Автор Тема: Черкесская каллиграфия  (Прочитано 14039 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн opera

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 771
  • Карма 273
  • Пол: Женский
  • Уважение: +58
Черкесская каллиграфия
« : Июнь 20, 2010, 03:00:29 pm »
  • Publish
  • 0


    Даур Р. И.

    ЧЕРКЕССКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

    Мифоэпические алфавиты (адыго-абхазская языковая семья).

    В этой книге представлены мифоэпические алфавиты, разработанные на графической основе древней письменности далеких предков народов Западного Кавказа и родовых знаков (тамг) адыгов, абазин, абхазов и убыхов.

    Эти алфавиты должны дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства адыго-абхазских языков в виде каллиграфии и способствовать формированию навыков национального композиционного мышления.

    Предлагаемые алфавиты могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре народов Западного Кавказа.

    Работа над созданием адыгского алфавита на таурской*  (тамгической) основе была начата в 1983 году и один из вариантов этого алфавита был опубликован в 1990 году в газете  «Гъуазэ»1. В последующие годы для более удобного использования алфавитов в письменном виде, некоторые знаки были заменены.

    Многие народы в мире, наряду со своей традиционной письменностью, пользуются, к примеру, латинской графикой, как наиболее распространенной. В древности тоже есть примеры использования двух алфавитов, к примеру, священные тексты писались одним письмом, а хозяйственные и прочие записи другим.

    Уже многие годы в адыгском мире ведутся дебаты по поводу несовершенства алфавита. Есть много предложений унифицировать современные алфавиты на основе кириллицы, есть предложения вернуться к латинице, которая уже была в начале прошлого века, есть даже предложения использовать греческий алфавит.

    Предлагаемые нартские мифоэпические алфавиты созданные на исконно адыго-абхазской графической основе могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре народов Западного Кавказа.

    Диалектную основу нартского эпоса необходимо сохранить как первоисточник национальной культуры и мифоэпические алфавиты, базирующиеся на основе родовых знаков, графическая основа которых восходит к древним формам письма далеких предков адыго-абхазов, предлагаются для осуществления этих задач.

    Археологический материал позволяет проследить, как эта знаковая система сопровождала адыгов, абазин, абхазов и убыхов на всех этапах формирования их этноса. Тауры (тамги) считались священными. Они функционировали как знак собственности, герб, производственное клеймо, печать и подпись. Тауры писались, их вышивали, вырезали на дереве, изображали на циновках, гравировали, высекали в камне. Основа западнокавказской орнаментики тамгообразна, и нам кажется естественным перерастание этих функций в основу нартских мифоэпических алфавитов. Есть веские основания считать мифоэпические алфавиты не каким-то абсолютно новым явлением в традиционной культуре западнокавказских народов, но новым вариантом письменности, знаковая система которой прослеживается на археологическом и этнографическом материале с 9 тысячелетия до н.э. и не утрачена и в наше время. Просто на каких-то этапах эта знаковая система функционировала как пиктографическая, силлабическая письменность или переходила в магические знаки, орнаментику, в родовые знаки и т.п.

    Кроме Кавказа эта графическая основа представлена в культурах доиндоевропейских средиземноморских народов генетическое родство которых с прасеверокавказскими народами убедительно сформулировано многими видными учеными-лингвистами, этнографами и археологами.    

    По-видимому, письменность у далеких предков адыго-абхазов функционировала на уровне жрецов и как минимум несколько раз возрождалась. По крайней мере пиктографические знаки на камнях галечника  Махошкушха2, открытые адыгейским археологом П. У. Аутлевым в 1984 году в нескольких километрах от столицы Адыгеи Майкопа, датируемые 9 тыс. до н.э., знаки письменности на Майкопской плите датируемые 13-12 вв. до н.э., аквинская (сухумская) строительная надпись 2 в. до н.э. и родовые знаки (тауры-тамги) адыгов, абазин, абхазов и убыхов не забытые и в наше время, имеют явно единую графическую основу.

    Отбор родовых знаков для нартских мифоэпических алфавитов проводился в основном по принципу соответствия начальной буквы фамилии и фонемы. Из многих фамильных тауров (тамг), имеющих различные начертания и  начинающихся на одну и ту же букву, были взяты те, у которых наиболее часто повторялись элементы этой группы. Кроме того, учитывались характерные особенности и графическое разнообразие. В алфавит вошли и некоторые знаки письма Махошкушха.

