Автор Тема: Традиционная религия осетин .  (Прочитано 12692 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ahsarbek

  • Новичок со стажем
  • **
  • Сообщений: 228
  • Карма 40
  • Уважение: 0
Традиционная религия осетин .
« : Июнь 04, 2011, 04:24:13 pm »
  • Publish
  • 0
    В чём коренные отличия традиционной осетинской религиозной системы от христианства?
    Автор: admin / 31-10-2010, 02:07 / Категория: ---
     

             Чтобы ответить на этот вопрос необходимо иметь правильное представление о традиционной религии осетин. Для этого следует отказаться от мнения, что коренная духовная традиция осетин есть изолированное явление, не имеющее связи с мировой культурой. На самом деле эта система достаточно целостна и сохранила в себе черты древне-индоевропейских религий. Причем сохранена не только внешняя обрядность и ритуал, но и идеология, не отделимая от устного эпического наследия народа. Сохранилось практически всё, что может реконструировать целостную картину мировоззрения наших предков. Если же нам не достаёт каких то деталей, то мы можем на основе сравнительного метода обратиться к религиозным системам других родственных культур, сохранивших громадное количество схожих черт не только в эпических сказаниях и ритуалах, но и в названиях основных групп божеств, мы имеем возможность обратиться к наследию древних мудрецов,  в целях осознания первоначального смысла интересующего нас сакрального действа.

             Для чего нам сегодня обращаться к корням, зачем идти в разрез навязываемой нам, извне, религии? Прежде всего, мы должны отметить, что обращение к древней религии осетин не является «возвратом в прошлое». В действительности речь идёт не о том, чтобы «вернуться» в прошлое, а о том чтобы связаться с ним, соединиться с вечным, заставить его вновь звучать в нашей настоящей жизни.

             Далее мы должны просто и честно сказать, традиционная религия нашего народа и христианство это два противоположных учения. Христианство, в нашем  случае выполняет дезинтеграционные функции, разрушающие наше общество. Христиане представляют нашу традиционность язычеством, как сказано в их писании «язычник делающий жертву, делает её дьяволу». Осетины же, по духу, не считают себя язычниками и не являются ими на самом деле и поэтому не могут мириться с непочтительностью к культурному наследию предков. Традиционному осетину чуждо христианское «не сопротивляйся злу насилием», нам ближе понимание известного социолога Макса Вебера:  «с чисто человеческой точки зрения эти евангельские поучения оправдывают этику, противоречащую достоинству. Каждый должен выбрать между достоинством религии, которое нам предлагает эта этика, и достоинством мужественного существа, которое проповедует совсем иное: "Сопротивляйся злу, иначе ты будешь виновен в его победе"».

             Сегодня пришло время понять самих себя, понять, что мы хотим и определиться в своих приоритетах. Если мы хотим сохранить свой народ, свою культуру, свою самобытность, своё наследие, сохранить память о своём происхождении, то нам естественно нужно держаться того фундамента на котором стоит наша культура; и это прежде всего религия предков. Но если мы, хотим ассимиляции народа, если ценности оставленные нам предками уже негодны для нас, если мы не хотим остаться самими собой, если мы хотим забыть свою историю и больше не желаем ощущать себя цельным народом, то нам следует идти за христианами, мусульманами, иудеями, буддистами, за кем угодно, но только не обращаться к древнейшей религии своего народа. Для каждого из нас пришло время самостоятельного выбора. В зависимости от глубоких убеждений отдельного человека одна этика окажется дьявольской, другая божественной.  Каждому следует сделать выбор, где бог, а где дьявол.

             Когда говорится о традиционной  осетинской культуре и о том что общего у неё с другими традиционными культурами Кавказа (в силу духовного родства в эпическом наследии Нартов), то обычно перечисляются такие черты, как отчётливо аристократическое (Уасдан) представление о человеческой личности, этика основанная на чести («стыд», а не «грех»), героическое отношение к трудностям, прославление и освящение мира, красоты, силы и здоровья (а не болезни и страдания), неразделимость эстетики и морали. Но не это главное. Главное отличие этой религиозно-культурной традиции от христианства заключается в отсутствии дуализма.

             По словам  Освальда Шпенглера «христианство является порождением определённой души, которая около 300 г. пришла к особому «магическому» представлению о мире, «дублированном» другим миром – миром Божества, которым правит противоборство абсолютного добра и абсолютного зла (которому в символической плоскости соответствует столкновение между светом и тьмой). Согласно этому представлению, мир является куполом или пещерой – театром, в котором происходят события, чей смысл и ставка в которых находятся вне этого театра. Земля – это закрытый мир, «магически» обволакиваемый божественным. «Магическое» сознание не является деятельным: оно представляет собой сцену, на которой сталкиваются темные силы зла и светлые силы добра. Человеческое «я» подчинено божеству, чьим эфемерным образом оно является. Душа отдельного человека приобщается к единой божественной пневме посредством избрания или Благодати. Отдельный человек, как и мир в целом, является местом пресуществления, должного преобразить тьму в свет, зло в добро, грешную природу в искупленную личность».

