Автор Тема: Ремесло  (Прочитано 23923 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кистинец

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6635
  • Карма 311
  • Пол: Мужской
  • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
  • Уважение: +22
Ремесло
« : Март 19, 2012, 08:25:24 pm »
  • Publish
  • 0
    Металл
    Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности.  В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII  вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов. Известными центрами медночеканного производства были: даргинское селение Кубачи, лакские – Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль.


    Сосуд, Дагестан,XIXв.













    18 век












    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #1 : Март 19, 2012, 08:32:28 pm »
  • Publish
  • 0







    магIарулав

    • Гость
    Re: Ремесло
    « Ответ #2 : Март 20, 2012, 02:05:18 am »
  • Publish
  • 0
    Благодарю Кистинец

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #3 : Март 21, 2012, 03:14:52 am »
  • Publish
  • 0

    Главная  Коллекции  Керамика
    Керамика
    Керамическое производство у народов Дагестана известно с очень давних пор. Многие исследователи Дагестана отмечали широкое распространение среди домашней утвари гончарных изделий, прежде всего, обращая внимание на традиционный обычай дагестанских горцев украшать жилища декоративной керамикой.
    Дагестанская керамика глубоко самобытна, отличается большим разнообразием форм изделий, обилием приемов украшения и орнаментальным богатством росписи. Ее декор органично входит в общий круг орнаментальной культуры всех видов декоративного искусства Дагестана.
    Разнообразны и прекрасны сосуды бронзового и железного веков, несколько сотен лет насчитывает история гончарного промысла в ауле Балхар, широко распространена в Дагестане поливная сулевкентская посуда, интересен красноглиняный декор джулинских сосудов, впечатляют изумительные яркие краски испикских блюд, завораживает орнамент в изделиях старого Дербента.   


    с.Сулевкент, XIXв.




























    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #4 : Март 21, 2012, 10:17:42 pm »
  • Publish
  • 0
    Дерево
    Резьба по  дереву имела очень широкое распространение  у народов Дагестана. Разнообразие пород древесины, податливость материала способствовали применению деревянных изделий и конструкций в быту и в архитектуре жилища горцев. 
    Одним из крупных центров художественной обработки дерева в Дагестане считается селение Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел. Из тростника, растущего по берегам Аварского Койсу, унцукульцы изготовляли ручки для ногаек, кнутовища, трости и т. д. Позже эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также рогом, костью, бирюзой.


    Поставец, Дагестан,XIXв.













    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #5 : Март 22, 2012, 11:36:03 pm »
  • Publish
  • 0
    Ковры, ткани
    Большое развитие получило производство тканей из шерсти, хлопка, конопли и т. д. Среди тканей домашнего изготовления первое место принадлежало сукну. Сукноделием занимались в Дагестане почти повсеместно, где было овцеводство, но главными его центрами считали Даргинский, Казикумухский, Аварский, Андийский округа.
    Искусство ковроделия  в Дагестане складывалось на протяжении веков. Ковровые изделия не только удовлетворяли эстетические запросы населения, но и широко применялись в быту горцев, покрывая холодный глиняный пол и утепляя каменные стены жилища.
    Ковроделием занимались практически во всех  регионах  Дагестана. Наиболее распространено ковроткачество в южных районах республики, населенных лезгинами, рутульцами, табасаранцами, татами, азербайджанцами. Разнообразны типы ковров и техника их изготовления. Это ворсовые, безворсовые (сумахи, думы, давагины, килимы), войлочные (арбабаш, кийиз) и ковры с использованием комбинированной техники.
     



    Кайтагская вышивка, Дагестан,XIXв.





    Ковер Чибта, Дагестан, с.Урма, 1 пол.XXв.



    Ковер безворсый Килим,Юж. Дагестан,нач.XXв.



    Ворсовый ковер,Юж. Дагестан,нач.XXв.



    Ковер безворсовый Килим,Юж. Дагестан,нач.XXв



    Ковер войлочный Арабаш, Дагестан,нач.XXв.



    Палас, Дагестан, с.Корода, нач.XXв.



