Автор Тема: Черкесский язык Адыгабзэ  (Прочитано 12884 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samachablo

  • Новичок со стажем
  • **
  • Сообщений: 245
  • Карма 45
  • Уважение: 0
Черкесский язык Адыгабзэ
« : Сентябрь 14, 2010, 12:05:55 pm »
  • Publish
  • 0
    Адыге́йский язы́к (нижнечеркесский, западноадыгский, кяхский) — язык адыгейцев, входит в абхазо-адыгскую (западно-кавказскую) семью языков. В России распространён в Адыгеe и в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края России; кроме того, значительная часть говорящих проживает в странах Ближнего Востока. Число говорящих на адыгейском языке — около 130 тысяч человек (2002). Имеет 4 диалекта: абадзехский (на территории России в настоящее время практически вымер, но продолжает использоваться в адыгейской диаспоре), бжедугский, темиргоевский, шапсугский. Литературный адыгейский язык сложился и развивается на основе темиргоевского диалекта.

    От близкородственных кабардино-черкесских адыгейский язык отличается лабиализованными аффрикатами дзу, цу, спирантами жъу, шъу, шIу и смычными пIу, тIу; а также формами времен и наклонений, статичности и динамичности, формированием нумеративов, наличием двух специфических категорий принадлежности (отторжимой/отчуждаемой и неотторжимой/неотчуждаемой), использованием суффикса отрицания -эп, показателя эргативно-косвенного падежа -щ в указательных местоимениях (в адыгейском — Ащ еупчI и в кабардинском Абы еупщI — «Его спроси»). Сравните ЦIыфмэ ятхьамыкIагъо удэхьащхы хъущтэп (в адыгейском), ЦIыхухэм я гуауэм ущыдыхьэшх хъунукъым (в кабардинском языке) — «Над чужой бедой нельзя смеяться» (букв. «Над бедой людей тебе смеяться нельзя»).

    Вместе с тем, степень взаимопонимания с носителями кабардино-черкесского языка столь велика, что некоторыми исследователями они нередко рассматривается как диалекты общего адыгского (черкесского) языка (более того, у адыгейцев, черкесов и кабардинцев присутствует общее этническое самосознание).

    Сравните: Бзылъфыгъэм джанэр егыкIы (в адыгейском) и Бзылъхугъэм джанэр ежьыщI (в кабардинском языке) — «Женщина рубашку стирает»; Сэ осIонэу сыфай — Сэ бжесIэну сыхуейщ — «Я тебе сказать хочу».

    Фонетика адыгейского языка отличается обилием согласных (в диалектах до 66); Вокализм (как и в кабардинском и черкесском) трехчленный[1] а — ы — э в отличие от абхазского, абазинского и убыхского языков, где гласных в первичных корнях может быть лишь два: «а» и «ы». Из стяжения слогов образовались е (эй=йэ), и (ый=йы), о (уэ=эу). Имя в определённом склонении изменяется по четырём падежам — прямому, косвенному, творительному и превратительному, а в неопределённом — по двум, изредка трём. Глагол богат формами лиц, чисел, времён, наклонений, залогов. Имеется многоличное, т. н. полиперсонное спряжение, когда в спрягаемую форму глагола одновременно включаются два или несколько личных префиксов, показателей субъекта, прямого и косвенного объектов.

    Адыгейский язык — полисинтетический. Для адыгейского языка характерна многосоставность сказуемого, в состав которого могут входить личные префиксы, приставки места, направления и личного отношения, а иногда именные корни. Как и почти все северокавказские языки, адыгейский язык — эргативный: подлежащее при непереходном сказуемом и объект переходного глагола стоят в одном и том же падеже (в зависимости от традиции именуемом именительным, прямым или абсолютивным), агенс при переходном падеже стоит в эргативном, или косвенном, падеже. Относительное определение стоит перед определяемым, а качественное — после определяемого. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое.

