я и побывал:



    2. В доме-галерее несколько комнат, включая мастерскую в подвальном помещении, обстановка проста, но очень уютная. Итак, предлагаю фотоотчет из галереи мастера.



































    К сожалению, как и у многих художников, у прославленного чеченского кинорежиссера и скульптора возникают финансовые затруднения с демонстрацией своих работ - а он получает приглашения выставляться по всему миру, но я надеюсь что это временное, и со временем уникальные работы мастера будут широко известны на всех континентах :) Также хочу поблагодарить Илеса за высочайшее гостеприимство (узнав, что у меня нет машины, Илес лично меня довез до дома!), пожелать долгих лет жизни и неиссякаемого вдохновения, которое дает сама природа.

    http://timag82.livejournal.com/107519.html

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #4 : Октябрь 31, 2012, 05:51:23 am »
  • Publish
  • 0
    Мастера-кузнецы из Шали.

    Казалось бы, в наш двадцать первый век откуда браться ремесленникам всяким, кузнецам, столярам, художникам, мастерам в очередном поколении. Но оказывается, есть еще в чеченских селениях люди, которые не забывают традиции семейные, хранят секреты, передаваемые от отца к отцу, чтут наследственные приспособления. Одна из таких семей, - семья кузнецов из города Шали, - Юсуповы.



    Харон разжигает горн (кузнечную печь)...

    Глава семейства, восьмидесятилетний Харон - сам кузнец в четвертом поколении. Его отец, дед и прадед были кузнецами. Как и предки, он сам захотел стать кузнецом. Отец не заставлял силой ковать железо в кузнеце. Харон сам выбрал себе ремесло. Вместе с этим он получил в наследство и семейные секреты ковки.



    ..в такой куче инструментом может разобраться только сам мастер...

    У Харона два сына - Мовлади и Мовсар. О них и пойдет сегодня речь. Мовлади и Мовсар, используя историческую литературу, старые записи, и свои собственные мозги, смогли сделать, казалось, невозможное. Казалось, что можно еще открыть в кузнечном деле? Сотни лет кузнецы ковали металл, узнали о нем практически все... Так что же узнали братья? Однако, узнать что-то новое можно и сегодня, в двадцать первый век, в век высоких технологий. Не будем томить читателя. Дело в том, что братья Юсуповы нашли заново старинный способ изготовления гибких сабель. Да, да, гибких сабель! Казалось бы, что тут такого? Разве это не было известно? Да, было. Но очень давно. Сегодня получить такую сталь в кузнеце очень и очень трудно. Секрет был утерен давным-давно. Ведь кузнецы книжек и мемуаров не писали. А чеченские кузнецы тем более. Зато оставляли кучу легенд о свойствах той или иной сабли. Так, по преданиям, чеченскую саблю можно было согнуть как пояс и она не ломалась, а возвращалась в предыдущее положение.





    ...есть еще сила в руках...

    Братья не скрывают, что потратили на изготовление такой сабли сотни часов в кузнеце. Еще столько же потратили в поисках литературы. Хотя, слово "потратили" тут не к месту. Они не тратили время, а провели его с пользой. "Потратили" бы, если бы результата не было. А тут... В общем, все по порядку.



    ...это стена почета младшего брата Мовсара Юсупова...

    О чудесных свойствах шашек "г1урда" и "терс маймал" ходят легенды. Ими восхищались, их желали иметь лучшие воины Кавказа. Такие сабли не ломались в бою, а просто гнулись, и возвращались в свою привычную форму. Потому и ценились такие сабли и шашки.



    ...помимо собственных изделий на стене награды и почетные грамоты с выставок...

    Братья поступают следующим образом. Они используют нержавеющую сталь. Разогревая лист сталь в горне, они выравнивают его, так как после разогрева, металл становится волнистым как змея. Если не выровнять его вовремя - все пропало. Надо работать заново. Раскал железа в печи должен проходить равномерно по всей длине будущей сабли. Опять-таки, если этого не сделать - надо начинать все сначала.



    ...сабля кавалериста, без широкой гарды, которая могла бы помешать всаднику вытаскивать из ножен оружие...

    Металл греют, куют, выравнивают, охлаждают. Снова греют, куют, выравнивают, охлаждают. Этот процесс длиться очень долго. Не секрет, что хорошие мечи могут ковать месяцами или даже годами.

    Главный секрет закалки сабли в точном времени выдерживания металла в печи. "Чуть передержал, - говорит Мовсар, - и металл хрупкий становится. Можно выкидывать заготовку и новый делать". Это приходит с опытом. Определить точное время не может ни одна современная машина. Все измеряется на глаз. Вернее, на натренированный и опытный глаз. Этот секрет братья выдают всем. Все равно никто не сможет им воспользоваться.



    ...всю саблю, начиная от закалки металла, до изготовления ножен и украшения оружия, братья делают сами.



    ...рукоятку для сабли братья Юсуповы изготавливают из дерева или кости...











    В результате на свет появляется великолепное оружие, - легкое, прочное, красивое, и абсолютно нехрупкое! Все преимущества холодного оружия и ни одного недостатка! Братья признаются, что были желающие приобрести эти сабли. Правда, предлагали за них сущие копейки. Ну разве 10-15 тысяч рублей  - это цена для такой сабли? Нет. "Такие покупатели что хотят?  - Купить хорошую саблю за маленькие деньги. А ведь это не декорация, не муляж, не обманка. Это настоящая боевая сабля. Раньше за такие коней давали. Мы если и будем продавать наши сабли, то не за такие маленькие суммы. Слишком много мы в них труда и души вложили, чтобы так просто с ними расставаться, и чтобы эти сабли висели на стене какого-то хвастуна, а не ценителя оружия", - с надрывом и горечью в голосе говорит Мовсар.



    Братья абсолютно правы. Ручная работа всегда ценится дороже. А качественная ручная работа - и того больше. Мы примерно представили себе ситуацию, когда к братьям подходит далекий от искусства покупатель и предлагает продать оружейное произведение за бесценок. Братья правы. Факт.



    Удивительно, но мы были поражены, когда узнали, что в Чеченской Республике есть такие мастера, причем, мастера в таком поколении. Живут дружно, одной семьей, работают вместе, сообща. А еще больше мы удивились, когда узнали, что дети двух братьев тоже хотят... стать кузнецами! Ну разве это не сказка?! Разве это не великолепно, что дети, живущие в современном мире смсок, компьютеров, чатов, форумов, одноклассников, игр, и тому подобной популярное дребедени, хотят пойти по стопам родителей? Пусть это не прибыльно, пусть это не очень престижно. Но эти дети берут пример со своих родителей. Эти дети хотят продолжить семейные традиции. Вот где настоящие подвиг, настоящее геройство.

    "У нас традиция, - говорит Мовлади, - каждому гостю, журналисту, который приходит посмотреть на наши творения, дарить что-то в подарок: кольцо железное, или что-то другое...Но сегодня у нас нет ничего прибереженного для этого. Когда придете в следующий раз, обязательно подарим". Эти слова тронули нас до глубины души. Это мы должны их благодарить за то, что они делают. За то, что хранят в своей кузнице вековые традиции. Это мы должны делать им подарки.

     


    Facebook Comments