Автор Тема: 21 мая - день памяти и скорби  (Прочитано 22657 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн opera

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 771
  • Карма 273
  • Пол: Женский
  • Уважение: +58
21 мая - день памяти и скорби
« : Июль 10, 2010, 10:10:52 am »
  • Publish
  • 0


    Обращение к черкесам мира. Черкесскому геноциду 145 лет.    
    19.05.2009 г.

    21 мая 1864 года закончилась Русско-Черкесская война, длившаяся 100 лет. Это была самая продолжительная война, в которой когда-либо участвовала Россия. Для нашего народа события тех лет имели катастрофические последствия. Более 90 % народа было истреблено или выселено за пределы исторической родины. Черкесия как страна перестала существовать и исчезла с политической карты мира. Воздадим должное мужеству наших предков. Склоним головы перед памятью невинно погибших сотен тысяч мирных жителей.
     
    Прошло полтора века, но наш народ так же стоит на краю пропасти. На исторической родине черкесы поделены в 6 субъектах, что явно противоречит международному праву. Более 80 % нашего народа рассеяны в 50 государствах мира, где идет их активная ассимиляция.

    Призываем всех черкесов мира во имя воссоздания целостности нашей нации и родины – Черкесии, во имя будущего наших детей и внуков сконцентрировать общие усилия в направлении признания геноцида черкесского народа со стороны России. Это единственный путь в решении всех проблем, стоящих перед нашим народом.
     
    Председатель Адыгейского                                                                                                                 Берзегов М. П.
    республиканского общественного
    движения «Черкесский конгресс»   

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #1 : Июль 10, 2010, 10:32:25 am »
  • Publish
  • 0
    21 Мая 2010 г, Нальчик

























    « Последнее редактирование: Июль 10, 2010, 10:36:36 am от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #2 : Июль 10, 2010, 10:45:31 am »
  • Publish
  • 0




























    Фото с Элота:
    http://elot.ru/forum/viewtopic.php?t=6263&postdays=0&postorder=asc&start=0&sid=e46249f9e5892bbfebbcfd3cf13d7a68

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #3 : Июль 10, 2010, 11:26:00 am »
  • Publish
  • 0
    Вести КБР http://vestikbr.ru/?cat=8

    Радио КБР http://vestikbr.ru/?cat=12

    Черкесский День Памяти в Нальчике (Кабарда, 2010 г). Вести КБР

    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 05:03:45 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #4 : Июль 10, 2010, 11:30:10 am »
  • Publish
  • 0
    Открытие памятников в аулах Понежукай и Тахтамукай

    http://natpress.net/stat.php?id=5551















    « Последнее редактирование: Июль 10, 2010, 12:38:33 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #5 : Июль 10, 2010, 11:35:38 am »
  • Publish
  • 0
    Страницы истории Кавказа ХIХ века



    21-го мая 2010 года в Тбилиси состоялся вечер памяти черкесской трагедии под названием «Страницы истории Кавказа ХIХ века», организованный «Фонд Кавказа». Почтить память невинных жертв в актовом зале гостиницы «Тбилиси-Мариотт» собрались члены парламента и правительства Грузии, гости столицы, видные ученые и деятели искусств, писатели, публицисты, представители кавказских диаспор. Мероприятие вызвало большой интерес со стороны средств массовой информации, многочисленные представители которых собирали материалы для всех центральных каналов телевидения и газет.

    Вечер открыл президент «Фонда Кавказа» Гиви Гамбашидзе. Он поприветствовал присутствующих и кратко изложил основные исторические факты, ставшие трагедией черкесского народа. «Мы сегодня собрались здесь, чтобы показать всему прогрессивному миру: наши кавказские братья-черкесы не одни в своем горе, мы скорбим вместе с ними и молимся за погибших», отметил Г. Гамбашидзе. В своем выступлении он также проинформировал аудиторию о том, что сегодня в Майкопе проходят мероприятия, посвященные этой трагической странице в истории черкесского народа, и представил собравшимся гостей из Иордании и Турции, которые приехали по приглашению «Фонда Кавказа».