    В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога. Из сочетания их образуется большинство адыгейских слов. После Октябрьской революции была создана письменность на основе арабского алфавита, который был заменен в 1927 латинским, а в 1938 — русским:
    Где бы ты небыл и что бы ты не говорил знай, ВАНО ВСЕ ВИДИТ!

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #1 : Сентябрь 15, 2010, 04:47:01 pm »
  • Publish
  • 0
    Опсэу, что начал эту тему! Я выложу сюда работы французских лингвистов по абадзехскому диалекту Черкесского (Адыгабзэ) языка.
    Что меня очень сильно интересует, Самочабло, так это путь формирования Адыгабза (какой диалект дал рождение другим).
    Если ты изучал все диалекты Черкесского языка, то было интересно почитать твое мнение по этому поводу.

    Оффлайн samachablo

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 245
    • Карма 45
    • Уважение: 0
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #2 : Сентябрь 15, 2010, 05:47:07 pm »
  • Publish
  • 0
    Цитировать (выделенное)
    Что меня очень сильно интересует, Самочабло, так это путь формирования Адыгабза (какой диалект дал рождение другим).
    Если ты изучал все диалекты Черкесского языка, то было интересно почитать твое мнение по этому поводу.

    Ну самый архаичный из всех диалектов адыгабзэ является хакучинский говор шапсугского диалекта. Там в чистом виде сохранились фонемы Г-К-К1.

    Например

    Литературный адыгабзэ - к1алэ (читается как ч1алэ)
    шапсугский диалект - к1ьалэ (читается как к1ялэ)
    хакучинский говор - к1алэ (читается как к1алэ)

    Произошла африкатизация г-к-к1 посредством палатализации.
    Где бы ты небыл и что бы ты не говорил знай, ВАНО ВСЕ ВИДИТ!

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #3 : Сентябрь 15, 2010, 10:21:02 pm »
  • Publish
  • 0
    Я так и знала, что шапсуги- самые древние Черкесы. А вот я читала, что другое черкесское племя, Кабардеи, пришли из Египта в 14 тысячелетии до Н.Э. Пытались ли ученые сопоставить египетский с черкесским? И еще один вопрос на засыпку: наши фамильные тамги не могут ли говорить о существовавшем алфавите или иероглифах?

    Оффлайн samachablo

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 245
    • Карма 45
    • Уважение: 0
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #4 : Сентябрь 15, 2010, 11:05:49 pm »
  • Publish
  • 0
    Цитировать (выделенное)
    А вот я читала, что другое черкесское племя, Кабардеи, пришли из Египта в 14 тысячелетии до Н.Э. Пытались ли ученые сопоставить египетский с черкесским?

    Первые письменые данные доступные нам появились около 8-7 тысяч лет назад (шумурские). Как мы можем говорить о 14-ом тысячилетии до нашей эры?

    Цитировать (выделенное)
    Пытались ли ученые сопоставить египетский с черкесским?

    Египетский язык семито-хамитский (ближе стоит к ивриту, арабскому) и не имеет общего с кавказскими языками.

    Цитировать (выделенное)
    И еще один вопрос на засыпку: наши фамильные тамги не могут ли говорить о существовавшем алфавите или иероглифах?

    Нет конечно. У тюркских племен тоже были тамги.
    Где бы ты небыл и что бы ты не говорил знай, ВАНО ВСЕ ВИДИТ!

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #5 : Сентябрь 30, 2010, 08:34:44 pm »
  • Publish
  • 0
    Адыгские народы. Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») имеет много версий происхождения.
    а) от древнеадыгской формы «а-дыгъэ» – «народ солнца».
    б) от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»).
    Первая версия является более признанной, т.к. солнечный культ был обычным у хатто-ашуйских народов.
    В мире адыгские племена больше известны под этнонимом "черкесы", которым в РФ называется лишь локальная группа адыгов, отколовшаяся в Средние века.

    На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Азовского и Чёрного морей (вплоть до Сочи), где жили убыхи.
    В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы.
    В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток.
    С XII в. начинает широко употребляться слово черкес.
    К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.

    Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
    В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
    В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и арийские племена, пришедшие из Причерноморья.
    Массовая эмиграция черкесов (в источниках численность эмигрантов оценивалась от 500 тыс. до 2 млн. чел. привела к образованию большого числа черкесских поселений в странах Османской империи: на Балканах, в Анатолии и Сирии. Черкесские эмигрантские общины пользовались большим влиянием при султанском режиме. Но в период с 1908 г. (младотурецкая революция) по 1922 г. (торжество кемалистов) черкесы утеряли свое привилегированное положение и превратились в обычных граждан Турецкой республики.
    После массового махаджирства 1859—1864 гг. на Зап. Кавказе, по данным екатеринодарского архива, оставалось от 47 до 53 тыс. черкесов, расселенных в Екатеринодарском и Майкопском отделах.
    По совокупности в мире насчитывается 3-5 млн. носителей адыгских языков: в РФ (650 тыс.), Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах, Швеции. До недавнего времени проживали Косово-и-Метохии (Югославия).

    > Адыги (киахи):

    Прямые потомки ашуйских народов, живших на Кубани и Западном Кавказе с древности, в ч. меотских племен зихов, ахеев и керкетов.

    Говорят на адыгском языке, который распадается на несколько диалектов субэтнических групп. Особо выделяются западные адыги: шапсуги и бжедуги (хамышеевцы и черченеевцы), которых даже выделяют в отдельный этнос. Генетически различаются причерноморские и прикубанские шапсуги. Причерноморские шапсуги впитали в себя остатки убыхов. В 16-18 веках они делились на «аристократические племена» (жанеевцы, бжедуги, хатукаевцы) и «демократические племена» (шапсуги, абадзехи, натухаевцы). Субэтносы абадзехов, шапсугов и натухаевцев составляют до 2/3 всего числа адыгов.

    В результате колониально-захватнической войны России на Кавказе, вошедшей в мировую историю под названием Русско-Кавказская война, подавляющее большинство уцелевших адыгов (не менее 2 млн. человек) и все убыхи (около 100 тыс.) были изгнаны в пределы Османской Империи. На Кавказе осталось лишь 5 %.

    Субэтносы адыгов.

    • Адыги (темиргоевцы)
    • Абадзехи – смешанные с абазинами племена, до Кавказской войны насчитывали 250 тыс. чел. Жили на северном склоне хребта Маркотх.
          елились на горных и равнинных. Выделялись дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Нешок.
    • Агучипс – обобщенное название пяти кланов-зэтхьярогу (одноклятвенники), которые распределялись между шапсугами и натухаевцами.
        - шапсуги (Кобле, Схапете, Соотх-Гоаго): «шэпси» – молочная река, «шэстопсы» – сторечье.
          Дворянские роды: Абат, Немере, Шеретлук, Кадрук, Джасте, Улагай, Екутеч, Тхагус.
          Говоры: прикубанский и приморский <от Джубги до Туапсе> (вкл. хакучинский). Хакучи жили в труднодоступных районах.
          Для шапсугского диалекта характерны: шипящие, 88 звуков <67 – лит. норма>.
          Ислам приняли в 18 веке.
          В настоящее время – 5 аулов в Адыгее и 14 – в Туапсинском и Лазаревском районах.
          В 30-е гг. 20 в. существовал шапсугский Туапсинский район.
        - натухаевцы (Натхо – сероглазые, Нетахо): До Кавказской войны было около 200 тысяч. Жили от Джубги до Анапы.
          В 19 веке в них влились племена гуайя (убыхское племя), хегаки, хатукаевцы, жанеевцы. Число натухаевских родов точно неизвестно (от 44 до 64).
          Дворянские: Сюпако, Мегу, Зан, Каз, Чах, Ерыку, Деды. Дольше всех сохраняли христианство.
          В наст. время живут в ауле Натухай и нескольких сёлах в Краснодарском крае и Адыгее.
    • Бжедуги (хамышеевцы и черченевцы)

    Интересным может быть факт наличия в 15 веке такой общности как черкес-франки, возникшей в результате смешанных браков генуэзских купцов с черкесскими женщинами. О развитии и судьбе черкес-франков почти ничего не известно.

