Автор Тема: Черкесский круг  (Прочитано 4131 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lion

  • Moderator
  • Ветеран форума
  • ***
  • Сообщений: 2176
  • Карма 459
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +52
Черкесский круг
« : Октябрь 13, 2011, 01:09:54 pm »
  • Publish
  • 0
    Черкесский круг

    Информация о том, что европейцы исполняют танец под названием"Черкесский круг" , для многих стала культурной сенсацией. Представители адыгской делегации, принимавшей участие в Северо-Атлантическом форуме народных скрипачей, который проходил летом 2006 года в Абердине (Шотландия), сами были удивлены числу его разновидностей и тем, насколько широко популярен танец в Европе.
    К примеру, бельгийский "Черкесский круг" значительно отличается от шотландского.  Тот, в свою очередь, от голландского или французского... Почему в различных европейских культурах утвердилось название "Черкесский круг"? С какого времени существует танец? Какие культурные контакты породили присвоение чужой информации? Что есть "черкесское" в "Черкесском круге"? Почему "Черкесский круг" исполняется под разные мелодии? Очень важную информацию -мелодию танца и его основные движения - мы получили от Яна Рассела, директора Элфинстонского института. Девушки и парни образуют большой круг. Держась за руки, молодые люди идут к центру круга и возвращаются в исходную. позицию. Такое движение повторяется дважды. Затем в центр круга входят девушки, хлопают в ладоши, разворачиваются и возвращаются на свои места. Следом к центру круга направляются парни. Возвращаясь в большой круг, они берут девушек за руки и кружатся в такт музыке. Затем, скрестив руки, каждая пара плавно двигается друг за другом, после чего танцующие вновь образуют большой общий круг. Танец "возвращается" к своему началу, и всякий раз, направляясь из центра круга, юноши меняют партнершу.

    Танец заканчивается тогда, когда каждая девушка успела станцевать со всеми парнями. Ни в музыке, ни в танцевальных движениях мы не угадали ничего адыгского. Современные шотландские скрипачи, знатоки мелодии "Черкесского круга", основываясь только на интуиции, исчисляют возраст танца с XVII века. По нашему запросу Джек Кампин обозначил дату рождения танца эпохой Крымской войны. Он указал, что мелодия "Черкесского круга" впервые была опубликована в газетах в 1854 году. Насколько та мелодия соответствовала фольклорному образцу - трудно сказать. Этот вопрос еще предстоит исследовать. Но не вызывает сомнения, что борьба черкесов за свою независимость находила поддержку среди многих европейских народов. Шотландцы, также стремящиеся к свободе и независимости, особо поддерживали свободолюбивый народ Кавказа. Возможно, что исполнение черкесского танца было проявлением одной из форм такой поддержки. "Черкесский круг" по сей день исполняется в ирландских и шотландских деревнях и на дансингах в Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Франции и других европейских странах. Степень известности танца на северных территориях Великобритании среди сельских жителей убеждает в том, что первопричиной популярности танца могли служить культурно-политические идеи. Известно, что в историческую Черкесию не раз приезжали или через нее проезжали путешественники, торговцы, военные и политические деятели. Некоторые из них оставались на адыгских землях по нескольку лет. Так, английский разведчик Джеймс Белл жил в адыгских аулах три года (1837-1839), Дж. Лонгворт - год. Дж. Белл оставил письменные наблюдения за традиционными танцами, песнями, музыкальными инструментами, в которых не однажды указывал на тождество между черкесской и шотландской музыкой: "...если бы мне ничего не было о них (мелодиях) известно и меня спросили, что они представляют, я, возможно, ответил бы: "Старые шотландские песенки". Разведчик зарисовал также людей во время исполнения кругового уджа - удж-хурая. Возможно, что именно круговой танец вызывал у Дж. Белла ассоциации с шотландской традицией завершать празднества массовым танцем. Шотландский аристократ Джеймс Камерон, в 1837 году посетивший Черкесию, также отмечает сходство танцевальных движений, которое, по его словам, для многих англичан было очевидным: "Граф де N_е путешествовал со мной по Персии, Грузии и Черкесии... Следующий раз мы встретились в Лондоне на каледонском (шотландском) балу в июле 1840 года. Я никогда не забуду выражения удивления на его лице, когда он наблюдал первый рил, в котором принимали участие знатнейшие и благороднейшие представители нашей северной аристократии. После танца он повернулся ко мне и сказал: "Почему ваш национальный танец тот же, что мы наблюдали в черкесских горах?" Еще в ХVIII-ХIХ веках для лондонской оперной сцены избирались сюжеты из черкесской жизни. Епископ сэр Генри Ровлей, автор многих музыкальных опусов, директор Ковент Гардена, возглавлявший знаменитый лондонский оперный театр 14 лет, свою первую полновесную оперу назвал "Черкесская невеста" ("Circassian Bride”). 23 февраля 1809 года состоялась ее премьера в театре "Drury Lane”, но буквально на следующий день случился пожар, здание театра сгорело дотла, и вместе с ним сгорела партитура оперы. Черкесский сюжет был Использован и другим автором Томасом Линлеем. Автор более чем 30 опер в 1781 году создает трагедию "Прекрасная черкешенка". Конечно, сегодня, имея партитуры, невозможно судить о музыке английских композиторов. Исследование "Черкесского круга" только началось, и на данный момент для нас самым ранним документом, свидетельствующим о наличии в Англии танца с таким названием, является книга Поллака "Дополнение к современной Терпсихоре”, Лондон, 1820. К сожалению, в книге нет нотных примеров. 1827 году вышла книга "Шотландские контрдансы". В ней указано, что "Черкесский круг” напоминает первые фигуры кадрили. Упоминание "Черкесского круга" встречается в публикации Элис Хове "1000 жиг и рилов", Бостон, 1867. Описание танца дано в проспекте Леджетт Берн "Ирландские танцы XIX века. Терпсихора: Ее почитание способ организации", Дублин, 1898. В Справочнике по популярным народным танцам Джеймса Скотта Скинера, созданном в 1900 и изданном 1905, "Черкесский круг" назван "замечательным легким танцем". Мелодия к нему не приводится, но отмечается, что оригинальная музыка может варьироваться с любыми подходящими мотивами. Французы констатируют, что "Черкесский круг" они заимствовали из Англии в начале XX века. Наблюдая за современным исполнением "Черкесского круга", мы приходим к выводу, что "черкесское" в нем только звание. С течением времени культурно-политический смысл танца был заменен эстетической, сюжетно-развлекательной и этнознаковой функцией. Это послужило поводом для приобретения новых значений. К примеру, не без юмора ирландцы стали называть "Черкесский круг" танцем "Every man’s chance" - "Шанс каждого мужчины", выделяя игровой элем постоянного перехода парня к новой партнерше.

     Алла Соколова
     профессор института искусств
     Адыгейского государственного

    http://adigasite.com/archives/3948
    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Шота Руставели.

     


    Facebook Comments