Автор Тема: “Дружба” абхазов и россиян, или по следам трагедии, начатой 200 лет назад  (Прочитано 66558 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн politologia

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 838
  • Карма 175
  • Пол: Мужской
  • Уважение: 0

Недели две назад представители российской и абхазской правящей элиты широко отметили 200-летие дружбы и сосуществования двух народов. Московские и сухумские политики не пожалели сил и энергии на похвальные слова в адрес друг друга. Лейтмотивом множества хвалебных речей были добро, великодушие, царившие в отношениях русских и абхазов, и безоблачное небо над ними.

Понятно, что в дни юбилея было бы неприятно и неоправданно акцентировать внимание на отрицательных событиях: ведь не стал бы говорить Сергей Багапш в Москве, во время встречи с Дмитрием Медведевым о том несчастье, которое принесли абхазам и родственным им кавказским народам предшественники российского президента – императоры – три Александра и два Николая. Не мог Багапш публично сказать и о том, что на протяжении двух столетий российские чиновники постоянно притесняли и унижали население черноморского Сухумского округа, массивно изгоняли из родных мест тех граждан, которых Россия приняла под свое покровительство.

Вообще, превращение в юбилейную, праздничную дату событий, связанных с приходом России на Кавказ и впоследствии ее пребыванием в этом регионе, связано с множеством неудобств и противоречий. Думаю, должно быть понятно, что Россия для Грузии и Азербайджана является символом захватчика и экспансиониста-оккупанта, а для армян – главным образом доброжелателя и покровителя (имею в виду фактор отношения к Турции). Но парадоксально то, что абхазы отмечают двухвековой юбилей отношений с россиянами с таким подчеркнутым ажиотажем, под знаком дружбы и братства.

Но так ли это действительно было в абхазо-российских отношениях? Неужели можно стереть с исторической памяти народа эти трагические события?
Давайте, окинем взглядом события, развернувшиеся в северо-западной части Грузии – в Абхазии 200 лет назад и в последующий период. Ознакомившись с ними, мы увидим множество таких фактов, вспомнить которые сегодня, возможно, будет неприятно ни абхазским сепаратистам, ни их российским покровителям. Так каким же было это 200-летнее “братство и дружба” двух народов…


Российская эскадра не оставила в Сухуми камня на камне

К началу XIX века геополитику в западной части Кавказа определяло противостояние между Россией и Османской империей. Сравнительно сильная и модернизированная российская империя постепенно начала свою экспансию на Кавказе – в 1801 году упразднила в ее восточной части царство Картли-Кахети (что произошло с грубым нарушением принципов известного Георгиевского трактата), затем расширила сферу своих военно-политических интересов и на западе: хорошо воспользовалась внутренней политической напряженностью в Мегрельском княжестве, что завершилось в 1804 году его присоединением, позднее – в 1810 году подчинила себе Имеретинское царство, затем наступил черед Абхазского княжества.

Правда, правитель Абхазии Келешбей (сын Левана Чачба-Шервашидзе) высказывал желание стать поданным России, но оттягивал дело, чтобы получить большую компенсацию. В то же время, он явно выступил против Османской империи и изгнал ее войска из Абхазии. 2 мая 1808 года османская агентура убила Келешбея. Сухуми вновь перешел в руки османов. В 1809 году наследник княжеского трона Абхазии Георгий (Сафар-бей) подписал т.н. “Пункты прошения”. В нем он выразил желание стать поданным российского императора и служить ему. 17 февраля 1810 года Александр 1 утвердил “Пункты прошения” и Георгий Шервашидзе был назначен правителем, имеющим статус наследника, который отныне находился “под защитой Российской империи и высочайшим покровительством”.

Для петербургских политиков господство в Сухуми турков, конечно, было недопустимо. Поэтому 9 июля 1810 года военная черноморская эскадра начала жестоко бомбить Сухуми, за чем последовала высадка десанта. Турецкий гарнизон не выдержал, бросил свои знамена, пушки и со своими сторонниками-туркофилами сбежал в горы. Через несколько дней вместе с российскими сухопутными войсками в город вошел Георгий Шервашидзе (Сафар-бей). Трехдневная интенсивная бомбежка превратила город в руины, не пострадали только одна улица и маленький базарчик. К местному населению, которое не ушло за турками, у российского гарнизона, по обыкновению, было колониальное отношение. Русские смотрели на местных со страхом и недоверием: абхазцев считали ленивыми, коварными и хитрыми людьми, которые жили за счет похищения и торговли людьми. Похищенных собратьев абхазы продавали в Анапе, находившемся пока еще в руках турков. Быт абхазов того времени и жизнь города Сухуми в условиях блокады российским гарнизоном довольно хорошо описаны историком кавказских войн Василием Пото. Пото пишет, что “днем в крепость не впускали ни одного вооруженного абхаза, ночью же русские по ту сторону стены привязывали овчарок, чтобы не подпускать близко противных абхазов”.

