Автор Тема: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ  (Прочитано 2785 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12100
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +103
Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ

09/02/2012 14:59:00

Аслан Хуран



13 июня 1861 года в Сочи был учрежден последний Парламент независимой Черкесии
Весть о том, что Шамиль – глава чечено-дагестанского Имамата, сдался в плен русским, резко осложнила положение в Черкесии его наиба – Магомет-Амина. Дело в том, что черкесский рыцарский кодекс «Уоркъ Хабзэ», запрещает вооруженному воину сдаваться в плен. Шамиль же являлся не простым воином, а лидером вооруженного сопротивления, главой военно-теократического государства. В связи с этим положение Магомет-Амина в  Черкесии стало очень опасным, и в ноябре 1859 года он также сдался в плен русским.
 
Соответственно, тут же рухнула заложенная им теократическая форма организации черкесского общества по примеру чечено-дагестанского Имамата, и черкесы вернулось к собственным принципам организации государства во главе которого традиционно стоял коллегиальный орган.

Между тем военное положение Черкесии продолжало ухудшаться. Численность российской армии, действовавшей против черкесов, более чем в пять раз превышала численность войск, воюющих в Чечне и Дагестане. А после капитуляции Шамиля численность армии, воюющей против черкесов на Западном Кавказе, дополнительно увеличилась за счет переброски войск с Восточного Кавказа.

«Действия русских войск, - писал Р. А. Фадеев, - убедили непокорных горцев, что приближается последний час их независимости.

Но черкесы не потеряли головы и не упали сердцем; напротив, они решились отстаивать самостоятельность свою не только оружием, но еще внутренними преобразованиями и энергическим обращением к иностранным державам.

Если главная роль в борьбе оружием пала по необходимости на абадзехов, то убыхи, не уступающие им в энтузиазме к общему делу, взяли на себя инициативу и направление мер административных и дипломатических, соответствующих принятой ими решимости...

Для ограждения независимости все черкесы были приглашены на совет. Все они единогласно решили: учредить Чрезвычайный Союз и не отставать от оного с тем, чтобы сохранить порядок внутренний, а отступающих от него наказывать. В черкесском владении учрежден меджлис из 15 человек, которому дано название великого и свободного заседания».

13 июня (25 июня по новому стилю) 1861 г. представители абадзехов, шапсугов и убыхов на съезде, состоявшемся в долине р. Сочи, «учредили между собой чрезвычайный союз» и образовали Высший законодательный орган Черкесии под наименованием Великого Свободного заседания – Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ (другое название - Великий Меджлис Вольности черкесов).

Об образовании Парламента Черкесии были поставлены в известность Великобритания, Османская империя, Российская Империя, Франция.

Возглавил черкесское правительство убых Берзек Керендук. В состав Парламента вошел Карабатыр Заноко, сын признанного черкесского лидера Сефербея Заноко, умершего в 1859 г.

Политическая платформа Парламента строилась на праве черкесов на независимость и самоопределение. В основу его деятельности был положен принцип коллегиальности управления и выборности в состав административных органов.

Сразу после своего возникновения Парламент Черкесии попытался вступить в переговоры с правительством Российской империи. Но ни Александр II, ни его окружение не собирались останавливать военные действия и меры, направленные на аннексию черкесских земель, и уничтожение ее населения.

Делегация в составе абадзеха Хасана Бидж, убыха Берзека Керендука и шапсуга Ислама Тхауш посетила Тифлис, где вручила официальное послание для российского императора.

Военный министр Д. А. Милютин писал царю 29 августа 1861 г.: «Из представляемого при сем отношения кн. Орбелиани Ваше Императорское Величество изволите усмотреть, что союз, образовавшийся в недавнее время из трех народов Западного Кавказа, остающихся доселе непокорными: шапсугов, убыхов и абадзехов, прислал депутацию в Тифлис для переговоров и что депутация эта желает представиться и Вашему Величеству во время путешествия Вашего по Кубанской области...