    От имени законодательной власти Грузии выступил депутат парламента Нугзар Циклаури, он, в частности, сказал: «Власти Грузии выбрали правильную позицию, разделяя трагедию черкесского народа. Защита интересов народов Северного Кавказа, восстановление взаимоотношений с ними станут одним из приоритетных направлений в дальнейшей деятельности парламента страны. Наше общее прошлое и родство кавказских народов обязывают общественность Грузии к тому, чтобы боль северокавказских народов стала болью народа Грузии».

    В своем выступлении наследник грузинского престола Нугзар Багратиони отметил особую важность правовой оценки со стороны мировой общественности подобных преступлений против целых народов.

    Перед собравшимися выступили председатель группы дружбы с парламентами Северного Кавказа Михеил Цкитишвили, эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе и академик НАН Грузии историк Мариам Лорткипанидзе. М. Лоркипанидзе рассказала несколько трагических эпизодов из личной жизни: ее семья на себе испытала репрессивную политику тоталитарного режима. «Как историк я могу много говорить о подобных фактах, – подчеркнула она, – но, поверьте, здесь сегодня у меня преобладает человеческий фактор, и под влиянием чувств, как женщина и мать, я скорблю по невинно убиенным…»

    Священник отец Зураб еще раз подтвердил позицию грузинской Православной Церкви, которая выражается в поддержке идеи общекавказского согласия и мира.

    С приветствием выступил политолог из Иордании Абдул Гамиид Бакиер. Он поблагодарил «Фонд Кавказа» за предоставленную возможность участвовать в столь важном и благородном мероприятии, которое является блестящим примером того, как надо чтить память жертв репрессий.

    Особо трогательным было выступление представительницы черкесской диаспоры в Грузии Тамары Уджуху. Она рассказала страшные события насильственного выселения черкесов из родных очагов. «Я чувствую себя мухаджиром», заявила в конце своего выступления Т. Уджуху, «и хотя я не жила в том столетии, когда происходило мухаджирство, я всецело ощущаю невидимую связь с болью моих предков».

    Перед тем как перейти к основным докладам, Г. Гамбашидзе зачитал обращение к черкесской (адыгской) общественности, текст которого был одобрен аудиторией.

    Затем состоялась презентация третьего издания исторической повести Михаила Лохвицкого (Аджук-Гирея) «Громовый гул», которое увидело свет при финансовой поддержке «Фонда Кавказа». Это – правдивый рассказ о Кавказской войне, о трагедии кавказских народов и тяжелых людских судьбах. Об авторе и истории создания повести рассказала его дочь Анна Лохвицкая. Она поблагодарила организаторов вечера за содействие в издании книги, а также за большой вклад в общекавказское дело.

    В своем докладе историк Мзиа Ткавашвили ознакомила аудиторию с материалами о принудительной миграции черкесов, родственную тему затронул в своем выступлении историк из Иордании Фахруддин Дагестани, о кавказской эмиграции и идее конфедерации говорил кавказовед Мераб Чухуа. Один за другим выступили с интересными докладами историки Бежан Хорава, Наира Бепиева, Нико Джавахишвили и публицист Гулабер Ананиашвили.

    С большим интересом слушали собравшиеся гостя из Турции – молодого историка Ахмеда Фатиха Аджари. Он поведал о жизни и деятельности черкесских диаспор, существующих в Турции.

    В заключительном слове Гиви Гамбашидзе поблагодарил общественность за понимание значимости сегодняшнего вечера, докладчиков – за интересные темы, представителей властей Грузии – за внимание к вопросам Кавказа.
    Участники вечера минутой молчания почтили память жертв черкесской трагедии.
     
    Обращение к черкесской (адыгcкой) общественности

    Сочувствуем и скорбим в день памяти национальной трагедии – 21 мая.

    Как нашествия татаро-монгол и Тамерлана на Кавказ в ХIII-ХIV веках, так и истребление кавказцев во время Русско-Кавказской войны ХIХ столетия, а впоследствии и массовые выселения целых народов с исконных земель являются тяжелейшей трагедией для Кавказа.

    Кавказцы героически защищали свою Родину, землю и кров, но были побеждены в неравной борьбе. К сожалению, преступления против Кавказа и кавказцев имеют продолжение в ХХ и в ХХI веках. Но разве когда-нибудь завоеватель и поработитель был оправдан перед Всевышним? Был ли он в конечном счете победителем и были ли его потомки счастливы?..