    Численность: 124 тыс. чел. носителей данных адыгских диалектов проживают в Республике Адыгея, в Лазаревском, Туапсинском и Новокубанском районах Краснодарского края. Абадзехи (16 тыс. чел.) живут в посёлке Хакурино-Хабль. Шапсуги (от 3 до 10 тыс. чел.) проживают в районе Джубга – Сочи.

    Религия: С Х века н.э. на Западном Кавказе господствовало христианство, что в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.


    > Черкесы и кабардинцы:

    Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками), образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
    Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских и называли черкесами.
    Численность – 520 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
    В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
    Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов. Несмотря на то, что черкесами называют в Европе всех адыгов, это слово закрепилось лишь за одним народом.
    Значительная часть черкесов и кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
    Численность черкесов – 60,5 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
    Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка, отличия которого от адыгского не очень значительны, за исключением большего числа тюркских, осетинских и нахских заимствований. Нахского влияния в фонетике не замечено.

    ¤ Кабардино-черкесский язык
     
       • кабардинский д.
          - литературный г.
          - баксанский г.
          - терский г.
          - малкинский г.
        • моздокский д.       
        • бесленеевский диалект-язык
     • черкесский д.
          - литературный г.
          - хабезский г.
          - абазактский г.
          - псоче-дахе г.
          - эрсакон г.
          - первомайско-подкумский г.
        • кубанский д.
     

    http://randevu-zip.narod.ru/caucase/ashui.htm

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #6 : Сентябрь 30, 2010, 08:36:04 pm »
  • Publish
  • 0
    Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э.
    [Ашэуа – абхазское название абазин].
    Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и, возможно, колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка (после распада хатто-хурритского единства) охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились киммерийские народы (но скорее всего, в языковом плане они были сильно смешаны с индоевропейцами, в частности фракийцами, и многие современные ученые рассматривают их как часть фракийцев или даже арийцев, но по происхождению они были северо-кавказцы) – тавры (Крым), меоты (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. Часто упоминаемые вместе с меотами таны были сарматского происхождения.
    “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).
    Хатто-ашуйцы (переднеазиатский расовый тип) изначально жили на севере Малой Азии, и, безусловно, на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского, и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и отчасти переднеазиатские черты. Кубанский тип оформился позднее, впитав в себя кавкасионские элементы. Стоит заметить, что к приходу на Кубань праадыго-абхазов из Причерноморья, Кубань была заселена. В горных районах жили народы западной ветви нахско-дагестанской группы, а на побережье (антропологические предки западных адыгов и убыхов), вероятно, либо потомки немногочисленных хаттских поселенцев переднеазиатского типа, либо семитов, составлявших часть майкопской культуры.
    Распад праашуйского языка начался в начале I тыс. до н.э., когда определились две основные группы, разделенные Скалистыми горами: убыхско-касогская и абхазско-абазинская. Разделение касогов и убыхов произошло в 400 г. до н.э. Оформление языков в современном состоянии произошло к 18 в.
    Долгое время среди адыго-абхазских народов был распространен культ хаттской богини Ма.

    К адыго-абхазской языковой общности сегодня можно отнести 10 живых этнических единиц (адыги-темиргоевцы, шапсуги, бжедуги, абадзехи, натухаевцы, черкесы, кабардинцы, асадзуа, абазины, абхазы) и один вымерший этнос убыхов.