    Языки адыго-абхазской языковой семьи насчитывают около сто сорока фонем и использование знаков письма кириллицы и латиницы могут в какой-то степени решить проблемы литературных языков, но отобразить фонетическое разнообразие западно-кавказских диалектов, на которых зафиксированы священные тексты нартского эпоса и многие фольклорные материалы, они не в состоянии. Точнее не в состоянии добиться того, чтобы каждой фонеме соответствовала одна графема, не отягченная сложными диакритическими знаками и такими схоластическими методами, при которых пишется «Б», а читается «А». В частности в убыхском языке, как утверждают лингвисты, две гласные, но при этом, например буква «ы» может реализоваться как «и» в одном случае или как буква «а» — в другом. Гласная «о», которой, как бы вообще нет в убыхском языке, должна в некоторых случаях возникнуть в результате медитации над буквой «а» и т.п. Подобные случаи нередки в мировой практике, но это связано с консервативностью многовековых письменных традиций и следовать системе «не верь глазам своим» при создании новых алфавитов нет никакой надобности.

    В предлагаемых нартских мифоэпических алфавитах подобные недоразумения исключены, так как эти алфавиты предназначены не для математической игры профессиональных лингвистов, а для сохранения адыгского, абазинского, абхазского и возрождения убыхского языка в контексте традиционной духовной ориентации этих народов. Кроме всего вышеперечисленного, все эти народы имеют генетическую предрасположенность к восприятию письменности на основе фамильных тауров (тамг), восходящих к знакам древней письменности народов Западного Кавказа. Эта алфавитная система может дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства родных языков в виде каллиграфии, и, надеюсь, займет достойное место в искусстве адыго-абхазских народов.

    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 03:30:12 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Черкесская каллиграфия
    « Ответ #1 : Июнь 20, 2010, 03:07:10 pm »
  • Publish
  • 0
    Роль адыгских диалектов в… мировой истории  :)

    у адыгов  (черкесов) исключена сама возможность „отставки“  (по-баскски: утци) любого диалекта на второстепенные позиции.  (выд. Д.Р.)

    Учеными до сих пор не выявлена степень наличия адыгских элементов в древних языках. А что же мы видим на самом деле?

    Оказывается, например, что адыгских суффиксов, корней и других морфов немало и в урартском (язык носители которого создали государство Урарту), что умалчивалось историками, и в хурритском, и в этрусском языках древнего периода истории Закавказья, Малой и Передней Азии, Ближнего Востока, Древней Италии, хотя эти языки сближают лишь с нахско-дагестанской группой северекавказской семьи языков (имеется и абхазский, убыхский компоненты). Ученые признают наличие в урартском и хурритском языках адыгских корней: на самом же деле сопоставлений других морфем не производилось, и такое расчленение, на самом деле носит относительный характер.

    Каков вывод? А он таков: тот или иной язык может иметь меньше или больше родственных элементов по отношению к тому или иному северокавказскому языку. Однако целый ряд признаков говорит о том, что эти языки, включая и хаттский, баскский, этео-кипрский, крито-минойский, носят в себе элементы прасеверекавказского праязыка. Выявлять общее для них не труднее, чем выявлять частное» [29].

    Как известно древнейшими металлургами-первооткрывателями железа были хаты — далекие предки современных адыго-абхазов. Железную руду древние хаты добывали в горах Тавра. Этот лексикон возможно был принесен древними жителями Азиштаурского хребта и прилегающих к нему территорий и название Азиштаур связано с горным хребтом древней Хатти который известен как Тавр (горный хребет Западного Кавказа Iазишътаур и горный хребет Анатолии Тавр (Таур), где «Та» — бог (адыго-хаттск.), «Ур» — большой молот (адыг.). Из древней Хатти это слово принесено было в Крым, где в древности проживали родственные хатам (а возможно одно из хаттских племен) — тавры. Крым до наших дней называют Тавридой. В культуре Боспорского царства в изобилии представлены тамгические знаки. Боспорское государство было основано и меотскими народами — предками адыгов. Хребет в горной части Адыгеи (Северо-Западный Кавказ), где никогда не проживали тюркские народы, носит название Азиштау. Этимология этого топонима в адыгском языке выглядит по-моему мнению Iазишътаур, где «Iазэ» — мастер, знахарь (свойствами врачевателя наделялся адыгский бог кузнечного ремесла Тлепш), «шъ (э)» — сто (унишъэ — букв. «сто домов». Так нарты называли любой численности населенный пункт в эпической Нартии). [Хребет] «Ста мастеров-жрецов-целителей». Таур (Тавр) — это слово имеет еще один смысл «бык» — древнейший символ майкопской, хаттской и средиземноморской культуры. Прилегающие к горному хребту Азиштау (Азишътаурытх) территории Цербелевых полян и полян Догуакской долины, судя по многочисленным данным черкесских легенд, эпоса, археологии и этнографии являлись с древнейших времен особой территорией, где представлены дольменные комплексы, наскальные письмена, черкесские сады, священные рощи и многое другое.