    Дорогие черкесы (адыги) – братья и сестры, спасшиеся и рассеянные по всему свету, преклоним голову перед павшими, помолимся за упокой их душ. И мы, кавказцы ХХI века, должны сделать все для того, чтобы мировое сообщество дало политическую, правовую и моральную оценку этой трагедии.

    Дорогие кавказцы, братья по крови, потомки Таргамоса, правнука библейского Ноя, да будем лелеять национальные корни, гордиться нашим кавказским происхождением, молиться за мирный Кавказ, за справедливый и гармоничный мир.

    Дай вам Бог силы и процветания!
    Аминь!

    Гиви Гамбашидзе
    Президент «Фонда Кавказа»,
    Сопредседатель «Комиссии по научному сотрудничеству со странами Кавказа» НАН Грузии


    http://www.fundofcaucasus.org/portal/alias__Caucasusorg/newsid__424/callerModID__5428/tabid__2249/default.aspx

    В центре Тбилиси прошла акция памяти черкесского геноцида 
    http://www.1k-tv.com/index-3-newsinfo-6061

    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 05:02:25 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #6 : Июль 10, 2010, 11:43:20 am »
  • Publish
  • 0
    FREE CIRCASSIA NOW


    Израильские черкесы атакуют Россию



    эксклюзив
    20.05.2010 14:03 

    Полчаса назад перед зданием российского консульства в Хайфе началась демонстрация израильских черкесов. Они требуют от Москвы признать факт геноцида их народа, вернуть "оккупированные земли Черкессии" и отказаться от проведения Олимпиады в Сочи.

    Несколько десятков израильских черкесов из деревень Рихания и Кафр-Кама проводят демонстрацию протеста перед зданием российского консульства на улице Паль-Ям в Хайфе. Она приурочена к Дню Памяти геноцида черкесского народа, который отмечается 21 мая.

    Демонстранты пришли к российскому диппредставительству с плакатами на четырех языках – русском, иврите, английском и адыгейском.
    Их требования:
    признать факт геноцида черкесского народа Российской империей, вернуть "оккупированные территории Черкессии",
    а также отменить проведение Олимпиады 2014 в Сочи, где были убиты сотни тысяч их соплеменников. 

    21 мая во всех населенных пунктах страны, где проживают черкесы, пройдут траурные мероприятия, посвященные 146-летию резни на "Красной поляне" в окрестностях Сочи, ставшей одной из самых страшных страниц в их истории. Царские власти уничтожили около половины из 4 млн. адыгов-черкесов, а затем депортировали с Кавказа в Османскую империю 90% оставшихся в живых представителей этой народности.

    СПРАВКА IzRus
    Черкесы в Израиле сконцентрированы в двух деревнях Галилеи – Рихания и Кафр-Кама. Их численность – более 4000 человек. Они являются потомками беженцев с Северного Кавказа, осевших в Галилее в конце 1860-х гг. Рихания была основана в 1869 г., Кафр-Кама - в 1876 г. В первой половине ХХ в. черкесы установили хорошие отношения с еврейскими переселенцами из России, обосновавшимися в Галилее. В 1930-40-х гг. черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан, несмотря на преследования британских властей. С образованием Государства Израиль черкесы стали поступать на службу в армию, погранвойска (МАГАВ), и другие силовые структуры.
    Кроме Рихании и Кафр-Камы, на Голанских высотах до 1967 г. существовали 12 черкесских деревень, но после того, как, в результате Шестидневной войны, этот район отошел к Израилю, их жители бежали в Сирию, обосновавшись в окрестностях Дамаска и на севере страны.
    Старшее поколение израильских черкесов пользуется арабским и ивритом, молодежь – почти полностью перешла на иврит. При этом они сохраняют собственный язык и традиции, активно развивают связи с соплеменниками в Турции и на Кавказе. В 2000-х гг. участились случаи репатриации израильских черкесов на историческую родину на Северном Кавказе, правда, женившись там, многие возвращаются обратно. Все больше молодых израильских черкесов, даже оставаясь в Израиле, получают российское гражданство, изучают русский язык.
    "Мы установили тесные связи с черкесами в России, регулярно встречаемся, проводим Всемирный конгресс черкесов. В течение нескольких лет в Кафр-Кама работал российский преподаватель черкесского языка, который не только помог нашим детям выучить родной язык, но и дал возможность местным преподавателям овладеть методикой преподавания черкесского языка", - сообщил в марте 2004 г. в интервью газете "Вести" один из старейшин Кафр-Камы Аднан Гархард.
    В Турции численность адыгов-черкесов достигает 3-4 млн. человек, хотя местные власти не признают их в качестве отдельной этнической общности. В Сирии - 160.000 черкесов, в Иордании - около 120.000.

