Автор Тема: Черкесский вопрос глазами РИСИ и реальные проблемы черкесов  (Прочитано 2675 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20068
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +124
Черкесский вопрос глазами РИСИ и реальные проблемы черкесов

На днях состоялось презентация доклада Российского института стратегических исследований (РИСИ) "Черкесский" вопрос и внешний фактор", которого прошла 16 мая в рамках постоянно действующего научного семинара РИСИ "Россия и ближнее зарубежье: актуальные проблемы развития и взаимодействия

---

Черкесский вопрос глазами РИСИ и реальные проблемы черкесов.
Для начала хотелось бы уточнить, чем является РИСИ и какую роль ему поручено играть в обсуждаемых вопросах? Самый простой путь- это википедия, которая дает следующее определение РИСИ: «Российский институт стратегических исследований (РИСИ) — государственная научно-исследовательская организация информационно-аналитического обеспечения деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти». Если я правильно понимаю, то РИСИ должен проводить соответствующие исследования по разным актуальным вопросам нашего общества, выдавать аналитику, на которую должны опираться высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ при принятии важных решений, волнующих наше общество.
А теперь, собственно, по теме. И так цитата из информационного агенства «Регнум». Она несколько длинная, но необходима для понимания проблемы.
«…На днях состоялось презентация доклада Российского института стратегических исследований (РИСИ) "Черкесский" вопрос и внешний фактор", которого прошла 16 мая в рамках постоянно действующего научного семинара РИСИ "Россия и ближнее зарубежье: актуальные проблемы развития и взаимодействия".
Основные выводы, сделанные в докладе, по мнению авторов следующие:
1. В настоящее время "черкесский" вопрос не является не только основополагающим, но и сколько-нибудь важным для большинства черкесов, проживающих как в Российской Федерации, так и в государствах Ближнего Востока. Однако приближение Зимних Олимпийских игр в Сочи заставляет внешних игроков, заинтересованных в максимальном ослаблении позиций России на Кавказе, активизировать свою деятельность. "Черкесский" вопрос сохранит надуманную "актуальность" до 2014 года, после чего интерес к нему закономерно спадет.
2. Доклад состоит из девяти разделов, в которых описываются суть "черкесского" вопроса, спекуляции на тему т.н. "геноцида черкесов", черкесское лобби в России, отношение к "черкесскому" вопросу в Абхазии и Осетии, деструктивная деятельность Грузии и США на "черкесском" направлении, а также положение черкесских диаспор в Турции и государствах Ближнего Востока.
3. Авторы доклада не ставили задачу дать полное описание проблем, волнующих черкесское национальное движение в широком смысле слова, и сосредоточились на вопросах, представляющих очевидную угрозу для национальной безопасности РФ, и влиянию на них внешнего фактора. Среди подобных требований радикальных черкесских организаций и лидеров к российскому государству выделяются признание т.н. "геноцида черкесов" и выплата компенсаций потомкам пострадавших, слияние черкесонаселенных субъектов РФ в единый регион с перспективой создания независимого черкесского государства - "Великой Черкессии", а также массовое переселение потомков мухаджиров в Россию с претензией на лидерство переселенцев в социально-экономических и общественно-политических сферах.
Для достижения этих требований радикальная часть черкесского движения пытается шантажировать российское руководство, активно используя фактор зимней Олимпиады. В то же время зарубежные идеологи "черкесского" вопроса, роль которых в раскручивании этой темы совершенно неоспорима, преследуют далеко идущие цели, главной из которых является внутреннее ослабление РФ, а также максимальное ухудшение международного имиджа России.
Главную роль в обеспечении этой кампании играют черкесские национальные организации, ложно понимающие национальные интересы или осознанно выступающие на стороне геополитических противников России, а также грузинское политическое руководство, стремящееся сделать черкесское население средством давления на Россию, и направляющие его деятельность американские аналитические структуры.
По словам представившего доклад зам.начальника сектора кавказских исследований РИСИ Сергея Михайлова, выполнение требований черкесских радикалов неприемлемо и не допустимо, тогда как диалог с умеренными организациями по конкретным вопросам является разумным и действенным форматом переговоров. Что касается признания Россией т.н. "геноцида черкесов", то очевидно, что этот вопрос не стоит на повестке дня, поскольку подобный подход противоречит исторической правде.
Для преодоления негативных тенденций развития "черкесского" вопроса в РФ необходим как пересмотр учебных курсов школ и вузов северокавказских республик, а также соответствующих учебников и учебных пособий, так и проведение точечной работы по нейтрализации деятельности наиболее радикальных черкесских общественных деятелей. "В настоящее время существенным фактором радикализации черкесского движения является безнаказанность его активистов, - отмечается в докладе. - Вокруг сторонников концепции "геноцида черкесов", вносящих раскол в многонациональное российское общество, должна быть создана общественная атмосфера нетерпимости и морального давления. Необходимо проведение серии научных конференций и круглых столов, отвергающих данную концепцию в связи с ее антинаучностью, а также активное противодействие грузинским планам усиления влияния на российском Северном Кавказе".