Безусловно, такая обстановка в Абхазии создавала империи сложности. В далеком Санкт-Петербурге начали подумывать о том, не вернуть ли захваченную провинцию османам. Хотя командующий Кавказским корпусом генерал Алексей Ермолов, оказывается, убедил правительство империи, что с политической точки зрения Абхазия нужна была Российской империи. Кроме того, Ермолов напоминал императору и о гуманистических мотивах: если эти территории вернуть туркам, абхазы расширят торговлю пленными. Так или иначе, император передумал возвращать Абхазию Османской Турции.



Восстание абхазов против русского правления

В 1821 году, после смерти Георгия Шервашидзе, среди абхазской элиты началось противостояние: многочисленные родственники покойного не могли поделить бразды правления. Петербург в это время медлит высказать свое мнение… Абхазы недовольны… Начинаются нападения на русских солдат… Ситуацию обостряет протурецкая ориентация брата Георгия – Хасан-бея… По мнению начальника гарнизона и коменданта города Могилянского, главным виновником является именно Хасан-бей, и его, с согласия главного управляюшего Ермолова, арестовывают. Но арест Хасан-бея еще больше обострил ситуацию: абхазы восстали против русских. Антирусские вооруженные выступления возглавил князь Арслан Чачба-Шервашидзе, который за десять лет до этих событий убил своего отца Келиш-бея из-за его прорусской ориентации. 13 ноября 1821 года русские победили в кровопролитном сражении у устья реки Кодори. А побежденный Арслам сбежал.

Сначала правителем Абхазии становится воспитанный в Петербурге Дмитрий (брат умершего Георгия), но его отравят, и правителем Абхазии русские назначат брата Дмитрия Михаила.

В начальный период «братства и дружбы» абхазов и русских, в 1824 году, абхазы вновь восстали против русских. В селе Лыхны они окружили правителя Абхазии русофила Михаила и две роты русских солдат. Командующий русскими войсками, дислоцированными в Имеретии, генерал-майор Петр Горчаков был вынужден проложить себе путь к Сухуми в сражениях и с помощью артиллерии военных кораблей. Русские устроили абхазам в Лыхны такую бойню, что из восставших в живых остался лишь один человек, и тот перешел на сторону Михаила. Правда, Арслан сбежал в Черкесию, но народное вооруженное неповиновение в Абхазии продолжалось до 1927 года.


Трагедия кавказцев – итоги геноцида, устроенного русскими

21 мая 1864 года близ нынешней Красной поляны, в ауле абхазского рода Кбаадэ главнокомандующий Кавказской армией великий правитель Михаил Николаевич в честь окончания полувековой войны на Кавказе торжественно совершил молитву во славу России. Но если для одних это событие было праздником, то для других оно было трагедией… Во время этих войн были уничтожены сотни тысяч свободолюбивых черкесов и других родственных им племен, десятки тысяч были изгнаны далеко за пределы своей родины – в османскую Турцию. Так начался процесс мухаджирства (изгнание – переселение кавказцев). В портах Абхазии, откуда корабли уходили в Турцию, стенания кавказцев достигали небес, ведь они навсегда прощались с родиной. Говорят, черкесы по сегодняшний день не едят рыбы с Черного моря. Они считают, что трупы людей, умерших от голода и горя, не выдержавших многодневного плавания, выбрасывали в море, где они становились кормом для рыб.

Гнева империи не избежали и омусульманенные абхазы. Правда, они не так уж усердно боролись против России как черкесы, чеченцы и дагестанцы, но и они были изгнаны в Турцию по приказу императора.

Приведем еще один факт наказания абхазов, относящийся к тому периоду.

В 1864 году российский император отменил право на владение Абхазией рода Шервашидзе, и название «Абхазия» было официально изъято из употребления. Абхазия, с точки зрения политико-административного подчинения, превратилась в Сухумское отделение Кутаисской губернии. Правитель Абхазии Михаил Чачба-Шервашидзе, который был крайне недоволен такой «реформой», был вынужден уйти в отставку. Конечно, его недовольство не было незамечено российскими чиновниками, и в ноябре 1864 года Михаил был арестован, его сначала сослали в Ставрополь, а затем в Воронеж, где он и скончался в 1866 году.