    http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2010-05-20/10021.html

    Израильские черкесы российским властям: верните наше Сочи!

    эксклюзив
    20.05.2010 16:40  Александр Коган

    Активисты черкесской общины собрались на демонстрацию у консульства РФ в Хайфе. Они требуют признания геноцида своего народна в Российской империи и возвращения оккупированных земель. Организаторы акции: мы координируем свои действия с диаспорой в Турции, Германии и США.
    Перед российским консульством (фото: IzRus)

    "Нас тут более полусотни человек, мы планируем простоять несколько часов, чтобы дать понять российским властям, что мы не собираемся забывать трагедию нашего народа, - заявил порталу IzRus один из организаторов этой акции уроженец Израиля в шестом поколении Давид Шухан. - Мы отмечаем тут, напротив российского представительства, трагическую дату геноцида нашего народа, произошедшего 146 лет назад. Мы требуем признания Россией этого преступления и возврата нашему народу захваченных территорий. На землях, где совершались массовые убийства черкесов, на крови наших сородичей сегодня начинают строить развлекательные заведения для Олимпиады. Я думаю, что евреи могут понять, насколько для нас это страшно выглядит. Сочи – это наша столица, наш город, даже его имя сохранилось!".

    По словам Шухана, проведение этой демонстрации в Израиле скоординировано с лидерами диаспоры в Турции, Германии и США, которые сегодня также проводят манифестации перед местными диппредставительствами России. "Акции протеста проходят в Берлине, Анкаре, Нью-Йорке, Вашингтоне и Нью-Джерси. Везде - одинаковые плакаты и лозунги", - отметил Шухан. Он добавил, что в Израиле, из-за небольшого электорального веса общины, к подобной акции было сложно привлечь депутатов Кнессета. Однако всем им черкесские активисты разослали письма с объяснением и справкой по вопросу о геноциде, и некоторые парламентарии  проявили интерес.

    По словам Шухана, в России такие манифестации проводиться не будут, так как власти "прессуют" черкесские правозащитные организации, полностью отрицая исторический факт геноцида адыгов-черкесов.

    По данным собеседника портала IzRus, акции протеста против проведения в Сочи Олимпийских Игр будут продолжаться по всему миру. "Мы уже направили свой протест в МОК, в российскую Думу. В следующем году мы планируем провести демонстрацию перед посольством России в Тель-Авиве", - отметил Шухан.

    Он не считает, что борьба черкесов за историческую справедливость может как-то отразиться на отношениях России и абхазов, являющихся родственным им народом. "Мы знаем, что Россия в хороших отношениях с Абхазией, но мы не подходим к этому вопросу геополитически. Это - не связанные между собой вещи. Есть реальная история черкесского народа, и ее нужно признать, вот и все".

    http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2010-05-20/10030.html


    Черкесы: Сочи это наша столица

    Израиль. Хайфа, Кфар-Кама.












    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 05:01:03 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #7 : Июль 10, 2010, 11:48:42 am »
  • Publish
  • 0


    Протесты черкесской диаспоры в Нью-Йорке 21 мая 2010 года



    В Страсбурге 21.05. состоялся пикет.

    21 мая в Страсбурге состоялся пикет в поддержку просьбы признания геноцида адыгского (черкесского) народа в 18-19 веках.

    Участники пикета заявили о своей полной поддержке данной просьбы, с которой к Президенту Европейского Парламента обратились 9 адыгских (черкесских) организаций из разных стран мира: США, Турции, Израиля, России, Иордании, Сирии, Германии, Бельгии и Канады.

