Автор Тема: ХАБЗЭ  (Прочитано 5562 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12091
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +103
ХАБЗЭ
« : Февраль 09, 2011, 10:09:01 pm »
  • Publish
  • 0

    ХАБЗЭ

     

    Псори Зыщ - псори Хыщ.   Хым и бзэр - зыбзэщ.   Хым и бзэр - Хабзэщ
       
       
    Главная » Статьи » Статьи    
    Уи щхьэ ущымытхъу____________________Быть скромным
    Согласно Хабзэ неприлично разговаривать о собственных достоинствах и о своей персоне.
     
    В связи с этим Н. Дубровин, вслед за командующим Кавказской линией генералом К. Ф. Сталем, отмечал: "...храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани".
     
    Черкесский писатель XIX в. Хан-Гирей также отмечает: "Говорить о своих подвигах, приписывать самому себе подвиги, в каком бы то ни было виде, почитается у черкесов величайшим пороком. Не менее того, по их мнению, хвалить человека в глазах его есть гнусное лицемерие".
     
    Это отражено в черкесской пословице: "Нэрылъагъу щытхъур нэрылъагъу убщ" (В глаза хвалящий – все равно что в глаза ругающий).
     
    У черкесов много пословиц, прославляющих скромность и порицающих хвастовство: "Щхьэщытхъурэ къэрабгъэрэ зэблагъэщ" (Хва­стун и трус - родственники). "Уэркъ ищIэ иIуэтэжыркъым" (Уорк не похваляется своими под­вигами).
     
    Особенно неприличным по Хабзэ считается хвалиться своими подвигами в присутствии женщин, что нашло отражение в пословице: "ЛIым и лIыгъэр лэгъунэм щиIуатэркъым" (Мужчина не распро­страняется о своих подвигах при женщине).
     
    Согласно Хабзэ, о храбрости человека могут говорить другие люди, но не сам человек: "УлIмэ, уи щхьэ ущымытхъу, уфIмэ, жылэр къыпщытхъунщ" (Если ты мужчина – не хвались, если ты хорош – люди тебя похвалят).
     
    Когда уорка просили рассказать о каком-нибудь событии, то он в своем повествовании должен опустить те места, в кото­рых сообщалось о его подвигах, или же, в крайнем случае, говорить о себе в третьем лице, чтобы не быть нескромным.
     
    Черкесские рыцари даже самые яркие, драматические страницы своей жизни представляли коротко, без аффектации.
     
    К примеру, в апреле 1825 г. на р. Лабе российскими войсками был уничтожен аул кабардинского князя Али Карамурзина (Къэрэмырзэ Али). Когда князя Мухамеда Атажукина (ХьэтIохъущокъуэ Мыхьэмэт-Iэшэ) спросили, как он отомстил одному из виновников гибели аула – Шогуру, он ответил: "Ержыбыжьыр гъуэгъуащ, Шоугъурыжьыр гъуэгащ" (Ержыб прогремел, Шогур заревел). Князю удалось избежать слов "я" и "застрелил". (Ержыб – тип черкесского ружья, названный по имени мастера).
     
    Исключительное право рассказывать подвиги черкесских героев принадлежит певцам-сказителям (джегуак1о). Хан-Гирей приводит несколько примеров. Среди них интересна история песни о старом Бексирзе: "Он был уже в глубокой старости, когда сыновья его поручили певцам сложить жизнеописательную песню об их отце. Старец, узнавший о том после того, когда песня уже была сложена, потребовал к себе сыновей своих и певцов, приказал певцам пропеть сложенную ими песню и, найдя в ней описание такого подвига, который унижал одного из его соперников, приказал порицание выкинуть из песни. Скромность почиталась в старину между черкесами первым украшением человека".
     
    Однако и сочинение жизнеописательных песен и их исполнение при жизни рыцаря было не правилом, а исключением: "Заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти" (Дубровин, 1927, 54). Хан-Гирей объясняет это "скромностью черкесских нравов".
     
    К скромности примыкает запрет на похвалу детей родителями и вообще всякий разговор о них. "Создается такое впечатление, – пишет Тебу де Мариньи, – что черкесы избегают всего того, что напоминает им об их привязанностях и удовольствиях... у них даже считается неучтивым говорить о детях, особенно маленьких".
     
    Всякого, кто заводил разговор о достоинствах своих детей, считали в высшей степени бестактными. Отсюда пословицы типа: Зи нысэгъу зыубрэ, зи бын щытхъурэ (Жену деверя ругающая, и своих детей хвалящая [одинаково недостойны уважения]).
     
    Если хвалят парня или девушку, присутствующие при этом родители должны вежливо прервать говорящего, так как выслушивать такое приятно, но неприлично. Аналогично высказываются старшие братья, если кто-то при них хвалит младших.
     
    Согласно Хабзэ, Старший свадебного стола – Тхьэмадэ, ведя стол, должен произносить тосты за хозяев дома, за счастье, за благополучие дома. Поэтому Старшим стола мог быть близкий родственник, друг, сосед, но не кто-либо из членов семьи.
     