Интересно, помнил ли Сергей Багапш последствия большого Лыхненского восстания 1866 года тогда, когда в Москве говорил с Дмитрием Медведевым о 200-летней дружбе? Разве не знал абхазский президент о том, как российские чиновники оскорбили гордость, обычаи и нрав, традиции абхазов, когда он читал лекцию о крепкой дружбе русских и абхазов студентам Московского университета международных отношений? О том, как выслали все абхазское население Цебельды в Турцию.

Официально декларированные «дружеские и братские отношения» между абхазами и русскими «омрачает» черное пятно – восстание, произошедшее в Абхазии в мае 1877 года, во время Русско-турецкой войны.

Абхазы, недовольные русским правлением, воспользовались ситуацией, создавшейся на Кавказе и в Причерноморье, и поддержали высадку в Сухуми десанта с турецкой эскадры. К июню вся территория от Адлера до Очамчире была занята турками. Они покинули Абхазию только 19 августа 1877 года, когда русские усиленные военные части перешли в атаку.

Восстание не прошло бесследно: озлобленное руководство империи, разгневанное «такой неблагодарностью в ответ на оказанную помощь», вновь сослало в Турцию около 50 тысяч, а по некоторым данным – 200 тысяч абхазов… Тем, кто избежал выселения, было запрещено поселяться в прибрежной зоне.

В результате неоднократного мухаджирства и других карательных мер значительная часть территории Абхазии одичала и обезлюдела. К 1881 году в пределах Российской империи насчитывалось около 20-и тысяч абхазов. Безусловно, правительство России приняло решение поселить на опустевших, освободившихся от абхазов территориях русских, греков, армян из разных уголков империи… Безусловно, в Абхазии поселили и грузин, ведь Сухумское отделение входило в Кутаисскую губернию.

Интересно, как интерпретирована и «обелена» политика России того времени в отношении абхазов на официальных сайтах сепаратистских властей Абхазии, например, на веб-странице министерства иностранных дел.

“События, происходящие на Западном Кавказе, были определены борьбой двух империй – Российской и Османской, которая была кровопролитной и беспощадной, в первую очередь, для проживающих здесь народов. Вместе с тем, ошибочно мнение некоторых радикально настроенных национал-патриотов о том, что якобы Россия боролась с народами Западного Кавказа… Перед обеими империями стояли исторические задачи, поэтому борьба между ними за территориальное господство была неизбежна. Кроме того, народы Западного Кавказа в данный период оказались без реального общего предводителя, между представителями дворянства существовало острое противостояние… Они оказались между молотом и наковальней – интересами Российской империи с одной стороны, и Османской – с другой. Так что, можно сказать, что именно в результате несогласованных действий и неправильно выбранного вектора и произошел массовый исход абхазо-адыгских субэтносов из родных мест… Народы Западного Кавказа стали заложниками этого времени, они стали жертвой большого перераспределения между империями”,- сказано на страницах веб-сайта министерства иностранных дел Абхазии, которую следует считать официальной позицией.

Давайте присмотримся, на что перенесен акцент: у нас не было национального лидера, боролись друг с другом, неверно избрали иностранный вектор, и в том, что с нами произошло – вина международной политики, и Россия не вмешивалась особо в судьбу нашего народа!

Самокритика и осмысление собственных ошибок – хорошее качество любого народа, в том числе, и абхазского. Но когда, в то же время, сознательно “забываешь” о том, кто главный виновник национальной трагедии, и занимаешься самобичеванием, такие действия служат только оправданию антиабхазской имперской политики России.


Абхазы – “виновное население”

Из-за вышеупомянутых восстаний и антирусского движения, развившихся в течение первых 100 лет двухсотлетней “дружбы” русских и абхазов, за последними твердо укоренился статус “виновного” населения, что особенно проявилось во времена правления Александра III. Абхазов притесняли, не давали возможности развиваться, и это практически коснулось всех сфер: политики, экономики (бизнеса), образования и др. Им было запрещено проживать в городах. Такие ограничения продолжались до начала Первой русской революции. Правящая элита Российской империи не стеснялась принимать волюнтаристские решения в отношении внутренних территориальных (административных) границ, которые выразились в перераспределении исторических земель Абхазии. Так, например, усилиями принца Александра Ольденбургского, приближенного к династии Романовых, в 1904 году от Абхазии (Сухумский округ) была оторвана и присоединена к Сочинскому округу Черноморской губернии территория от реки Псоу до Бзыбь (нынешний Гагрский район). Тут же предварительно скажем, что это несправедливое решение было исправлено 7 декабря 1917 года с учетом предложения грузинских политиков и согласно постановлению Закавказского комиссариата, и абхазам были возвращены их исторические земли.