Долговременный опыт уже достаточно научил нас, как мало существенного значения могут иметь всякие переговоры и договоры с горскими народами и как отличаются их понятия о заключении с нами мира от наших требований принесения покорности. В этом отношении племена Западного Кавказа еще менее, чем другие, могут подчиниться каким-либо договорам. Если бы даже и в самом деле составился между ними союз, то и в таком случае племена эти слишком привыкли к независимости и разрозненности, слишком мало знакомы с гражданским устройством и властью, чтобы можно было полагаться на действительную с их стороны покорность.

Следовательно, по моему убеждению, прибытие теперь депутации от так называемых Черкесских племен не может иметь никаких результатов. Факт этот имеет одно лишь то значение, что явно обнаруживает безвыходное положение, в которое поставлены ныне племена Западного Кавказа, ввиду грозного наступления на них наших казачьих поселений.

Горцы видят близкий и неминуемый конец вековой борьбы; они чувствуют, что вскоре могущественное казачье население совсем задавит их. Они делают последнее усилие соединиться против нас и прежде, чем поднять еще раз оружие, делают попытку приостановить напор наш...

Переговоры в настоящее время не могут иметь другой цели, как только задержать ход нашего завоевания. Быть может, даже есть при этом тайный расчет протянуть борьбу до новой Европейской войны, ожидаемой с нетерпением нашими врагами, внешними и внутренними.

По всем этим соображениям, смею думать, что прибытие черкесской депутации и миролюбивые ее заверения не должны иметь ни малейшего влияния на исполнение нашего плана действий в Западном Кавказе. Мы должны настойчиво продолжать заселение края казаками, ибо не могу отступить от своего всегдашнего убеждения, что, только вытеснив туземцев из гор и заняв их места казаками, можем прочно утвердиться в крае, водворить в нем спокойствие и не опасаться уже потерять Кавказ при первом разрыве с морскими державами».

В июле 1862 г. в устье реки Псахе (Сочи) был высажен российский десант во главе с генералом Колюбакиным, который в ходе боёв уничтожил здание Парламента. Впоследствии заседания черкесского Парламента проходили в ауле Мытыхуа в среднем течении долины р. Сочи (совр. село Пластунка).

Сам Н. П. Колюбакин в своих мемуарах дал высокую оценку деятельности черкесского правительства и той дисциплине, которая установилась среди черкесов на завершающей фазе войны: «все эти племена имеют, так сказать, естественные им начала гражданственности, начала, конечно, неполные и не хорошо обдуманные, но могущие служить основою мудрого управления и благих преобразований».

В 1862 г. Парламент организовал поездку в Стамбул делегации во главе с Измаилом Дзиаш. Черкесы представили великому визирю петицию, содержащую просьбу об оказании военной помощи.

Вслед за этим черкесский комитет Стамбула организовал поездку в Лондон депутации Черкесского Парламента во главе с шапсугом Хушт Хасаном, сподвижником Заноко Сефербея.

В 1862 г. Лондонский Черкесский комитет, возглавляемый адвокатом Э. Билзом, обратился с официальным запросом в кабинет министров, требуя отправить торговый флот к берегам Черкесии. Лорд Пальмерстон проигнорировал это обращение.

Тем не менее, Черкесский комитет снарядил пароход «Чезапик», на борту которого новая партия польских легионеров отправилась в Черкесию. Эта экспедиция высадилась в Уэрданэ (Вардане).

Еще одна группа поляков с несколькими французами под командой полковника Пржевлоцкого и капитана Маньяна на двух английских пароходах «Чезапик» и «Самсон» высадилась в Черкесии в сентябре 1863 г. и действовали там по март 1864 г.

Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ - Великое Свободное Собрание - действовал до окончательного завоевания Черкесии Российской империей.

http://circassiancenter.org/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/3566--.html
Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


я серьёзно, не шучу!

Оффлайн oligator-gena

  • Молодой
  • ***
  • Сообщений: 299
  • Карма 59
  • Уважение: +4
Re: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ
« Ответ #1 : Февраль 10, 2012, 10:43:27 pm »
  • Publish
  • 0
    Наличие парламента, своего свода норм поведения и образа жизни и т.д....и при этом они называют нас дикарями...?