    За свадебным столом, согласно Хабзэ, не может находиться не только сам жених, но и отец жениха, его дяди по отцовской линии, и даже его дед, так как неприлично выслушивать хвалебные слова, которые будут сказаны за столом по их поводу.
     
    Скромность является важнейшим требованием к человеку, предъявляемым Хабзэ.

    http://habze.info/publ/ui_shhkheh_ushhymytkhu_byt_skromnym/1-1-0-23
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: ХАБЗЭ
    « Ответ #1 : Август 07, 2011, 03:14:31 pm »
  • Publish
  • 0
    fenix:

    Общество не бывает без элиты. Это утопия. Вы не можете опровергать факт существования классов, социальной стратификации. Всегда были верхи и низы. Даже при социализме в СССР роль элиты занимали партийные функционеры. Элита - передовой слой общества определяющий его развитие, управляющий этим обществом, задающим развитие. Другое дело кто является элитой? Торгаши или люди высокой культуры, нравов, интеллекта.
    Что касается Уоркъ Хабзэ, так это гипертрофированная форма Адыгэ Хабзэ, наивисшая стадия его развития, апофеоз Адыгства. В этом смысле неправильно отделять уоркъ хабзэ от адыгэ хабзэ. В общем если говорить об Адыгстве воплощенным в Хабзэ то в первую очередь следует понимать, что Хабзэ - этика знати. Хабзэ создавалась знатью для себя, а через подаваемый пример, через подражание распространилось во всем обществе, а также среди соседних народов. Степень освоения премудростями, так сказать духовной практикой Хабзэ также отличалось по мере движения от сословия "уоркъ" к сословию "унэ1ут". В этом отличительная черта Адыгства от других духовных систем, например от ислама изначально создававшегося под лозунгами социальной справедливости, равенства всех перед Всевышним и служившим для сплочения главным образом низов. Т.е. ислам - по сути - идеология пролетариев, Хабзэ - идеология знати. Эти две системы базируются на двух разных социальных теориях. Ислам - на тезисе равенства людей перед Аллахом, Хабзэ - на объективно существующем неравенстве людей по признакам их способностей, уровня культуры, нравственности. Таким образом Хабзэ стимулировало людей, практически любых сословий к самосовершенствованию, гарантировало получения каждым высокого социального статуса, титула при ведении им праведного, с точки зрения Хабзэ, образа жизни. Человек не знатного происхождения мог стать уорком совершив подвиг, или проявив доблесть, и если обладал умом, красноречием и пр. знатными добродетелями.

    http://www.elot.ru/forum/viewtopic.php?t=7328

    Хорошая формулировка, на мой взгляд.

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: ХАБЗЭ
    « Ответ #2 : Февраль 11, 2015, 10:38:07 pm »
  • Publish
  • 0
    Система Хабза (в черкесском написании Хабзэ) является доминирующей в этническом самосознании черкесов. Это философско-религиозно-этическая система, регулирующая не только все стороны жизни человека, но и определяющая мировоззрение человека, его роль, место в обществе и в окружающем мире.

    Исторически Хабза не фиксировалась в письменном виде. Это связано с тем, что, как требуют многие древние традиции, учение должно передаваться устно, от человека к человеку.

    Система Хабза н...е имела специального института – она добровольно принималась к исполнению всем обществом, которое в совокупности и являлось его коллективным носителем.


    Знатоки Хабза – Тхамада (Тхьэмадэ), Тхакахо (Тхьэкъуахъуэ), Тхапш (Тхьэпщ), Ахох (1эхъуэхъу) являлись носителями знаний, руководителями обрядов, инициаторами богослужений (молений), но они не образовывали замкнутой церковной группы. Они не выступали «толкователями божественной воли» и не являлись посредниками между богом и людьми, так как считается, что каждый человек может напрямую обращаться к богу, не нуждаясь для этого ни в каких посредниках.

    Система Хабза не является запретительной системой. Она не построена, за редким исключением, на запретах. Хабза указывает путь, на котором возможно гармоничное и полезное, как для самого человека, так и для общества, развитие человека.

    В системе Хабза отсутствует понятие телесных увечий как наказаний.

    Еще одной особенностью Хабза является требование изменений, при общем сохранении преемственности и традиции. Это связано с тем, что мир, окружающий человека и общество, постоянно изменяется. И для успешного решения вновь встающих задач необходимо корректировать и подходы к проблеме. При этом базовые основы Хабза остаются неизменными.

    Таким образом, система Хабза имеет два уровня. Первый – базовый – неизменный, фундаментальный, который не изменяется. И второй уровень – изменяющийся, который не только может, но и должен меняться в постоянно меняющемся мире.

    Именно такое сочетание неизменного и изменяющегося обеспечивает одно из главных требований Хабза как философии успеха – успешности в решении возникающих проблем изменяющегося мира.

    Система Хабза – это единая, комплексная философская система. В ней можно выделить четыре части:
    1. Качества, которыми должен обладать сам человек.
    2. Отношение человека к другому человеку.
    3. Отношение человека к окружающему миру, к природе.
    4. Отношение человека к Богу.

    При этом нужно понимать, что разделить эти части, отделить их друг от друга, невозможно. Они составляют единую систему взглядов.

    http://circassiancenter.org/permalink/5230.html
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

     


    Facebook Comments