    Есть очень интересная адыгская легенда о возвращении древних адыго-хаттов на Западный Кавказ, буквально в те места, где расположен хребет Азиштау (горная Абадзехия), а в нартском эпосе адыгов есть сюжеты, где говорится и об исходе части нартов из этих мест в южном направлении.

    Видимо пришло время еще одного возвращения адыгов в эти места на новом уровне осмысления этого пространства (проект этнического киногородка «Черкесский сад», где древние традиционные основы культуры адыгов, включая и таурский алфавит, получат новое измерение в современных кино-фото-видеотехнологиях и других видах изобразительного искусства).

    Абхазо-адыгские (ашуйские) [Западно-Северокавказские] языки с древнейших времен имели свою письменность и усилия добросовестных и непредвзято настроенных исследователей рано или поздно приведут к тому, что историю европейской письменности и в частности создание первого алфавитного письма придется переписывать заново (см. Приложение, с.326-329).

    Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского) — названного так по имени ашуйской археологической культуры праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии — гениохи.

      «В прошлом веке шапсуг Хаджи Нотаук предпринял попытку создать письмо на основе древних тамг, которые, по утверждению некоторых исследователей, являются остатком древнеадыгского письма. Так, неизвестный автор, опубликовавший в Стамбуле в 1913 г. статью „Одна страница нашей истории“ (газета „Гъуазэ“) писал: „Этот кусок камня откопан у г. Къаргъамыщ. Адыгейские тамги-тавры взяты из этой письменности“. См. книгу А. Гадагатля „Нарты“, Майкоп, 1987 г., с. 107. Но исламское духовенство не допустило этого возрождения. Такова предыстория национальной письменности адыгов» (Ловпаче Н. Г. Из истории древней письменности адыгов, «Наука — Адыгее», Майкоп, 1994).



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Генеалогическая хронология черкесской каллиграфии

    ♦ Пиктографическое письмо Махошкушха, дополненное древнейшим вариантом линейного письма, 9-8 тыс. до н.э. Западный Кавказ

    ♦ Ашуйское силлабо-пиктографическое письмо (древнейшее дешифрированное письмо на Кавказе), 3 тыс. до н.э. по 4-5 вв. н.э. Западный Кавказ.

    ♦ Хаттская (хеттская) иероглифика, Анатолия, Западный Кавказ

    ♦ Синдо-меотский вариант магического письма на кубанских глиняных плитках ( «таблетках»), 2 век до н.э. по 4 в. н.э. Западный Кавказ

    ♦Черкесский (адыгский) орнамент

    ♦ Фамильные тауры-тамги адыго-абхазов

    ♦ Мифоэпические алфавиты адыго-абхазской языковой семьи

    Северо-кавказские языки

    Распад сино-кавказской макросемьи, датируется примерно 9 тысячелетием до нашей эры, а выделение этой и других макросемей из единого гипотетического праязыка, из которого вышли все ныне известные живые и мертвые языки, отнесено за рубеж 1З-14 тысячелетий до н. э.

    Разделение северокавказских языков,по предположениям лингвистов,произошлогде-то  в 4 или 5 тысячелетии до н.э. Прасеверо-

    кавказский язык распался на две ветви (современные нахско-дагестанская

    и абхазо-адыгская языковые семьи). Народы, говорившие на этих языках, в

    древности занимали более обширные территории, чем в настоящее время:

    Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Кавказ (Северный и Южный), Малая

    и Передняя Азия.