    Оффлайн Lion

    • Moderator
    • Ветеран форума
    • ***
    • Сообщений: 2176
    • Карма 459
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +52
    Re: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ
    « Ответ #2 : Февраль 11, 2012, 11:55:31 am »
  • Publish
  • 0
    Наличие парламента, своего свода норм поведения и образа жизни и т.д....и при этом они называют нас дикарями...?

    Фридрих Энгельс: «Любой захват территории, любое насилие, любое угнетение царизм осуществлял не иначе, как под предлогом просвещения, либерализма, освобождения народов»

    Иван Дзюба . Опубликовано в журнале: «Дружба Народов» 1996, №1  :
    Цитировать (выделенное)
    ..У нас
     Святую Бiблiю читає
     Святий чернець i научає,
     Що цар якийсь-то свинi пас
     Та дружню жiнку взяв до себе,
     А друга вбив. Тепер на небi.
     От бачите, якi у нас
     Сидять на небi!..
     ...У нас
     Святую Библию читает
     Святой чернец и поучает,
     Что царь свиней когда-то пас,
     С женой приятеля спознался,
     Убил его. А как скончался,
     Так в рай попал! Вот как у нас
     Пускают в рай!
     Видимо, этот полемический мотив возник у Шевченко как эмоциональный  и моральный  протест против использовани идеи христианства для политического гегемонизма, навязывания образа христианского мира как будто бы высшего, более праведного и чистого по сравнению с другими, в частности мусульманским, языческим, "примитивным". Ведь така "христоцентрическая", "евроцентрическая" установка была стержневой составляющей всех имперских версий о "диких", не просветленных христианской верой народах (в том числе и кавказских), подлежащих насильственной эмансипации и цивилизированию...
     Только христианским высокомерием и колонизаторским невежеством или колонизаторским злоумышлением можно объяснить имперские догматы о "дикости" народов Кавказа, в частности Северного Кавказа. На самом деле они были наследниками древних культур
    .


    Фредерик Дюбуа де Монпере (Франция, 1823 г):
    "Черкесов обычно представляют себе как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона: это мнение ошибочно... Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии или героической аристократии в античной Греции."

    Эдмунд Спенсер (Великобритания, 1837):
    "С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."

    Джеймс Белл (Великобритания, 1841 г.) :
    «На основании того, что я видел, я должен рассматривать Черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал.
    Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать., если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира……

    Общественное мнение и установленные обычаи – вот, что кажется высшим законом в этой стране; в общем, я могу поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел… Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью – всем тем, что отмечает этот народ в его повседневных взаимных сношениях».

    Абрамов Я. Кавказские горцы.:
    «Если сравнить то, что сделано на Кавказе туземцами и нами, русскими, то менее культурною и менее трудолюбивою нациею придется признать именно русских. Я уже говорил о запустении под русским владычеством огромных пространств на Западном Кавказе, которые были покрыты прежде горскими нивами, лугами и виноградниками. Тоже явление приходится наблюдать и в Терской области..».
    ну и т.д.

    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Шота Руставели.

    Оффлайн Lion

    • Moderator
    • Ветеран форума
    • ***
    • Сообщений: 2176
    • Карма 459
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +52
    Re: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ
    « Ответ #3 : Февраль 11, 2012, 11:59:10 am »
  • Publish
  • 0
    oligator-gena, уыадыгэ уэ?
    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Шота Руставели.

    Оффлайн oligator-gena

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 299
    • Карма 59
    • Уважение: +4
    Re: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ
    « Ответ #4 : Февраль 11, 2012, 09:28:32 pm »
  • Publish
  • 0
    ары сыадыг

    Оффлайн oligator-gena

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 299
    • Карма 59
    • Уважение: +4
    Re: Парламент Черкесии - Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ
    « Ответ #5 : Февраль 11, 2012, 09:50:10 pm »
  • Publish
  • 0
    Сегодня, кстати, прошёл съезд Адыгэ Хасэ, на котором обсуждался один вопрос: возвращение адыгов, проживающих в Сирии на историческую родину

     


    Facebook Comments