    В парламент Грузии также поступила просьба о признании геноцида черкесского народа Российской империей в 18-19 веках. Соответствующую резолюцию 21 марта в Тбилиси приняли на конференции под названием "Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим".

    Международная научная конференция была организована американским "Фондом Джеймстауна" и Международной школой изучения Кавказа при Тбилисском государственном университете.

    Пикет в Страсбурге проходил недалеко от российского консульства под лозунгами:

    1. Мы поддерживаем законное требование: признания геноцида Черкесского народа, совершенного Россией в 18-19 веках.

    2. Россия, признай свою вину перед народами Кавказа, покайся и восстанови историческую несправедливость.

    Эти лозунги были вложены в почтовый ящик российского консульства в Страсбурге.


    Международная ассоциация «Мир и права человека» организовавший пикет, заявляет, что и дальше будет поддерживать стремление Адыгского (Черкесского) народа к исторической справедливости.


    Пресс-служба Международной ассоциации «Мир и права человека»
    22.05. 2010
    Страсбург


    Что значит для меня 21 мая

    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 04:59:28 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #8 : Июль 10, 2010, 11:51:35 am »
  • Publish
  • 0
    Протесты черкесской диаспоры в Турции

    Стамбул 22 мая 2010 г



    22 Mayıs 2010 Istanbul



    May 21 Demonstration Antalya, Turkey - Circassian Genocide

    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 04:57:35 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #9 : Июль 10, 2010, 12:31:59 pm »
  • Publish
  • 0
    http://kafkasyaforumu.org/aktuel/cerkeslerden-cerkes-soykirimi-taniyin-cagrisi

























    « Последнее редактирование: Июль 11, 2010, 12:00:31 pm от opera »

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #10 : Июль 11, 2010, 05:55:49 pm »
  • Publish
  • 0
    21 мая 2010 года, Иордания



    Музыка очень красивая.
    « Последнее редактирование: Май 15, 2013, 04:54:43 pm от opera »

    Оффлайн LORD

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 536
    • Карма 70
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #11 : Июль 11, 2010, 06:07:54 pm »
  • Publish
  • 0
    очен много абхазских флагов, разве ани так много били там?!  :mdass:

    Оффлайн opera

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 771
    • Карма 273
    • Пол: Женский
    • Уважение: +58
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #12 : Июль 11, 2010, 06:37:43 pm »
  • Publish
  • 0
    Вот немного информации:
    Цитировать (выделенное)
    Как известно, в XIX веке имели места несколько этапов исхода абхазского населения, и они были связаны с конкретными событиями. В частности, в результате вхождения Абхазского княжества в состав Российской империи в 1810 году, повлёкшего за собой вооружённое столкновение и обострение военно-политической ситуации в стране, вынудило около 5 тыс. абхазов выселиться в Турцию.

    В дальнейшем, несмотря на то, что страна с 1810 по 1864 г. управлялась владетельными князьями Абхазии в автономном режиме, некоторые регионы Абхазского княжества и вся «Малая Абхазия» (от р. Бзыбь до р. Хоста) фактически не признавали ни власти владетельного князя, ни царского самодержавия, и до окончания русско-кавказской войны (1817 – 1864 гг.), оставались в эпицентре антиколониального сопротивления горцев.

    В 1821 году в Абхазии вспыхнуло восстание, которое носило явно антиколониальный характер. Военная экспедиция под командованием генерала М.Д. Горчакова, при активном участии мегрельских и лечхумских отрядов, предала огню г. Сухум и его окрестные сёла. На левом берегу р. Бзыбь царские войска разорили множество населенных пунктов и для устрашения несколько человек повесили. В 1824 году вновь вспыхнуло восстание, которое также было жестоко подавлено. Этим событиям последовали вынужденный исход абхазов в Османскую империю.  