      Ковер безворсовый Килим,Юж. Дагестан,нач.XXв.



    [/b]

    магIарулав

    • Гость
    Re: Ремесло
    « Ответ #6 : Март 23, 2012, 02:44:13 am »
  • Publish
  • 0
     :up: :up:Класс Кистинец,можеш приедиш,побываем с тобой в Унцукуле,а также в родном селе Имама Шамиля И Газимагомеда?

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #7 : Март 26, 2012, 12:45:56 pm »
  • Publish
  • 0
    Оружейная Кавказа. Ремёсла Дагестана


    Истоки металлообработки в Дагестане восходят к медно-бронзовому веку (IV- III тыс. до н.э.). Наибольшее развитие металлообработка получила в III тыс. до н.э., когда Кавказ становится крупнейшим центром металлопроизводства, обеспечивавшим на протяжении около 1000 лет (до середины II тыс. до н.э.) своей металлургической продукцией степные племена Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья.



    Археологические данные свидетельствуют об обработке металла в Кумухе и соседних селениях с середины 1 тыс. до н.э. По сведениям Пиралова, оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII в., когда в Дагестан были переселены из Фарса так называемые теперь "кубачинцы", мастера-кольчужники, оружейники. Они вскоре распространили оружейное дело среди своих соседей, живущих в Казикумухском и Даргинском округах.



    Вначале железо в основном добывалось в Дагестане различными примитивными способами, а позднее ввозилось из Грузии, Армении, затем Персии, Индии, России и стран Западной Европы.

    На первых этапах массовой обработки металлов из них изготавливались предметы первой необходимости. При этом наибольшего расцвета достиг ружейный промысел.

    В конце XIX в. кумухские мастера изготавливали позолоченные стальные клинки, кинжалы с рукоятками из золота и серебряными ножнами, украшенными прозрачной многоцветной перегородчатой и выемчатой эмалью, нефритом, слоновой костью, драгоценными камнями. В Казикумухском округе мастера-клиночники почти до конца XVII в. помимо клинков изготавливали деревянные ножны с кожаной обтяжкой, серебряную гравированную оправу с чернью и роговые рукоятки. Таким образом, на рынок шла готовая продукция.

    В ХVII-ХIХ вв. лакские мастера изготавливали шашки, сабли, кинжалы-секиры и обычные кинжалы, ножи. После присоединения Дагестана к России в ассортименте изделий оружейников появляется шпага. Исходя из изменившегося спроса, некоторые мастера соединяют воедино два вида оружия - холодного и огнестрельного, искусно маскируя их под тросточки, стеки или зонты. В это же время наблюдается тенденция отхода от традиционной техники: применяется полировка лезвий шашки и сабли, вытравливание рисунков, герба Российской империи, инициалов императора и фамилии мастера.

    Но одно остается неизменным - "оружие из стали дагестанского типа" (Д.С.Габиев). Сохранились сведения о мастерах-оружейниках Казикумухского округа: Чаргада (ХVII-ХVIII вв.), Абдулла Акиев (XVIII в.) Гузуновы (ХVII-ХVIII-ХIХ-нач. XX вв.); Малла-Омаровы (XVII-ХVIII-ХIХ-ХХ вв.) и др.

    После окончания Кавказской войны оружейный промысел пришел в упадок, что дало толчок к развитию производства сельскохозяйственных орудий. С сокращением производства оружия в еще большей мере развивается выделка медночеканной утвари.

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #8 : Март 26, 2012, 12:57:05 pm »
  • Publish
  • 0
    Кубачи – город мастеров



    Аул Кубачи – одно из древнейших поселений на территории России. Известно по персидским летописям оно еще с VII века как Зирихгеран, что в переводе с персидского означает “кольчужники, кольчугоделатели”.
     
    С приходом турок и принятием ислама, аул переименовали на турецкий лад в Кубачи, что в переводе  означает то же самое. Сделанные зирихгеранами кольчуги, шлемы, мечи, ножи, медная посуда и ювелирные украшения славились далеко за пределами Кавказа и Персии. 