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #7 : Сентябрь 30, 2010, 08:36:56 pm »
  • Publish
  • 0
    Ашуйское письмо - Письмо древних абхазов, абазин и убыхов, которые некогда называли себя ашуйцами, а страну свою Ашуей. В III тыс. до н.э. эта страна простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. Письменные памятники ашуйского языка охыватывают с середины III тыс. до н.э. по IV - V вв.н.э. В конце III - начале II тысячелетия до н.э. ашуйское письмо было занесенео в древнюю Финикию продававшимися туда ашуйскими рабами и утвердилось в ней как протобиблское (псевдоиероглифическое) письмо. Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуй (дрвеней Абхазии) и Библа (Финикии). Ашуйское письмо в Библе явлиось в дальнейшем основой к созданию собственного фникийского письма.

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #8 : Сентябрь 30, 2010, 08:39:29 pm »
  • Publish
  • 0
    Я думаю поэтому, Самочабло, родовые знаки-тамги у Адыгов могут говорить о существовавшем неком алфавите (с ашуйского времени) у черкесских племен.   :blus:

    Оффлайн samachablo

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 245
    • Карма 45
    • Уважение: 0
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #9 : Сентябрь 30, 2010, 11:37:40 pm »
  • Publish
  • 0
    Цитировать (выделенное)
    Я думаю поэтому, Самочабло, родовые знаки-тамги у Адыгов могут говорить о существовавшем неком алфавите (с ашуйского времени) у черкесских племен

    У тюрков тоже были тамги, но ничего подобное алфавиту (если не считать рунические Орхон-Енисейские надписи) небыло.
    Где бы ты небыл и что бы ты не говорил знай, ВАНО ВСЕ ВИДИТ!

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #10 : Октябрь 01, 2010, 12:43:55 am »
  • Publish
  • 0
    а как ты смотришь на это: "Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э.
    [Ашэуа – абхазское название абазин].
    Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и, возможно, колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка (после распада хатто-хурритского единства) охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились киммерийские народы (но скорее всего, в языковом плане они были сильно смешаны с индоевропейцами, в частности фракийцами, и многие современные ученые рассматривают их как часть фракийцев или даже арийцев, но по происхождению они были северо-кавказцы) – тавры (Крым), меоты (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. Часто упоминаемые вместе с меотами таны были сарматского происхождения.
    “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).
    Хатто-ашуйцы (переднеазиатский расовый тип) изначально жили на севере Малой Азии, и, безусловно, на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского, и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и отчасти переднеазиатские черты. Кубанский тип оформился позднее, впитав в себя кавкасионские элементы. Стоит заметить, что к приходу на Кубань праадыго-абхазов из Причерноморья, Кубань была заселена. В горных районах жили народы западной ветви нахско-дагестанской группы, а на побережье (антропологические предки западных адыгов и убыхов), вероятно, либо потомки немногочисленных хаттских поселенцев переднеазиатского типа, либо семитов, составлявших часть майкопской культуры.
    Распад праашуйского языка начался в начале I тыс. до н.э., когда определились две основные группы, разделенные Скалистыми горами: убыхско-касогская и абхазско-абазинская. Разделение касогов и убыхов произошло в 400 г. до н.э. Оформление языков в современном состоянии произошло к 18 в.
    Долгое время среди адыго-абхазских народов был распространен культ хаттской богини Ма.

    К адыго-абхазской языковой общности сегодня можно отнести 10 живых этнических единиц (адыги-темиргоевцы, шапсуги, бжедуги, абадзехи, натухаевцы, черкесы, кабардинцы, асадзуа, абазины, абхазы) и один вымерший этнос убыхов".

    Пшашэ

    • Гость
    Re: Черкесский язык Адыгабзэ
    « Ответ #11 : Октябрь 02, 2010, 02:42:10 am »
  • Publish
  • 0
    Цитировать (выделенное)
    Я думаю поэтому, Самочабло, родовые знаки-тамги у Адыгов могут говорить о существовавшем неком алфавите (с ашуйского времени) у черкесских племен

    У тюрков тоже были тамги, но ничего подобное алфавиту (если не считать рунические Орхон-Енисейские надписи) небыло.
    может они это у нас переняли еще в ашуйские времена? может поэтому у них они ничего не значат? :blus:

     


    Facebook Comments