    После укрепления позиций на побережье Абхазии, российские военные власти стали проникать в глубь горных регионов Абхазии.
    Первая военная экспедиция в Цабал (Цебельду) в 1835 г. разорила много аулов. В 1837 г. была организована вторая военная экспедиция в Цабал под предводительством командующего войсками на Кавказе барона Г.В. Розена. Огнём артиллерии были уничтожены целые сёла.
    В декабре-январе 1840 – 1841 гг. карательный отряд полковника Н.Н. Муравьева огнём и мечом прошёл по Далской общине в верховьях р. Кодор. Н.Н. Муравьев признавал, что эти репрессивные меры были самые решительные и едва ли имели аналога на Кавказе.
    В 1841 – 1842 гг. в Дале, а также Цебельде, Псху, Гуме, Абжуа вновь вспыхнули антиколониальные выступления.
    И всем этим вышеназванным экспедициям последовали выселения абхазского населения в Турцию.

    Наиболее крупная волна депортации была связана с событиями Крымской войны 1853 – 1856 гг., когда оставленная российскими военными подразделениями на произвол судьбы Абхазия была оккупирована турецкими войсками с помощью англо-французских сил.

    Вместе с тем, к этому периоду позиция царизма в Абхазии становится настолько безнадежной, что в 1858 году генерал М.Т. Лорис-Меликов вынужден признать: «Мы заняли Сухум в 1810 году. С того времени прошло уже полстолетия и надо сказать, что влияние наше в Абхазии нисколько не улучшилось».
    В том же году генерал Г.И. Филипсон отмечает, что русские не владеют Абхазией, а лишь «занимают её».

    В 1859 году, после поражения Шамиля, самодержавие перебросило крупные военные силы из Северо-восточного Кавказа на Северо-запад, и тем самым в течение 5 лет удалось сломить сопротивление абхазо-адыгских народов.

    И покорение территории, и укрепление позиции России в Абхазии и в целом на Кавказе продолжалось проводить путём выселения автохтонов. По определению историка, генерала Р.А. Фадеева, план царизма по «покорению» Кавказа в последние четыре года войны, заключался «в изгнании горцев из их трущоб и заселении Западного Кавказа русскими». В этой связи примечательно высказывание А. Нисченкова в журнале «Всемирная иллюстрация»: «Окончание войны непосредственно было связано с выселением коренного народа...  оставить их (горцев Кавказа. – Т.А.) на прежних местах, означало бы вечно воевать с ними».

    О необходимости избавления от горцев ещё до окончания русско-кавказской войны писал императору Александру II Наместник Кавказа фельдмаршал А.И. Барятинский: «Без потери времени и насколько возможно выселять в Турцию горцев, а раз страна будет от них очищена, мы утвердим свое положение навсегда».

    2 апреля 1864 г. в штабе Российской армии парламентариям убыхов, шапсугов и садзов категорически отказали на просьбу остаться на родине. Под воздействием ультиматума и бесперспективности дальнейшего сопротивления, убыхский народ, проживавший от р. Хоста до р. Шахе, до конца апреля того же года полностью покинул свою историческую родину. Вынуждены были покинуть родину подавляющее большинство приморских шапсугов, натухайцев и представители др. этнографических групп адыгов.

    А против горных общин «Малой Абхазии», которые не собирались покидать страну, в конце апреля 1864 года были направлены четыре крупных карательных отряда. И.И. Пантюхов писал, что первому отряду, под командованием генерал-майора П.Н. Шатилова, было предписано двинуться от Гагр в общество Айбга, и заняв его, зайти в общество Ахчипсу; второй колонне генерал-лейтенанта Д.И. Святополк-Мирского, высадившейся в устье р. Мзымта, поручено было организовать наступление по долине Лияш в сторону Ахчипсу; третьей колонне генерал-майора В.А. Геймана приказано было идти к верховью р. Соча и оттуда войти в Ахчипсу; четвертый отряд под командованием генерал-майора П.Х. Граббе должен был перейти через Главный хребет и по ущелью Мзымты идти на встречу второй колонне. Эта тщательно подготовленная военная операция была направлена лишь для того, чтобы, по словам того же автора, «совокупным их действием заставить непокорных... немедленно подчиниться всем нашим требованиям и очистить страну в возможно скорейшее время».

    Но абхазское население никак не могло смириться с мыслью расстаться с Родиной. Однако, продвигаясь с разных сторон в глубь густонаселенных ущелий Садзена, военные отряды сжигали аулы, чтобы не оставить никакой возможности местному населению остаться на родине.