В 1905-1907 годы, когда монархическому руководству Российской империи стала угрожать опасность, абхазы проявили определенную лояльность к жесткой политике правительства. Соответственно, и Николай II “оценил их заслугу”: утвердил положение, представленное председателем совета министра П. Столыпиным ” Об уравнивании права на землевладение жителей Сухумского округа”, что означало снятие с абхазов статуса “виновного населения”. Не требует больших разъяснений то, что подобная “реабилитация” выглядит довольно подозрительно – прогрессивное общество царской России боролось за проведение демократических реформ, большими усилиями удалось приобрести демократические права, а большая часть абхазов своим бездействием фактически поддерживали кровавые репрессии имперского правительства!

Хотя, определенное отрицательное отношение русских к абхазам продолжалось и после вышеупомянутой подозрительной “реабилитации”. Синдром недоверия особо проявился в период после Февральской революции, когда в Кавказском и Черноморском регионах, из-за гражданской войны, сложилась сложная политическая ситуация.


Белые и красные русские против абхазов

Как известно, главнокомандующий вооруженными силами т.н. Южной России (т.е. Добровольческой армии) генерал-лейтенант Антон Деникин был сторонником восстановления в России монархии и служил идее “единой, неделимой России”. Поэтому для него была неприемлема как коммунистско-большевистская, так и меньшевистско-социал-демократическая позиция по отношению к тем событиям, которые выразились в процессе самоопределения народов в 1917-19 годы Кавказе.
Соответственно, с учетом этой точки зрения, становится понятным отрицательное отношение Антона Деникина к Абхазской Советской Республике, объявленной коммунистами в апреле 1918 года в Сухуми, которая, кстати, оказалась недолговечной. Легко представить ту сложную ситуацию, в которой оказались бы абхазское дворянство и влиятельная элита в период правления большевиков. Исходя из этого, можно сказать: абхазская национальная элита была неприемлема для коммунистов, и поэтому ясно, что они всеми силами старались ограничить и “обезоружить” их.

Недоверие российских большевиков к абхазам хорошо отражено в художественной литературе, например, в произведении Лео Киачели “Хаки Адзба”, которое основывается на реально случившихся в 1918 году фактах.
Интересно, что сепаратистские круги нынешней Абхазии с симпатией упоминают советский период, особенно, 20-е годы XX столетия, когда Абхазия якобы имела статус независимой республики. Не станем утверждать, как абсурдно это мнение, скажем только, что советская система оценена как диктаторская, репрессивная, недемократическая система, и симпатия абхазов к периоду коммунистического правления явно нелогична и представляет собой нонсенс.
Вернемся к конкретным фактам, отражающим “дружеские ” абхазо-русские отношения, и проанализируем их.


Территориальный спор между Россией и Абхазией

В 200-летней истории “братства” абхазского и русского народов значительное место занимает территориальный спор, который получил свое развитие после проведения в Абхазии российско-коммунистической операции и установления советской власти (в 1921 году). Дело касается известной для специалистов, и малоизвестной для нашего читателя проблемы – вопроса о принадлежности Пиленково (нынешний Гантиади). Именно поэтому, я думаю, было бы интересно сравнительно широко осветить ее и узнать, что вызвало противостояние между русскими и абхазскими большевиками, за которыми последовали разборки в Кремле.