             В индоевропейских религиях (в том числе и осетинской) всё по-другому. «Подлинная» магия в них стремится использовать психотехнику, предназначенную для определённой цели: она позволяет человеку сформировать себя в соответствии с определённым планом, она представляет собой изначальное «ноу-хау» приручения человеком самого себя, приручения души сознанием. Именно в этом видится смысл куывда – как повторения акта творения. Человек, организующий куывд, участвующий в повторении акта творения, и несущий в себе природу Бога, имеет способность к обновлению,   к сотворению желаемой реальности.

             Библия отвергает любое отождествление мира и Бога, любую мысль о преемственности между первопричиной и веществами или существами, происходящими из нее.

             Что же касается индоевропейской религиозной мысли, то у её истоков мы находим, напротив, представление о том, что вселенная одушевлена, а душа мира божественна. Вселенная является единственным бытием, никакого другого быть не может. Её существо не отличается от её существования. Бог исполняет, осуществляет себя только посредством мира и в мире: «теогония» тождественна «космогонии». Душа есть частица божественного существа. Существо или вещество Бога есть существо или вещество мира. Божественное, единосущно миру.

             Сам Аристотель в четвёртом столетии пишет о том, что мир божественен: «поскольку Бог не хранит в своём сознании как образцовые причины отдельные идеи всех вещей, он знает только лишь самого себя, но не творение».

             Изначальная индийская мысль свидетельствует о подобном же представлении своими идеями Космического существа, Всеобщей души (Атман).

             Осетинский ритуал жертвоприношения, где жертва символизирует Бога отдавшего своё Тело для создания всего сущего, говорит о коренном единстве мира и Бога.

             В индоевропейских религиях Бог не может быть полностью отделён от мира.

             Христианский дуализм для традиционного осетина и для индоевропейца неестественен и проистекает из коренного различия между миром и Богом. Можно сказать, что всё иудео-христианское богословие основывается на разделении тварного существа (мира) и нетварного (Бога). Изначальный источник творения совершенно отличен от природы. Мир не является божественным. Он не является «телом» Бога. Он не является способом существования божественного существа. У него нет ни божественной природы, ни божественной сущности. Всё, что не есть Бог, есть творение Бога. Как отмечал Ален де Бенуа: «Полностью чуждый миру, (христианский) Бог является антитезой всей чувственной действительности. Он не является гранью, совокупностью, уровнем, образом или качеством мира». «Мир полностью отличен от Бога, его создателя», - напоминал в 1870 г. Первый Ватиканский собор».

    Клод Тремонтан французский католический учёный и публицист писал: «Идея творения подразумевает коренное различие между творцом и сотворенным, а также трансцендентность создателя». Подобное утверждение содержится в самом начале Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю». Мир, согласно христианским воззрениям, не является «частью» Бога, потому что тогда он тоже был бы божественным. Бог также не породил мир, потому что мир не является единосущным ему. Он сотворил его. Поэтому человек должен подчиняться Богу как своему создателю. 

      Из сказанного выше можно заключить, что иудео-христианскому единобожию свойственна не только вера в единственного бога, но также, приверженность дуалистическому взгляду на мир. Бог с одной стороны, его творение с другой.

             Осетинское единобожие имеет иной характер. И понимание его исходит из иной идеи творения, схожей с религиями индусов и даосов имеющими индоевропейские корни. Прежде мир был «немым и тёмным» затем появился Свет и этот Свет дал начало всему сущему. Вся твердь во вселенной есть суть преобразованый Свет. Именно Свет, Бог выбрал своим обиталищем и именно Свет есть Бог. Мир Света (Рухс Дуне) есть Истинный Мир(Æссæг Дуне). Бог в основе всего. Бог отдал Себя в жертву как Свет (при этом, сохраняя себя как Свет), и проявляется во всём многообразии вселенной. Различные дауджита (энергии, силы наделенные мерой и правом) в этой религии могут соответствовать различным образам, в которых являет себя Божество. Поэтому материя и животные существа есть суть творения из «Тела» Бога. Его частицы, связанны «единым телом». Каждое материальное проявление есть часть Бога, часть единого целого и имеет божественную природу и Божественную сущность. Видимая раздельность материального мира есть иллюзия - Мæнг Дуне.