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1532239.html#ixzz1vOQwSahK
(Конец цитаты).
Итак, проблема обозначены, виновные названы, рекомендации готовы. Остается теперь Федеральной Власти России просто следовать указанным рекомендациям, выпустить новые учебники и все такое и тогда все проблемы, указанные в данном докладе сразу исчезнут и наступит всеобщее благоденствие. Примерно так представляет себе ситуацию некоторые сотрудники РИСИ.
Как мне кажется, налицо ситуация, когда некоторые товарищи из РИСИ несколько переоценили свое участие и значимость в решении данных проблем. Такое впечатление, что речь идет не о гражданах Российской Федерации, которыми являются черкесы, а о врагах, которые только и думают, как нагадить России. Именно такой подход к этой (да и не только этой!) проблеме со стороны РИСИ нельзя трактовать иначе, как ложное понимания российского патриотизма, ибо после презентации подобного доклада с предложенными рекомендациями, черкесская проблема из гуманитарной начинает немедленно становиться политической. Мне кажется, что со стороны власти необходимо поправить некоторых сотрудников РИСИ, направив их энергию в другое, более созидательное русло.
Не буду пытаться комментировать каждый абзац из приведенных выше «выводов». Не вижу в этом смысла, так как с самого начала дается совершенно неверный посыл, на который потом нанизывается и подгоняется все остальное. Таким посылом, к примеру, является утверждение о том, что «…в настоящее время "черкесский" вопрос не является не только основополагающим, но и сколько-нибудь важным для большинства черкесов, проживающих как в Российской Федерации, так и в государствах Ближнего Востока». Комментарии, как говориться, излишни. Я не знаю, где проводили свои «исследования» сотрудники РИСИ, но я еще не встретил ни одного черкеса, которого не волновала бы проблема разделенности его народа.
Так же, я обратил внимание на то, что авторы доклада пытаются свести начатый разговор к тому, что геноцида черкесов не было, считая, видимо, что это главный вопрос, на который требуют ответа черкесы. Так, хочу обратить внимание на следующее обстоятельство: такого вопроса для черкесов, абхазов и абазин не существует. Мало того, сам термин «геноцид» был впервые введён в обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.
« Я все больше и больше отождествлял себя со страданиями жертв, число которых росло по мере того, как продолжал изучать историю. Я понял, что память не только призвана регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть человека. Вскоре последовали современные примеры геноцида, такие как резня армян в 1915 г. Мне стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, ибо каждая из этих групп призвана выполнить миссию и внести вклад в плане культуры. Я решил стать юристом и добиться запрещения геноцида и его предотвращения посредством объединения усилий стран». Рафаель Лемкин.