Таким образом, в феврале – марте 1921 года русская 9-я Красная армия пересекла реку Псоу и с боями проложила себе дорогу вглубь Грузии (Абхазии). В оккупированном Сухуми совсем недавно была установлена советская власть. Ситуация была нестабильной. Этим воспользовались Юго-Восточного краевого исполкома РСФСР и руководители города Сочи и решили присоединить к Сочинскому округу села Пиленковской общины. Как было сказано, так и было сделано: местная грузино-абхазская администрация была заменена русской. Изначально сухумские товарищи не придали этому факту большого значения, но в конце апреля 1922 года президиум ЦИК Абхазии обратился с просьбой во ВЦИК России, чтобы территория этого района до реки Псоу была возвращена Абхазии.
Обсуждение вопроса затянулось. И лишь в 1924 году уже ЦИК Советского Союза создал специальную комиссию, в которую вошли заинтересованные стороны – представители РСФСР и Абхазии. Тут же следует разъяснить, что в те годы сухумские власти находились в определенной дистанции от Тбилиси и ряд вопросов решали автономно, с соседней Россией. (Имеем в виду существование Абхазии как якобы “независимой” Советской Социалистической Республики в составе Советского Союза).
Комиссия, по причине разногласий во мнениях членов комиссии, не сумела решить проблему. Поэтому вопрос, для вынесения окончательного вердикта, был поставлен на заседании президиума ЦИК СССР. 31 октября 1924 года президиум вынес решение о возвращении Пиленковского района Абхазской ССР, но…

Давайте, ознакомимся с одним интересным документом, датированным 10 января 1925 года, архивный номер которого №80212 (предлагаем с малыми сокращениями):
“Секретно.


Тбилиси – Председателю Совету Народных Комиссаров тов. Кахиани

Председателю Закавказского ЦИК тов. Цхакая
Председателю Совета Народных Комиссаров тов. Орахелашвили
Москва – Председателю ЦИК СССР тов. Калинину
Председателю Совета Народных Комиссаров тов. Рыкову
Секретарю ЦИК СССР тов. Енукидзе
Копии – в Москве представителям Закавказскоой СФСР тов. Тер-Габриеляну, тов. Орджоникидзе и тов. Мясникову

Вопрос о присоединении Пиленковской общины Черноморского округа к Абхазии прошел все стадии обсуждения в заинтересованных союзных органах и был решен положительно историческим законодательным актом ЦИК СССР, 31 октября 1924 года.


При решении вопроса о присоединении Пиленковского района к Абхазии была принята во внимание экономическая сторона, т.е. был проявлен разумный подход к делу максимального достижения экономического благополучия – климатическая особенность и национально-бытовые моменты этого района, а также необходимые политические соображения (национальный фактор).

Несмотря на постановление ЦИК СССР о присоединении Пиленковского района к Абхазии, а также категорические указания того же ЦИК от 25 ноября 1924 года -претворить в жизнь это постановление, отдельные представители Сочинского и Черноморского округов не только не подчинились постановлению, но и стали осуществлять неслыханные в советской практике безответственные действия. Когда вопрос о судьбе Пиленково еще находился в стадии обсуждения, товарищи Калинин, Рыков и Енукидзе были своевременно поставлены в известность о том, что ответственные работники Сочи, которые, несомненно, действовали согласно директивам вышестоящих товарищей своего округа, решили устроить среди населения тенденциозный плебисцит, оказали воздействие на несознательную часть населения, обратились к злым инсинуациям, силовым действиям, арестам, дискредитации Абхазской республики и издали фальсифицированное постановление против присоединения Пиленково к Абхазии.
(…)
Совет Народных Комиссаров Абхазии не скрывает своего глубокого возмущения и в связи с этим заявляет следующее:

Первое, среди населения Пиленковского района достаточно большое количество представителей потомков российских колонизаторов, которые в своем сознании и действиях пока еще руководствуются идеей дореволюционного “великодержавного” централизма и девизом Деникина о “единой и неделимой России”. Очевидно, что было бы политически неприемлемо опираться на желание, выражаемое такого типа “населением”.

Второе, сочинские товарищи своим поведением утвердают в т.н. “населении” веру в то, что имеет место конфликт интересов между национальными силами России и Абхазии по вопросу о принадлежности Пиленково и тем самым разжигают национальные инстинкты. Соответственно, вполне естественно, что они обретают симпатии этого “населения”, что направлено против абхазов.

Третье, власти Сочи, манипулирующие фальсифицированными постановлениями и “всеобщим плебисцитом” избирают т.н. “представителей населения”, тем самым внутри Советского Союза инициируют явление, похожее на всем хорошо известный “вопрос Бессарабии” и выполняют по отношению к Абхазии роль боярской дипломатии.

Четвертое, все, что происходит в Сочинском районе вокруг Пиленково нельзя назвать иначе, как неприкрытым невежеством ответственных работников, поставивших целью реставрацию политической тупости бывшего принца Ольденбургского, который силой отделил Пиленково от Абхазии. Эта ошибка была исправлена позднее, и граница Абхазии с РСФСР и во времена меньшевиков проходила по реке Псоу.