    До сих пор в Кубачах жива легенда о том, как иранцы, прослышав о том, что в далеких дагестанских горах, есть аул, где живут златокузнецы, превосходящие по мастерству даже их, мудрейшие собрались на совет и решили послать к дагестанским умельцам своего представителя с серебряной проволочкой-ниточкой, тоньше осенней паутинки и легче солнечного луча. К проволочке они приложили письмо: “Персидские ювелиры хотят знать, могут ли зирихгеране выковать такую же?” За ночь кубачинцы просверлили присланное изделие персов насквозь и наутро вручили посланцам ответ – ту же ниточку и краткое письмо: “Из этого у нас делают трубы”.



    Арабский историк Андалузи подчеркивает, что кубачинцы – народ зажиточный, занимается только ремеслом и не имеет садов и пашен.

    Аул Кубачи
    Аул Кубачи (кстати, сами кубачинцы называют свой аул - Урбуг) – находится высоко в горах. И хотя кубачинцы входят в языковую семью даргинцев, говор у них свой, особенный, понятный только для местных жителей. Да и кубачинских женщин можно определить сразу: в отличие от других районов Дагестана, здесь женщины покрывают голову только белыми платками-каз, которые красиво спускаются на грудь и свисают на спину.
    Пестрые и мелкие цветочки на каз – признак девичества, золотой и серебряный узор – покрывала замужних женщин.
    В Кубачах до сих пор сохранилось много древних построек. На самом верху его сохранились две круглые башни, используемые сейчас под жилье, а также единственная в Дагестане женская мечеть Хунала. К началу XVIII в. Кубачи уже стали известны во всей России. Вот как, например, писал об этом селении в 1718 г. А.И.Лопухин: “Жители в нем все люди мастеровые и торговые, ни с кем ссоры не имеют, и они никого не слушают, живут сами собой, а управителей из своей братьи имеют погодно. Ремесло у них такое – делают много хорошего ружья мелкого, также сказывают и пушки льют”. Он же упоминает около Кубачей и “стену каменную”. Это, а также остатки башен, говорит о том, что аул имел вид крепости. Тому есть несколько подтверждений из источников: кубачинцы подчинили себе в раннее средневековье ряд ближайших селений, в том числе и крепость Кала-Корейш, но, с другой стороны, были зависимы от Дербента и платили его правителям дань своими изделиями.






    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #9 : Март 26, 2012, 01:16:16 pm »
  • Publish
  • 0
    История
    Историей дышит практически каждый старый дом в Кубачах. В некоторых плитах домов выбиты в виде горельефов выпуклые изображения льва, львицы, гиены, змеи, скачущего всадника, верблюда, сцены борьбы двух людей.  Кроме того, в каждом кубачинском доме имеется комната – своеобразный музей. Множество полок, на которых стоят и лежат блюда, чаши, кувшины, кинжалы, передаваемые из поколения в поколение. Ведущими и высокоразвитыми отраслями в Кубачах были: металлообработка -  медночеканное дело (изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам); литье бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения.





    ысокой степени совершенства достигло в XIII-XV вв. литье декорированных бронзовых котлов. В XIV-XV вв. пережила расцвет резьба по камню и дереву. В XVI-XVII вв. оформлялись основные типы кубачинского орнамента раститель-ного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В XVIII-XIX вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стали крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.



    Если до октябрьских событий 1917 г. кубачинские ремесленники работали индивидуально, то в 1924 г. в ауле была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 г. в Кубачинский художественный комбинат, который стал крупнейшим предприятием народных художественных промыслов Дагестана, преемником традиций старых мастеров. Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в том числе высокохудожественные образцы по индивидуальным заказам – кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, женские украшения, которые неоднократно удостаивались наград на отечественных и зарубежных выставках. Некоторые мастера-кубачинцы даже удостаивались Государственной премии Российской Федерации имени И.Репина. Это: Р.Алиханов (имя которого присвоено комбинату), Г.Магомедов, А.Абдурахманов, Г.Кишев, Г.Чабкаев. Превосходные кубачинские изделия из серебра с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, где регулярно удостаивались высших наград.