А не существует такого вопроса для всех черкесов, абхазов и абазин только по одной причине: эта трагедия Была. И это очевидный факт. Мало того, к примеру в абхазском языке есть термин «амхаджирра» (махаджирство), который существует уже 150 лет и вбирает в себя всю боль и память о трагических событиях 150 летней давности. И этот термин вбирает в себя гораздо больше, чем вбирает в себя понятие «геноцид». Достаточно сказать, что все черкесское, абхазское и абазинское население Кавказа составляло в те времена, по некоторым источникам, больше 4 миллионов человек. Это было достаточно развитое общество, своя цивилизация, уходящая корнями в далекое прошлое. Кавказская война продолжалась больше ста лет и завершилась она 21 мая 1864 года парадом войск на Красной Поляне. По результатам войны на исторической Родине осталось всего 10 процентов от прежнего населения. Огромное количество людей было просто уничтожено. Большая часть людей была вынуждена покинуть свою Родину.
Сегодня, в наше время, этот вопрос просто неизбежно встал в повестку дня. И не надо искать какой-то злокозненности в постановке этого вопроса. Ибо мы живем в демократическом государстве и у нас нет запрета на обсуждение в нашем сегодняшнем обществе любых тем, включая и эту. В условиях тоталитарного режима, конечно трудно было обсуждать и ставить эти вопросы, но на дворе, слава богу, 21 век, и Россия является демократическим государством.
Конечно же, все участники обсуждения этого вопроса ищут свою выгоду. Так, Грузия, упомянутая авторами документа как основной «возмутитель спокойствия», упоминается в качестве государства, которое хочет обязательно навредить России. Как мне кажется, сотрудники РИСИ прошли мимо другого очевидного факта, на который именно они и должны были обратить внимание- Грузия становится реальным государством-игроком, которое начинает играть свою роль в международном сообществе. И конечно же пройти мимо «черкесского вопроса» она никак не могла, тем более, что все решения, принятые Грузией по этому вопросу лежали на поверхности и Грузия этим очень неплохо воспользовалась. Можно долго стенать по поводу Грузии, проводимой ею политике, но толку от этого не будет. Этой политике Россия должна противопоставить свою, грамотную и внятную политику, которая должна устраивать всех ее граждан. Мало того, на мой взгляд, проводимая Россией политика в этих вопросах должна быть в десятки раз радикальнее того, что предлагает сегодня Грузия и другой западный мир в этих вопросах. И только тогда будет выбита почва из под ног недоброжелателей России. То, что предлагает РИСИ в данных вопросах не приведет ни к чему хорошему. Наоборот, ситуация будет загонятся внутрь и рано или поздно обязательно сдетанирует. И вообще, ничего не надо придумывать нового. Надо посмотреть мировой опыт в этих вопросах. Наша страна не уникальна в том, что в ее истории было много разных трагедий. На нашей планете нет ни одного серьезного государства, которое не имеет в своем прошлом много разных «скелетов». Прошлого мы изменить не в силах, но сделать правильные выводы нам вполне по силам. Так, к примеру поступили в США по отношению к коренным народам, такая же ситуация в Канаде, многих других странах цивилизованного мира. Из новейшей истории- это Холокост, который, кстати до сих пор не всеми признается. Но отношение к тем, кто его не признает, в цивилизованном мире, мягко говоря, нерукопожатное. Или, к примеру, отношение к казачеству. В советское время, казачество, по сути, подвеглось геноциду, и было почти уничтожено как класс. Само казачество никак не соответствовало догмам ранней советской эпохи. В наше время, в условиях демократической России, отношение к казачеству со стороны власти России коренным образом изменилось. И мы с вами являемся свидетелями возрождения казачества, его лучших сторон, что стало возможным при полной поддержке со стороны государства.
Многие проблемы, которые достались нам в наследство- это пережитки тех идеологических норм, которые существовали в то время. И нынешнее руководство России конечно же не несет ответственности за события 150 летней давности. Но оно вполне может дать оценку этим событиям, как , к примеру, не так давно, была признана трагедия Катыни, много лет отравлявшая отношения между Польшей и Россией. Нынешнее руководство России, признав эту трагедию, перевернуло эту трагическую страницу в истории отношений Польши России. В результате, отношения между народами России и Польши нормализовались, и эта ситуация никак не унизила Россию, а наоборот, показала ее величие и силу.
Какого бы отношения хотел бы я в отношении решения проблем черкесского народа? Как мне кажется, было бы правильным со стороны РИСИ, рекомендовать сделать следующее:
1. Признать трагедию черкесского народа, в результате которой 90 процентов черкесов вот уже 150 лет находятся за пределами своей исторической Родины. Если по каким-то причинам невозможно признать события 150 летней давности «геноцидом», то дать другое адекватное определение происшедшей трагедии. От этого суть не поменяется.
2. Принять Федеральную Целевую Программу, нацеленную на организации возвращения черкесов на свою историческую Родину в рамках программ возвращения соотечественников. Программа должна быть расписана на многие годы вперед и учитывать все нюансы возвращения людей. Сама программа должна быть составлена таким образом, чтобы не создавать напряжения для местных жителей и для возвращающихся на Родину.
3. В рамках программы возвращения молодежи из числа черкесов образовать Международный Черкесский Университет с филиалами в каждом из 6 субъектов Федерации, где проживаю черкесы. В созданном Университете предоставить возможность получения высшего образования потомкам соотечественников, проживающих за пределами исторической Родины. В этом случае, период обучения для молодых людей совпадет с периодом их адаптации и натурализации, что позволит через пять лет обучения получить молодого специалиста, знающего русский и черкесский языки и полностью адаптированного к жизни в России и воспитанного на российской культуре.
4. Продумать возможность создания единого культурного черкесского пространства, рассредоточенного сегодня по шести субъектам Российской Федерации. Посмотреть в этом смысле международный опыт.
5. Продумать ряд мероприятий по созданию в России Мирового Центра Черкесской Культуры, продумать мероприятия международного характера, предусматривающие проведение как культурных мероприятий с участием всех представителей народов России, так и научные и творческие конференции по черкесской тематике. У России есть что предложить миру по этой теме и при правильной организации, конкуренции России в этих вопросах никто составить не сможет.
6. Проведение Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи превратить в торжество разума, братства и справедливости. Предусмотреть во всех мероприятиях , посвященных открытию, проведению и закрытию Олимпиады участие всех народов Кавказа. Продумать, чтобы черкесское представительство на Олипиаде было достойным. Посмотреть в этом смысле, опыт проведения Олимпиады в Ванкувере, где коренное население в лице канадских индейцев было достойно представлено в глазах мирового сообщества.
7. Во всех мероприятиях, которые необходимо начать готовить незамедлительно, задействовать лучших представителей черкесского народа, которых немало и на Северном Кавказе, и по всей России, в том числе и в Москве. Эти люди являются высоко культурными, образованными, с крепкими моральными устоями, авторитетными в среде черкесов и абсолютно патриотичны к России. Они есть и в структурах власти и в общественных организациях и просто среди народа. И таких большинство.
8. Надо понимать, что все происходящее пробуждает черкесский народ, пробуждает его Энергию, и от нас с Вами зависит, чтобы направить эту энергию в созидательное русло.