Пятое, решение высшего союзного органа – ЦИК СССР не подлежит апелляции. Никто не имеет права самовольно остановить его действие ни на одну минуту. Поэтому игнорирование постановления ЦИК РСФСР Юго-Восточным краевым исполнительным комитетом мы считаем ревизией законодательного акта. Соответственно – ослаблением советской дисциплины.

Совет Народных Комиссаров Абхазской ССР сообщает о ситуации и считает, что последующее затягивание проблемы наносит государственный вред Абхазии. Соответственно, настоятельно просим издать распоряжение в адрес руководителей Юго-Восточного краевого исполкома РСФСР и Сочинского округа об обязательном исполнении постановления Союзного ЦИК от 31 октября 1924 года.
Приложение – на 13 листах.
Председатель Совета Народных Комиссаров Абхазской ССР Нестор Лакоба”.

Письмо подобного пафоса было отправлено заместителю председателя Главного Политуправления СССР (бывший чека) Генриху Ягоде, в котором было сказано: “В период советизации Черноморского побережья выделение из Абхазии Пиленковского района произошло механически, без согласия высших органов. Это произошло по инициативе особого отдела Сочинского округа, который перенес пограничный пост на 7 километров от Гагры. А рабочие Пиленково противились этому, так как они продавали излишки своей сельхозпродукции только в Гаграх. Гагра для них была медицинским, юридическим, хозяйственным и образовательным центром…”. В письме была высказана просьба к Ягоде, чтобы он исправил ошибку, допущенную сочинским чека, восстановил справедливость и этим помочь Абхазии.
Проходили годы, но вопрос Пиленково не решался. Эту затянувшуюся проблему рассмотрели в секретариате ЦК компартии Грузии. После категорических требований Грузии в начале 1929 года Пиленковский район был окончательно присоединен к Абхазии (т.е. к Грузии). 12 июня 1943 года согласно постановлению ЦК Компарии Грузии Пиленково был переименован в Гантиади.

После ознакомления с цитированным документом можно сказать, что: а) монархическое, “державно-шовинистическое” отношение русских к абхазам, проявившееся в период монархической империи, фактически не изменилось и во времена большевистско-советской империи; б) Россия – “брат и друг” Абхазской т.н. независимой Советской Социалистической Республики – ни в чем с ней не считалась ;, г) многозначителен тот факт, что проблема Пиленково разрешилась лишь после вмешательства руководства Грузии.


Дружба с Россией в период формирования “советского человека”

Взаимоотношения между абхазами и русскими во времена СССР определял принцип социалистического интернационализма и, соответственно, эти отношения развивались под девизом: “дружеский и сильный союз советских народов”. Поэтому, было бы преувеличением утверждать, что абхазы в Кремле пользовались очень большим уважением. Наоборот, в сознании советских лидеров – кремлевских заседателей – время от времени созревали планы раздела абхазской территории и присоединения – передачи ее Краснодарскому краю. Претворение этих планов в жизнь более или менее удавалось тормозить коммунистическому руководству Грузии. Более того, грузинское правительство создало абхазам намного больше условий для сохранения ими самобытности, чем имели остальные народы в составе РСФСР.

Особая забота грузинских коммунистов об абхазах была настолько явной и избыточной, что подобные действия часто в грузинском обществе вызывали отрицательные эмоции. Например: согласно Конституции Грузинской ССР Аджарская АССР и Абхазская АССР пользовались равными правами, но реально Абхазия все же пользовалась “неписаным” приоритетом. Судите сами: телевещание в Абхазии началось в 1978 году, в Аджарии – только лишь в 1987-ом. Университет в Сухуми был основан в 1978 году, в Аджарии – только лишь в 1990-ом… Можно было привести еще другие факты, но и этого достаточно для выяснения того, как и почему малочисленный абхазский народ избежал полной ассимиляции в период формирования “советского человека” не имеющего национальности. Еще раз повторим сказанное выше: как бы ни критиковали грузин абхазские национал-сепаратисты, “в большом дружеском” Советском Союзе (или как его упоминали на Западе – в России) абхазцы сохранили свою самобытность именно благодаря поддержке грузин.


Перспектива “дружбы” Абхазии и России

На фоне широко разрекламированной исторической “200-летней дружбы” абхазов и русских во влиятельных российских изданиях уже раздаются вопросы: да, мы помогаем абхазам, но что будет потом? Стоит ли вкладывать большой капитал в сложный регион, который “признали независимым лишь в отместку Грузии”? А что если под конец останемся ни с чем?