             Осетинская религиозная традиция целостна и ей не свойственен дуализм, Бог и творение не разделимы. Поэтому человек не раб Божий, но частица Его, Сын Его. Поэтому он не должен быть унижен, поэтому вопросы чести для традиционного осетина не на последнем месте. Именно поэтому он не безволен и не слаб, он не раб и не марионетка, он целостен и совершенен ибо в «его сердце» Бог. Он неразделим со всем Божественным миром и в этом осознании единства черпает свои силы. Как плоть Бога, он творец своей реальности, творец своего мира в котором обитает. И лишь такое понимание делает самого человека ответственным за свои поступки, дает ему силы для самоконтроля и самодисциплины. Осознание единства всего Сущего и своей неотделимости от этого Сущего, пробуждает в нём истинное уважение к окружающим людям и бережное отношение к природе.
    Просмотров: 648#1 написал: Алан Чочиев (1 ноября 2010 13:04) 



    Группа: Гости
    Регистрация: -- Бонхорз Даур! Два коренных отличия, в неявной форме названные тут и тобой, есть в Ас-Дин и христианстве.

    Первое отличие - христинаство является не религией в собственном смысле, но ещё и ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ. Её центральная идея заявлена прямо как БИЗНЕС НА ВЕРЕ верующих: верующий должен ПОЧИТАТЬ власть и бога НЕ ПРОСТО МОЛИТВАМИ - но ПРОПЛАЧИВАЯ, верующий платить и кесарю, и богу ("богу - богово, кесарю - кесарево"), потому рядом с фиск-чиновничеством кесарей (мытари - взиматели налогов) создаётся и фиск-чиновничество для взимания с верующих - это и есть ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ. Заметь - у ас-иров все культы ведутся ЗА СЧЁТ СОБСТВЕННЫХ ТРАТ поочерёдно избираемого для этого - ежегодно - фамильно-арвадного "конклава" верующих.

     
     

    Оффлайн ahsarbek

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 228
    • Карма 40
    • Уважение: 0
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #1 : Июнь 04, 2011, 04:27:46 pm »
  • Publish
  • 0
    Второе - вся идеология христианства  ориентирована на внушение человеку САМООЦЕНКИ РАБА, тогда как Ас-Дин утверждает АБСОЛЮТНУЮ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ первоосновы бога (мировой разум - Мон) и человека (это наделённость человека тем же мировым разумом Мон в виде феномена а-МОН-д, упрощая это до смысла нынешней науки о ЖИЗНИ: Мон - это что-то вроде ДНК, в которой задан КОД СЧАСТЬЯ-СУДЬБЫ-"амонд" всего сущего во вселенной и самой вселенной).

    В основу социальной идеологии Ас-Дин положена эта самая идея СВОБОДЫ РАВНЫХ ПЕРЕД богом и МЕЖДУ СОБОЙ - это и есть БАЗОВАЯ ОСНОВА кодекса чести Уасдан: взаимоуважение...

    Оффлайн ahsarbek

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 228
    • Карма 40
    • Уважение: 0
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #2 : Июнь 04, 2011, 04:30:14 pm »
  • Publish
  • 0
       Часто осетин обзывают язычниками . Я не понимаю , в чем больше язычества - в поклонении " святым местам " осетин , или " святым местам " , рукотворным иконам , " святым мощам " христиан ?

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #3 : Июнь 04, 2011, 04:35:20 pm »
  • Publish
  • 0
    Первое отличие - христинаство является не религией в собственном смысле, но ещё и ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ. Её центральная идея заявлена прямо как БИЗНЕС НА ВЕРЕ верующих: верующий должен ПОЧИТАТЬ власть и бога НЕ ПРОСТО МОЛИТВАМИ - но ПРОПЛАЧИВАЯ, верующий платить и кесарю, и богу ("богу - богово, кесарю - кесарево"), потому рядом с фиск-чиновничеством кесарей (мытари - взиматели налогов) создаётся и фиск-чиновничество для взимания с верующих - это и есть ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ. Заметь - у ас-иров все культы ведутся ЗА СЧЁТ СОБСТВЕННЫХ ТРАТ поочерёдно избираемого для этого - ежегодно - фамильно-арвадного "конклава" верующих.