Завершая свою небольшую статью, хочу выразить уверенность в том, что проблемы, поднятые в данной публикации, найдут свое достойное решение со стороны органов власти России. Со стороны общественных организаций необходимо, как мне кажется, проявлять выдержку и правильно формулировать стоящие перед нашим обществом проблемы. И решать накопившиеся проблемы нужно таким образом, чтобы не ущемлять никого в окружающем нас мире. А для этого нужно просто неукоснительно следовать принципам демократии.


Беслан Кобахия, Координатор Международного Движения по Защите Прав Народов, кандидат социологических наук.

Москва, 20.05.2012.

Информационное Интернет-Агентство "Apsny Online"

http://www.apsny.ru/apsnynews/apsnynews.php?mode=more&more=18454

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20068
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +124
Вообще-то статья для клиники, ай да Кобахия  :2wink:

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20068
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +124
Еще раз о черкесо-абхазских отношениях по статье Б. Кобахия

13 июня 2012 года Беслан Кобахия опубликовал статью о черкесо-абхазских взаимоотношениях. Хотелось бы прокомментировать высказанные в этой статье тезисы.

Кобахия начинает статью с тезиса о том, что абазины, абхазы и черкесы являются близкородственными народами. Но почему-то в Абхазии забывали об этом, когда переписывали (и переписывают) черкесскую историю и древность, превращая ее в абхазскую. Определенную роль в этом играет и сам Беслан Кобахия.

Далее Кобахия утверждает, что наши народы (черкесский и абхазский) «вместе пережили катастрофу 150 лет назад, когда 90 процентов наших народов были вынуждены отправиться в изгнание». Это утверждение ложно. История появления абхазской диаспоры совсем другая, чем история появления диаспоры черкесской.

В 1763-1864 годах Черкесия вела войну против агрессии Российской империи. В ходе этой войны черкесский народ подвергся геноциду. Проводились заранее спланированные широкомасштабные карательные операции по уничтожению населения, по лишению его средств жизнеобеспечения, и т.д.