    В наше время
    Впрочем, экономические неурядицы последних лет не обошли стороной и Кубачи. Продукция комбината и отдельных мастеров стала менее востребованной, рынок рынок заполонили дешевые драгоценности с Востока (в первую очередь, из Таиланда и Индии), наступил кризис. Целые семьи кубачинцев вынуждены покидать родные края и уезжать в далекие страны. Одно время производство упало до 200 килограммов серебра в год, тогда как еще в семидесятые годы, когда было построено новое здание комбината, в две смены там работало более 800 человек, а в год обрабатывалось до 11 тонн серебра. К счастью, в последнее время с приходом нового, молодого и инициативного директора Саида Ниналалова ситуация стала меняться к лучшему: в пять раз увеличен объем производства, восстановлены рынки сбыта практически по всей России, закуплена первая очередь итальянского оборудования, полностью обновлен ассортимент.

    Ремесло
    Кубачинский мастер обычно владеет несколькими профессиями: он должен быть гравером, знать до тонкостей слесарное дело, уметь делать насечку по металлу, художественное литье, знать филигрань, эмаль, резьбу по кости, дереву и камню. Все эти виды работ в различных сочетаниях применяются при создании кубачинских произведений, в процессе изготовления которых участие принимают либо один, либо несколько мастеров.
    Вначале мастером создается графический рисунок, который украсит будущее изделие. Затем он приступает к изготовлению самого произведения. Эта работа разбивается на несколько этапов (монтировка, гравировка, насечка, филигрань, эмалевая работа) в зависимости от того, какие задачи поставлены  автором при создании данного произведения. Автор, как правило, в совершенстве владеет одним из этапов работы, хотя есть и мастера, выполняющие всю работу от начала до конца. В ауле до сих пор живут целые династии граверов, монтировщиков, филигранщиков – специализация была потомственной, переходившей из поколения в поколение. Жители кубачей и сегодня чтят имена выдающихся мастеров прошлого – Г.Ибрагимова, А.Аккаева, И.Уссаева, Ш.Мунгиева, г.Абдурахманова, братьев Тубчиевых, Шахаевых и других, чьи внуки и правнуки сегодня работают на художественном комбинате.



    Непосредственное создание любого кубачинского произведения начинается с изготовления его формы путем ковки или отливки, будь то ваза, кувшин, блюдо, ножны для шашек или кинжалов. Этот процесс называется монтировкой. После монтировки заготовка будущего изделия поступает к “хабичу уста” – мастеру гравировки, который очень часто является автором будущего художественного произведения. И вообще, гравировщик считается центральной фигурой производства. Он разрабатывает орнамент, предлагает форму произведения, выполняет саму ответственную и важную ее часть – гравировочные работы. Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. А поскольку рабочим металлом, которым пользуется кубачинский мастер, в основном является серебро, то при создании орнамента автор, используя особенности металла, применяет различную технику гравировки, чернение и золочение, добиваясь гармоничного сочетания темных и светлых тонов.


    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #10 : Март 26, 2012, 01:25:19 pm »
  • Publish
  • 0




    Кроме златокузнечества в Кубачах практиковались еще два металлообрабатывающих производства: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Это удовлетворяло внутренний спрос, а также спрос ближних и дальних соседей. Посредством медной ковки и литья изделиям придавали формы, единственные в своем роде на Кавказе. Большой оригинальностью отличаются ведрообразный сосуд “нукнус” и его своеобразное удвоение – “муча” (кованый водоносный кувшин), напоминающий подставку большого восточного светильника, аналоги которого распространены в странах Ближнего Востока. Оригинальность формы отличаются кубачинские медные кованые кумганы.



    Меднолитейное дело, нигде на Кавказе не сохранившееся, кроме Кубачей,  также имеет свои особенности. Котлы, изготовленные здесь, изящны по форме и деталям, удобны для открытых очагов и очагов типа камина, распространенных у всех народов Дагестана.
    Кстати, отличаются от соседних даргинских, и жилища кубачинцев. Дома горцев в старых Кубачах висят прямо друг над другом, что создает иллюзию многоэтажности. Так, сосед сверху может гулять по крыше соседа снизу и так далее.
    Перепад высоты между нижними и верхними ступенями
    составляет расстояние 100-150 метров.