    «В ущельях, – писал участник этих трагических событий, – клубами поднимался сизый туман и лениво тянулся к вершинам хребта, на черном фоне которого во многих местах вспыхивало большое, яркое пламя: то пылали аулы, сжигаемые нашими войсками, дабы пресечь скрывавшимся в горных трущобах хищникам всякую возможность остаться в горах и основать разбойничьи притоны, опасные для будущих поселений».

    После занятия генералом П.Н. Шатиловым Айбговской котловины в верховьях р. Псоу, население было вынуждено поспешно направиться к берегу моря для переселения в Турцию, а сам военный отряд 18 мая прибыл в верховьях р. Мзымта, «в середину земли общества Ахчипсу» – Гбаадбу. Появление всех четырех отрядов в верховьях р. Мзымта, особенно колонны генерала П. Граббе с севера, заставило ахчипсуйцев, чтобы «все они с семействами и со всем имуществом оставили свои жилища и двинулись к морю». А для поисков представителей коренного населения во всех основных и боковых ущельях и оврагах, были оставлены два батальона.

    Все эти мероприятия автором статьи расцениваются как «доброе дело», выполнение долга «перед человечеством и цивилизацией».

    Так, русско-кавказская война завершилась 21 мая 1864 года в Гбаадбу (совр. Красная Поляна).
    Абхазская же этнографическая группа садзов (приморские – халцисаа и горские – айбгаа, ахчипсаа, цвиджаа и др. общины), поголовно была депортирована в Турцию.  

    Скоро горькую участь садзов разделили псхувцы из Бзыбской долины. Воинские отряды, посланные против них, после ожесточенных боев, заставили их покинуть родину. Уже к началу августа 1864 г. корреспондент газ. «Кавказ» писал о Псху, как о бывшей земле псхувцев.

    В целом же, после массового исхода коренных народов, Западный Кавказ, по описанию М.Н. Покровского, «просто превратился в пустыню, усеянную развалинами, свидетельствующими о некогда завязавшейся здесь культурной жизни».

    По мнению Н. Петровского, горцам «так и следовало быть», потому, что они «были скорее воины, чем земледельцы, строили хижины кое-как из турлука, хозяйством занимались мало, а большую часть жизни посвящали набегам с целью грабежа».

    С завершением войны самодержавие упразднило Абхазское княжество, и тем самым автономию Абхазии и вплотную приступило к внедрению здесь русского управления в основном через избавление от непокорного коренного населения страны.    

    После Лыхненского восстания (1866 г.), аналогичная судьба настигла жителей других регионов страны. После подавления восстания, наместник Кавказа М.Н. Романов и его сподвижники разработали и в 1867 году реализовали план депортации абхазов. «В нынешнем году, – писала газета «Московские ведомости» в 1867 (№130), – состоялось окончательное решение о выселении цебельдинцев, дальцев, триста семей Пицундского и девятьсот Драндского округов». Особенно пострадали цебельдинцы и далцы – почти 15-тысячное население этих регионов было тогда выслано в Османскую империю. Грузинская пресса так описывала один из драматических эпизодов выселения абхазов из Цебельды: «Трудно представить, в каком положении находились абхазы во время выселения. Говорят, что многие из них, пожилые мужчины и женщины, когда их выгоняли из жилищ, бились головой о стены домов и стволы деревьев».

    Следующий и последний, крупный этап выселения абхазов в Османскую империю непосредственно связан с русско-турецкой войной (1877 – 1878 гг.). Оно было спровоцировано командованием российских воинских подразделений в Абхазии и командованием турецких оккупационных войск.

    Еще до начала военных действий, властями абхазское население было разоружено. Более того, с появлением на горизонте турецкого морского десанта российские военные подразделения во главе генерала П.П. Кравченко, дислоцированные в Абхазии, покинули её, и ушли к берегам Ингура.

    В первые же дни войны, согласно информации газеты «Русский мир» (1877, №142), только в Сухуме из окрестных сел собралось до 8 тысяч молодых абхазов. Была попытка создания отрядов сопротивления из абхазской молодёжи. Представители абхазской знати (Р. Гечба, Х. Лакрба и др.) пытались спасти положение с помощью народной дипломатии, но безрезультатно.