Правда, в течение определенного времени, наперекор Грузии и Западу, Россия может засыпать Абхазию большими деньгами и продемонстрировать международному сообществу факт примерной заботы. Возможно, подобная ситуация продлится несколько лет, но как говорится, ” у медали есть две стороны”: подобная “забота” России об Абхазии возвратится ей бумерангом. Согласно мнению, высказанному в той же российской прессе, “нашей дружеской помощью мы усиливаем абхазский национализм. Развитая Абхазия станет антироссийской. Сухуми клянется нам в дружбе и братстве до тех пор, пока там нет ничего, кроме мандаринов и долгов. Как только у абхазов появятся свои большие деньги, их национализм будет направлен не против Грузии, а против России. Потом мы будем вынуждены обвинить самих себя в нашей близорукой политике… 200-летней дружбе, возможно, наступит конец в третьем столетии…”.

Объективности ради следует сказать и то, что сами абхазы с опаской поглядывают на все более растущее влечение сухумских властей к Кремлю. Раздаются голоса: что заплывшее в русский океан маленькое абхазское судно – “ашхуа” и его пассажиров ожидает большая опасность: Москва, взамен на протекторат, требует от Сухуми таких уступок, которые готовят абхазам горькое будущее…

Так что, вышеупомянутые исторические факты и события, а также нынешнее положение “братства – дружбы” Абхазии и России, позволяют сделать определенные выводы:

Первое, широко разрекламированная “200-летняя нерушимая дружба” между Абхазией и Россией – вымысел и не соответствует действительности. Реальные факты свидетельствуют о другом: Россия по отношению к Абхазии проводила больше колонизаторскую угнетательную политику, чем дружественную;
Второе, искаженную интерпретацию исторических событий и идею фиктивной дружбы обе стороны – абхазский и российский истэблишмент – используют для собственных узких военно-политических и экономических интересов;
Третье, сознательная забывчивость абхазских правящих кругов, предание забвению истории собственного народа и принесение ее “в жертву” политической конъюнктуре в конечном итоге нанесет большой вред абхазскому народу. Очевидно, что подобная амнезия сепаратистского руководства в перспективе для нее же будет губительной.

Оффлайн irakly

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 876
  • Карма 90
  • Пол: Мужской
  • SAKARTVELOS GAUMARGOS
  • Уважение: 0
не завидуйте и не мешайте братьям дружить :lol:два свободолюбивых народа нашли друг друга и обогатили духовно :loool:

Иарна

  • Гость
не завидуйте и не мешайте братьям дружить lolдва свободолюбивых народа нашли друг друга и обогатили духовно

Да уж лучше дружить с волком чем с шакалом  :baseb:

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20113
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Да уж лучше дружить с волком чем с шакалом
Интересно, русские волки, грузины шакалы, тогда абхазы бараны получаются. :ggg:

Иарна

  • Гость
Интересно, русские волки, грузины шакалы, тогда абхазы бараны получаются.

У вас что хочешь получится, если следовать такой логике то у волка с шакалом баран рождается??? блин биохимики планеты обзавидуются,  :pplause:

Оффлайн Масик Цвижба

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 504
  • Карма 183
  • Пол: Мужской
  • Чотки Абхазец
  • Уважение: 0
У вас что хочешь получится, если следовать такой логике то у волка с шакалом баран рождается??? блин биохимики планеты обзавидуются,
НАДО У СПЕЦОВ В СУХУМСКОМ ОБЕЗЯНЕМ ПИТОМНИКЕ СПРОСИТЬ,
МОЖЕТ И ПОЛУЧИТСЯ :loool:
Интересно, русские волки, грузины шакалы, тогда абхазы бараны получаются.
СИМО, ЭТО Я ВИДЕЛ НА ОДНОМ ФОРУМЕ У ОДНОГО АПСУА НА ПОДПИСИ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В МОСКВЕ, ОНИ СЕБЯ ВОЛКАМИ МНЯТ И ПРАВДА, НУ ПРОСТО ХОХМА :loool:

Дирка нащел хайдапащел!
Как гласит Абхаски мудраст: атрубайа чьята галава ти нидумай а ево судба!
Как гласит Абхаски мудраст: мат и отец убиват нельзя толка в крайнем случае!
https://www.facebook.com/masikc

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12098
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +104
Да уж лучше дружить с волком чем с шакалом

Иарна поверь, грузины не шакалы. Это все исковеркованная русскими инфа.
Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


я серьёзно, не шучу!