    В этой многоступенчатости трудно найти взглядом отдельные дома-сакли, все они срослись в одно сооружение. Один из путешественников, посетив Кубачи, писал так: “Даже на человека, привыкшего к горным аулам, не раз  их видавшего и посещавшего, Кубачи производят ошеломляющее впечатление своей грандиозностью и крутизной”.



    Источник http://travelnetplanet.com/tips/2011/06/kubachi-gorod-masterov.html

    магIарулав

    • Гость
    Re: Ремесло
    « Ответ #11 : Март 26, 2012, 05:15:19 pm »
  • Publish
  • 0
     :up: :up:

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #12 : Март 29, 2012, 12:56:08 am »
  • Publish
  • 0
    Кубачинское серебро - Дагестан













































    магIарулав

    • Гость
    Re: Ремесло
    « Ответ #13 : Март 29, 2012, 03:07:29 am »
  • Publish
  • 0
     :up: :up:прелесть

    Оффлайн Кистинец

    • Ветеран форума
    • ******
    • Сообщений: 6635
    • Карма 311
    • Пол: Мужской
    • Мечта - мысль, которой нечем кормиться. (Ж. Ренар)
    • Уважение: +22
    Re: Ремесло
    « Ответ #14 : Март 31, 2012, 08:48:32 pm »
  • Publish
  • 0
    Культура KUBACHI



    Духовная культура кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты, проявляющиеся в особенностях народных обычаев, обрядов, традиционных верований, большом своеобразии быта и производств, деятельности. Особенности эти проявляются в народной хореографии, музыке, фольклоре. Тщательно разработанные обрядовые и ритуальные танцы разных видов исполняли под музыку (зурна и барабан) члены мужских союзов во время проведения цикла «союза неженатых», а также на свадьбах. Кубачинский фольклор, типологически близкий фольклору даргинцев, имеет свои особенности, обусловленные характером осн. трудовой деятельности кубачинцев — мастеров — оружейников и ювелиров. Отмечаются новогодний праздник (по лунному календарю) — день весны и ежегодно в начале мая праздник «хождение по воду от сглаза», сопровождающийся церемониальными шествиями, музыкой, танцами, весельем, сбором цветов. Вплоть до XX в. у кубачинцев сохранялись традиционные доисламские верования, проявлявшиеся в обрядах вызывания солнца и дождя, почитании священных деревьев, культе орла и разл. животных, магич. обрядах лечения от сглаза, ношении различного рода амулетов и талисманов. В конце XIX — начале XX вв. высокого профессионального мастерства достигли мастера Магомед Гасан, Уста Ибрагим, Гаджиабдулла Ибрагимов, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей. В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший крупным предприятием народных художеств, промыслов Дагестана (780 мастеров и мастериц, из них — 230 надомниц по вязанию узорных носков). Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в том числе высокохудожественные образцы — кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, женские украшения, которые удостаивались наград на многих отечественных и зарубежных выставках (Брюссель — 1958 год, Монреаль — 1967 г, Осака — 1970 год и др.). Ведущим мастерам, развивающим национальные традиции народного искусства, присвоены почетные звания народных художников России и Дагестана, многие — члены Союза художников России, награждены орденами и медалями, а Р. Алиханову, Г. Магомедову, А. Абдурахманову, Г. Кишеву и Г. Чабкаеву присуждена Государственная премия Российской Федерации. Коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и зарубежных стран — в ГИМе, Москва; Эрмитаже, Санкт-Петербург; Лувре, Париж; Музее Виктории и Альберта, Лондон; Метрополитен-музее, Нью-Йорк, и многих других. Деятельность кубачинцев ныне вышла далеко за пределы их традиционных занятий. Среди национальной интеллигенции писатели (Абу-Бакар и др.), учёные, врачи, инженеры.


     


    Facebook Comments