    В дальнейшем ход событий показал, что, несмотря на настаивание турок, подавляющее большинство абхазов не приняли участие в боевых действиях ни одной из сторон. Однако и это не спасло их – турецкие войска, отступая, стали сгонять безоружных людей к морю и насильно увозить их в Османскую империю.

    К раннее оголенным регионам Абхазии, прибавились опустевшие Сухум, все приморские и предгорные села от р. Кодор до р. Аапста. Царское самодержавие ни в чём невинных депортантов окрестило «предателями», а оставшихся на родине абхазов – «виновным» и «временным» населением. Бесправное положение абхазов ускорило процесс колонизации Абхазии и ассимиляцию коренного населения.

    В этот критический момент, когда решался вопрос о физическом существовании абхазов, официальные круги и реакционная пресса России не скрывали радость, которую доставляли трагедия этого народа. «Нужно радоваться переезду наших соотечественников абхазов в Турцию», – писала газета  «Русский мир» от 6 октября 1877 г. А историк Н. Буткевич горцев Кавказа называл «домашними врагами» и, по его мнению, их выселение могло бы принести государству «только одну пользу»30.

    И в то же время в России всегда были представители прогрессивной интеллигенции – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов и многие другие, которые с великой болью отзывались на трагическую судьбу горских народов Кавказа, вызванной войной и их массовой депортацией.

    «Я проезжал кладбищем мертвого народа по обезлюдевшей после переселения земле адыгов; потом мне привелось быть у абхазцев, которых наше управление, несмотря на их преданность России, бросило в объятия туркам – и там везде я видел то же, что на сей раз пришлось мне наблюдать в другом конце Кавказа», – сочувственно сообщал своим читателям известный писатель и публицист В.И. Немирович-Данченко.

    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20068
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +124
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #13 : Май 21, 2011, 11:08:12 pm »
  • Publish
  • 0
    Примите душевное соболезнование!


    Оффлайн Lion

    • Moderator
    • Ветеран форума
    • ***
    • Сообщений: 2176
    • Карма 459
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +52
    Re: 21 мая - день памяти и скорби
    « Ответ #14 : Май 19, 2012, 01:12:03 pm »
  • Publish
  • 0


    21 мая Майкоп: Памятные мероприятия в День памяти жертв Русско-Кавказской войны

    21 мая 18-00: Митинг – реквием «День памяти и скорби по жертвам Кавказкой войны XIX века» в Майкопе в здании Государственной филармонии.

     21 мая 09-00 в Адыгейске в состоится возложение цветов к памятному знаку жертвам Кавказской войны

     21 мая 10-00 в аулах Тахтамукай и Понежукай пройдут митинги и возложение цветов.

     21 мая 10-00 в ауле Уляп Красногвардейского района будет открыт памятник, посвященный жертвам Кавказской войны.

     21 мая 13-00 в Адыгейском государственном и Майкопском государственном технологическом университетах ученые, студенты, представители общественности за "круглым столом" обсудят вопросы по темам «Кавказская война: этнические перспективы адыгов» и «Адыги (черкесы) в историческом времени и пространстве».

     21 мая 10-00 в селе Красногвардейском пройдет реквием «ШIэжь» («Память»), посвященный памяти героев Кавказской войны XIX века

     21 мая 13-00 в ауле Блечепсин Кошехабльского района пройдет реквием «ШIэжь»

     21 мая 18-00 ауле Шовгеновском пройдет реквием «ШIэжь»

     Во всех муниципальных образованиях в эти дни проходят мероприятия по теме Кавказской войны: открытые уроки в школах, встречи книжные выставки, связанные с памятью жертвам Кавказской войны, выступления ученых, преподавателей, общественных деятелей, тематические встречи с молодежью, конкурсы сочинений и другие.


    21 мая Черкесск: Памятные мероприятия в День памяти жертв Русско-Кавказской войны

    21 мая 10-30 Траурное шествие от памятника неизвестному солдату до драм.театра.

     21 мая 11-00 У драм.театра с докладами выступят представители адыгского, абазинского и ногайского народов.

     21 мая 11-00 Возложение венков к памятнику жертвам Русско-Кавказской войны в ауле Али Бердуковском. Там-же будут зачитывать доклады перед жителями Хабезского района.
    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Шота Руставели.

     


    Facebook Comments