    Силлабо-пиктограммы Махошкушха (Северо-Западный Кавказ, современная Адыгея), датируемые 9-8 тысячелетием до н. э., являются, по всей видимости, древним письмом северокавказцев, к тому времени уже выделившихся из сино-кавказской макросемьи…

    Время существования абхазо-адыгского праязыка относится лингвистами к III тысячелетию до н. э., т. е. его распад на три основные ветви (абхазы-убыхи-адыги) начался примерно во II тысячелетии до н.э…

    Г.Ф. Турчанинов в своем труде «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа» [23], убедительно доказал су­ществование на Кавказе доселе неизвестной Ашуйской цивилизации и созданного в ее недрах силлабического письма, принадлежавшего предкам абхазов, абазин и убыхов, которые некогда называли себя ашуйцами., а страну свою Ашуей. В указанное время абхазо-адыгские народы еще не разделились и уж тем более еще не выделились современные этносы абхазов, абазин, черкесов и убыхов…

    В Ш тысячелетия до н.э. эта страна простиралась от Черного моря на юге и Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская, куроаракская, дольменная и колхидская культуры. Опубликованные письменные памятники ашуйского языка охватывают период с средины III тысячелетия до н.э. по IV-V вв. н.э. В конце Ш- начале П тысячелетия до н.э. ашуйскпе письмо было занесено в древнюю Финикию продававшимися туда ашуйскими рабами и утвердилось в ней как протобиблское (псевдоиероглифическое) письмо. Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуи (древней Абхазии) и Библа (Фини­кии). Ашуйское письмо в Библе явилось в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма от которого ведут происхождение многие не только европейские алфавитные системы.

    Ашуйская письменность является общим достоянием современных абхазо-адыгских народов — потомков древних ашуйцев.

    П.У. Аутлев замечает по поводу ограниченности функции письма в древнем и средневековом обществе: «Разумеется, письменность Махошкушха не являлась общеродовой или общеплеменной понятной массам. Она, видимо, была вызвана к жизни потребностями „священнослужителей“ — жрецов, шаманов, знахарей и была доступна только узкому кругу посвященных. Одним словом она носила не „светский“, а сакральный характер». Такой же характер носило письмо средневековых черкесов.

    Мифоэпические алфавиты, сохраняя преемственность этого характера по отношению ко всем предшествовавшим древним вариантам письма далеких предков адыго-абхазов, являются также сакральными алфавитами.
    « Последнее редактирование: Июнь 20, 2010, 03:14:07 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: Черкесская каллиграфия
    « Ответ #2 : Июнь 20, 2010, 03:09:43 pm »
  • Publish
  • 0
    АДЫГЭ МАФЭГЪЭПС

    Летоисчисление по ЧЕРКЕССКОМУ КАЛЕНДАРЮ


     

    В адыгском мире недавно было принято летоисчисление по черкесскому календарю.

    По данным этого календаря, одной из отправных точек для летоисчисления предлагают взять фольклорный источник в котором «согласно древним абзехским (абадзехским) преданиям, зафиксированным и приведенным Зачерий Брантом, черкесы живут на Кавказе около семи тысяч лет».

    Если принять эту точку зрения за отправную то получается, что от 5 тысячелетия до н.э. и долее в глубь прошлого, адыги на Кавказе не проживали, и письменный памятник Махошкушха датируемый 9-8 тыс. до н.э., который убедительно связан с последующей культурой аборигенов Западного Кавказа, повисает в воздухе нарушая логику преемственности и единства того, что, безусловно, связано с черкесской культурной традицией автохтонного народа.

    Кроме того, на одном из пиктографических рисунков Махошкушха вполне убедительно зафиксирован один из сюжетов адыгского нартского эпоса, что делает еще более значимым и ценным этот памятник с точки зрения начала черкесского летоисчисления и уточнения времени создания древнейших циклов нартского эпоса.

    На гальках Махошкушха изображены два типа «человечков» и «охотников» с луками и стрелами образующих круг, в центре которого помещен бык. Туловища у одних удлиненные у других короткие.

    На другой гальке Махошкушха изображена семилучевая «звездочка Тлепша» — бога железа и кузнечного ремесла, выковавшего стрелу, поражавшую тех, чье имя было произнесено перед пуском стрелы.

    В нартской легенде сообщается, что стрела предназначалась для поражения трех человек: Саусырыкъу, ПшъэтыкъкIэкI (короткошеий), БлыпкъкIэкI (короткотуловищный). После запуска волшебной стрелы, полет которой не прекращался до тех пор, пока не будут поражены те, чьи имена произнес стрелок перед запуском стрелы. ПшъэтыкъкIэкI и БлыпкъкIэкI были поражены, а Саусырыкъо превратившись в глину и прилепившись к подножию горы, удалось перехитрить стрелу Тлепша и уцелеть. Этот сюжет изображен на гальке Махошкушха.