Оффлайн GZ06

  • Administrator
  • Маршал форума
  • *******
  • Сообщений: 12098
  • Карма 1984
  • Пол: Мужской
  • Очень злой Админ
  • Уважение: +104
У вас что хочешь получится, если следовать такой логике то у волка с шакалом баран рождается??? блин биохимики планеты обзавидуются,
НАДО У СПЕЦОВ В СУХУМСКОМ ОБЕЗЯНЕМ ПИТОМНИКЕ СПРОСИТЬ,
МОЖЕТ И ПОЛУЧИТСЯ :loool:
Интересно, русские волки, грузины шакалы, тогда абхазы бараны получаются.
СИМО, ЭТО Я ВИДЕЛ НА ОДНОМ ФОРУМЕ У ОДНОГО АПСУА НА ПОДПИСИ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В МОСКВЕ, ОНИ СЕБЯ ВОЛКАМИ МНЯТ И ПРАВДА, НУ ПРОСТО ХОХМА :loool:



ага... http://www.forumcaucasus.com/index.php?topic=712.msg8201#msg8201
Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


я серьёзно, не шучу!

Оффлайн irakly

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 876
  • Карма 90
  • Пол: Мужской
  • SAKARTVELOS GAUMARGOS
  • Уважение: 0
Цитата: irakly от Августа 11, 2010, 07:40:50 am
не завидуйте и не мешайте братьям дружить lolдва свободолюбивых народа нашли друг друга и обогатили духовно

Да уж лучше дружить с волком чем с шакалом
солнышко, точнее дельфина, вас не дружат, а делают с вами что то другое, дружба может быть как и в жизни у равных друг другу...а во вторых уж кто кто а русские точно не волки, ими не были и не будут, мы грузины вас к дружбе не принуждали, мы вас за супружскую измену порицаем, живете в грехе, ей Богу, красивый грузинский Гиви, поменяли на неопрятный и невоспитанный Ваня, так что исходя из твоего животного мира, мИ грузины - орлы :aaa: а вы курицы, возамнившие себя павлинами, так что давай ка не развевай ненужную тему, особенно со словами из серии шакал (кстати милый зверек)

Иарна

  • Гость
мы вас за супружскую измену порицаем, живете в грехе, ей Богу, красивый грузинский Гиви, поменяли на неопрятный и невоспитанный Ваня, так что исходя из твоего животного мира, мИ грузины - орлы aaa а вы курицы, возамнившие себя павлинами
Ракушка - ни красивый Гиви с орлинным носом, ни не воспитанный Ваня, не заменит Бравого Абхазского мужчину, и даром такого добра не хочу, а что касается орлов-высоко парит, да больно падает, ну и пусть курицы, не всем же быть коршунами  :buba: я так думаю дааааа!!!!! :song:

Иарна

  • Гость
НАДО У СПЕЦОВ В СУХУМСКОМ ОБЕЗЯНЕМ ПИТОМНИКЕ СПРОСИТЬ,
МОЖЕТ И ПОЛУЧИТСЯ

А что у Вас уже и проконсультироваться не с кем  :soska:

Оффлайн irakly

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 876
  • Карма 90
  • Пол: Мужской
  • SAKARTVELOS GAUMARGOS
  • Уважение: 0
не заменит Бравого Абхазского мужчину, и даром такого добра не хочу,
сама ты веришь в то что говоришь? :lol:(половина ваших бравых мужчин, это ренегаты мегрелы, стоило шыло на мыло менять) ну а так патриотический прогиб защитан :aaa: :rose:

Иарна

  • Гость
сама ты веришь в то что говоришь?

Если бы не верила бы - промолчала бы  :soska:

Оффлайн Масик Цвижба

  • Старший
  • ****
  • Сообщений: 504
  • Карма 183
  • Пол: Мужской
  • Чотки Абхазец
  • Уважение: 0
А что у Вас уже и проконсультироваться не с кем
У КОГО У НАС, В КУТОЛЕ СИЖУ :loool:
Дирка нащел хайдапащел!
Как гласит Абхаски мудраст: атрубайа чьята галава ти нидумай а ево судба!
Как гласит Абхаски мудраст: мат и отец убиват нельзя толка в крайнем случае!
https://www.facebook.com/masikc

Иарна

  • Гость
У КОГО У НАС, В КУТОЛЕ СИЖУ

не знала, что в Кутоле сизо имеется  :loool:

 


Facebook Comments