Что касается Абхазии, то она, с 1810 года по июнь 1864 года, имела автономию от Российской империи, и не участвовала в войне против нее. Автономия Абхазии была нужна России только на время войны с Черкесией: практически сразу после уничтожения Черкесии (21 мая 1864 года) необходимость для Империи в автономии Абхазии отпала, и в июне 1864 года автономия Абхазии была ликвидирована.

История появления абхазской диаспоры не связана с событиями Русско-Черкесской войны 1763-1864 годов. Она восходит к событиям 1877 года. Тогда Российская империя приняла решение выселить значительную часть абхазов. К этим событиям больше подходит термин «депортация», а не термин «геноцид».

В любом случае, появление абхазской диаспоры связано с событиями 1877 года и не имеет отношения к Русско-Черкесской войне 1763-1864 гг.

Об этом прекрасно знают в Абхазии, и более двадцати лет дата памяти в Абхазии отмечалась 31 мая, к годовщине 31 мая 1877 года. В Абхазии всячески подчеркивали, что их дата памяти – другая, и связана с другими событиями.

Однако в прошлом году, накануне признания Грузией геноцида черкесов (адыгов), дата памяти в Абхазии странным образом переметнулась с 31 мая на черкесскую – на 21 мая. Затем последовала массовая пропагандистская компания о том, что «черкесы и абхазы 150 лет назад пережили общую трагедию» и т.д.

Считаем все это чистой воды манипуляцией, призываем абхазскую сторону прекратить подобные игры, и вернуться к своей исторической дате памяти – 31 мая.

Далее Б. Кобахия пишет, что претензии черкесской стороны связаны с непризнанием Абхазией геноцида черкесов. Это не соответствует действительности по той простой причине, что черкесские организации не обращались к Абхазии с просьбой признать геноцид черкесов. Также ни одна из черкесских организаций не высказывала претензии Абхазии по этому поводу, в силу чего заявление Кобахия не имеет под собой реальных оснований.

С просьбой о признании геноцида черкесские организации обратились к Президенту и Парламенту Грузии, и это – дело черкесов и грузин, и никак не касается ни властей Абхазии, ни абхазской общественности.

Касаясь проблемы получения черкесами гражданства Абхазии, Кобахия отмечает, что якобы к проблеме предоставления гражданства черкесам в Абхазии относятся особенно трепетно, и предоставляют «режим наибольшего благоприятствования». В качестве примера он привел предоставление гражданства черкесам – абхазским добровольцам.

Мы никогда не понимали, почему из всех народов абхазо-адыгской группы гражданство Абхазии не предоставляется только черкесам. Также мы не понимаем, почему проблему предоставления гражданства черкесам подменяют проблемой предоставления гражданства добровольцам. Как известно, не все добровольцы – черкесы, и не все черкесы – добровольцы, тем более, что с момента окончания грузино-абхазского конфликта прошло много лет, и за это время уже выросло новое поколение.

Что касается черкесов, то имеются многочисленные данные о не предоставлении им гражданства Абхазии, и поэтому разговоры об «особо трепетном» отношении в Абхазии к этому вопросу считаем дезинформацией.

Что касается в целом черкесо-абхазских взаимоотношений, то очевидно, что черкесы должны относиться ко всем своим соседям ровно так, как и соседи относятся к нам.

Мы рассчитывали, что абхазская сторона хотя бы будет хранить нейтралитет, но получили массированное переписывание черкесской истории, необоснованные притязания на черкесские земли, заявления типа «какое отношение имеют черкесы к Красной поляне» и т.д. и т.п.

Показательно, что никто с абхазской стороны публично не высказался против таких действий по отношении к черкесам. Никто не вспомнил о «братстве» в разгар разнузданной античеркесской компании, проводившейся абхазской стороной. О нем вспоминают только тогда, когда пытаются уговорить нас не реагировать на очередную порцию «братских» действий.

Однако время «розовых очков» прошло. Мы не будем больше принимать никаких необоснованных претензий ни с чьей стороны, и будем последовательно отстаивать свои интересы от нападок, с какой бы стороны они не исходили.

Руслан Кеш,

координатор ОД «Черкесский Союз»

15 июня 2012 года

г. Нальчик, Черкесия

http://circassiancenter.org/general/6136--.html

 


Facebook Comments