    Есть веские основания отодвинуть точку отсчета черкесского летоисчисления на четыре тысячелетия вглубь, взяв за основу летоисчисления датировку знаков письма на галечных камнях Махошкушха (9-8 тысячелетие до н.э.), и увязать ее с нартским эпосом и наиболее древним письменным памятником коренных обитателей Западного Кавказа далеких предков современных адыгов, абазин, абхазов и убыхов. Писменные знаки Махошкушха неразрывно связанные единой графической системой с ашуйской письменностью и адыго-абхазскими тамгами являются более весомой точкой отсчета, с которой началась кристаллизация времени и осмысление его в последующих мегалитических сооружениях Майкопской и Дольменной культуры. Многочисленные миграционные отливы и приливы хаттов Малой Азии и Средиземноморья обогатили познания в астрономии и способствовали формированию определенного понятия времени в адыго-абхазском мире. По всей видимости, информация Зачерия Бранта относится к периоду возвращения на Кавказ одной из миграционных волн хаттов, но вычеркивать из летоисчисления период их пребывания на Кавказе до миграции, не учитывая время оставшихся на родине соплеменников, как-то     не логично.

    Все остальные исходные составляющие, за исключением отправной точки летоисчисления по черкесскому календарю, сформулированные и утвержденные на Конференции региональных общественных движений «Черкесский Конгресс» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии от 14 августа 2007 года полностью принимаются и совпадают с предлагаемым вариантом.

    В качестве условия предлагается выбор года, в котором 22 марта приходится на четверг — сакральный день в культуре черкесов.

    Возможно, конечно, определить год, наиболее близкий к 8000 г. до н.э.. в котором 22 марта приходится на четверг, он и будет являться годом начала черкесского летоисчисления. Но по-видимому нет никакой необходимости вести сложные перерасчеты довольно условной даты, проще использовать расчеты уже проведенные к отправной точке датировки древнейших дольменов Западного Кавказа 4200 года до н.э.,  где годом, наиболее близким к 4200 г. до н.э., в котором 22 марта приходится на четверг, является 4209 г. до. н.э. (6216 лет тому назад) и отложить эту дату ровно на 4000 лет назад.

    В качестве условия предлагается выбор года, в котором 22 марта приходится на четверг — сакральный день в культуре черкесов.

    Таким образом, мы получим нынешний 10218 год черкесского календаря, который будет длиться с 23 марта 2009 года по 22 марта 2010 года. В годах григорианского календаря он будет записываться как 2009/2010 гг. по г.к.

    10219 год черкесского календаря будет длиться с 23 марта 2010 года по 22 марта 2011 года (2010/2011 гг. по г.к.).

    Аналогично, григорианский 2010 год соответствует 10218 году (до 22 марта), и 10219 году (с 23 марта) и записывается как 10218/10219 ч.л. (А.М.).

    Аббревиатуры:

    Ч.л. — черкесское летоисчисление;

    Г.К. — грегорианский календарь;

    А.М. — адыгэ мафэгъэпс (черкесский календарь).

    ЗА НАЧАЛО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ ПО ЧЕРКЕССКОМУ КАЛЕНДАРЮ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИНЯТЬ 8209 ГОД ДО Н.Э.

    Первый год черкесского летоисчисления исчисляется с 23 марта 10209 года до н.э. по 22 марта 10208 год до н.э.

    * * *

    Всемирно известный ученый, Вячеслав Иванов, с 1989 год и по настоящее время являющийся директором Института мировой культуры МГУ, на основе детального анализа хаттских текстов провёл систематическое сравнение хаттского и абхазо-адыгских языков. В результате выявлены важные данные, свидетельствующие в пользу теории об отнесении хаттского языка Древней Анатолии к северо-западно-кавказским. Ученый приводит тревожные сведения о том, что «… в мире сейчас шесть тысяч языков. Но каждую неделю в мире гибнет какой-нибудь язык… К середине века предсказывают сохранение только шестисот языков. Останется всего шестьсот из шести тысяч… «.

    Черкесская каллиграфия на основе мифоэпических алфавитов, возможно, окажется той свежей и одновременной древней энергией, которая не даст пополнить список этого печального прогноза.

    http://www.ethnic-cinema-country.ru/kg-1/

     


    Facebook Comments