    замените все слова про Христиан на вахабов, получите правду.
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн ahsarbek

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 228
    • Карма 40
    • Уважение: 0
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #4 : Июнь 04, 2011, 05:38:07 pm »
  • Publish
  • 0
    Первое отличие - христинаство является не религией в собственном смысле, но ещё и ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ. Её центральная идея заявлена прямо как БИЗНЕС НА ВЕРЕ верующих: верующий должен ПОЧИТАТЬ власть и бога НЕ ПРОСТО МОЛИТВАМИ - но ПРОПЛАЧИВАЯ, верующий платить и кесарю, и богу ("богу - богово, кесарю - кесарево"), потому рядом с фиск-чиновничеством кесарей (мытари - взиматели налогов) создаётся и фиск-чиновничество для взимания с верующих - это и есть ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ. Заметь - у ас-иров все культы ведутся ЗА СЧЁТ СОБСТВЕННЫХ ТРАТ поочерёдно избираемого для этого - ежегодно - фамильно-арвадного "конклава" верующих.

    замените все слова про Христиан на вахабов, получите правду.
      Что за вахабы ? Если ваххабиты , то при чем деньги ?

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #5 : Июнь 04, 2011, 05:40:17 pm »
  • Publish
  • 0
    Что за вахабы ? Если ваххабиты , то при чем деньги ?

    в прямом. рекетом не надо им заниматься прикрываясь взносами. и меньше анти христианской риторики.
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #6 : Июнь 04, 2011, 05:53:15 pm »
  • Publish
  • 0
    это:

    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #7 : Июнь 04, 2011, 05:53:36 pm »
  • Publish
  • 0
    и это:

    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #8 : Июнь 04, 2011, 05:54:16 pm »
  • Publish
  • 0
    и многое другое.....

    И потом вот это:

    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #9 : Июнь 04, 2011, 05:56:14 pm »
  • Publish
  • 0
    и переставайте на Христиан катить бочки, по тихонечку методом проб и ошибок. Не слепые мы.
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн ahsarbek

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 228
    • Карма 40
    • Уважение: 0
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #10 : Июнь 04, 2011, 07:15:20 pm »
  • Publish
  • 0
    и переставайте на Христиан катить бочки, по тихонечку методом проб и ошибок. Не слепые мы.
      Ни на кого , ничего не качу . А рэкет , хоть под каким лозунгом , - преступление , а не идеология .
      Хорошо , что вы увидели их сущность , а то одно время вы поддерживали имаратчиков , по крайней мере морально .

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #11 : Июнь 04, 2011, 07:26:11 pm »
  • Publish
  • 0
    Хорошо , что вы увидели их сущность , а то одно время вы поддерживали имаратчиков , по крайней мере морально .

    и это не верно. давать всем высказываться это не поддержка.
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн ahsarbek

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 228
    • Карма 40
    • Уважение: 0
    Re: Традиционная религия осетин .
    « Ответ #12 : Июль 11, 2011, 05:40:14 pm »
  • Publish
  • 0
    2011-07-09 17:51 15-Й РЕГИОН

    10 июля в Осетии празднуют день святого Хетага. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, с 1994 года праздник в РСО-Алания стал общенародным и отмечается на республиканском уровне.

    Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров по случаю праздника обратился к жителям республики. В поздравлении в частности, говорится: «Сердечно поздравляю вас с Днем Хетага! Являясь одной из важных дат в духовной жизни осетинского народа, этот день — не только дань уважения этнокультурной истории Осетии, но и символ незыблемости нравственных традиций, передающихся из поколения в поколение. В умении сохранить и сберечь лучшее, что досталось нам от предков — основа успешного настоящего и счастливого будущего нашей республики. Так пусть праздник святого Хетага, символизирующий нашу общую устремленность к миру, взаимопониманию и согласию, принесет радость, счастье и удачу всем жителям нашей любимой многонациональной Осетии».

    Каждый год во второе воскресенье июля в окрестностях рощи Хетага жители Северной и Южной Осетии празднуют священный день Хетага. Эта роща, почитаемая осетинами как святое место, расположена в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ — Алагир и занимает площадь около 13 га (островной реликтовый лес).

    Считается, что это древнейшее святилище на равнине, почитаемое осетинами. В начале XX века священник Моисей Коцоев писал: «Говорят, что до переселения из гор осетин роща Хетага почиталась святою еще кабардинцами. Кабардинцы же узнали о святости куста по необыкновенным явлениям, замеченным якобы их предками. Так, например, рассказывают, что во времена их предков почти каждую ночь замечали небесный свет, становившийся как бы огненным столбом между Хетагом и небом. Это объяснялось тем, что покровитель этой рощи и Хетага сам св. Георгий сошел с неба в эту рощу. Поэтому осетины здесь молятся, говоря — Хетæджы Уастырджи, помоги нам».

    В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни. До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин.

    Этот праздник отмечают также осетины, находящиеся за пределами родины, в частности, осетинская община Москвы собирается завтра, в День Хетага, провести состязания по танцам и армрестлингу.

    ИА REGNUM

     


    Facebook Comments