Автор Тема: Храм Тхаба Ерды  (Прочитано 5157 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Simo Hayha

  • Global Power Moderator
  • Генералисимус
  • ******
  • Сообщений: 20113
  • Карма 2041
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +125
Храм Тхаба Ерды
« : Декабрь 19, 2010, 09:34:00 pm »
  • Publish
  • 0
    Храм Тхаба Ерды в Ингушетии



    В горной Ингушетии, в глубине Ассинского ущелья, бывшего некогда центром расселения ингушей, между аулами Хайрах и Пуй стоит памятник старины -христианский храм, известный под названием Тхаба-Ерды.

    При этом храме постоянно проживали избранные народом умудренные опытом старики. Их содержал народ. А делалось это так: каждый жених после свадьбы обязан был обеспечить содержание стариков на три дня. Кроме того, близ храма Тхаба-Ерды на земле были начертаны два круга - один в другом. Молодожены должны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто-то из танцующих хотя бы слегка задел линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то старики восклицали: «Э-э, Нарто!». Это значило, что кто-то из танцующих нарушил линию. И жениху приходилось по прошествии года вновь давать содержание старикам на три дня и вновь станцевать с женой в промежутке между кругами. Такое могло повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно...

    Храм неоднократно на протяжении свыше двух сот лет описывался русскими и иностранными учеными



    Впервые храм Тхаба-Ерды был открыт квартирмейстером русской армии Штедером в 1787 году. Вот что он писал: «К югу, на возвышенности, у которой соединяются оба рукава, расположено старинное здание, куда совершается ежегодное великое паломничество всего народа. Древний непорочный старик из одной определенной фамилии закалывает жертвенные животные, съедаемые близко живущими фамилиями, голова с рогами и костями сохраняются в здании...»

    В 1811 году храм Тхаба-Ерды посетил геолог М. Энгельгард, который сделал съемки плана и зарисовки.

    Наиболее точные описания и обмеры храма произвел в 1886 г. кавказовед В. Ф. Миллер, а в XX веке - академик Г. Н. Чубинашвили и известный кавказовед-археолог Е. М. Крупное, который, кстати, писал: «Среди древних архитектурных сооружений центрально-горной полосы Северного Кавказа памятник занимает особое место».
    Храм Тхаба-Ерды, возникший в VIII-IX вв., - один из замечательных памятников культовой архитектуры. Архитектурная композиция, орнаментальные и фигурные украшения указывают на высокую художественную ценность сооружения.
    Автор проекта реставрации архитектор Л. А. Химшиашвили отмечает, что после расчистки памятника выяснилось, что сооружение несколько раз реконструировалось и видоизменялось. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода. Первый строительный период следует отнести к периоду до VIII века. Об этом свидетельствуют фундаменты, вскрытые под апсидой главной церкви. Первоначально построенный храм, видимо, разрушился, и на этом же месте в IX веке он был выстроен заново. При строительстве новой церкви были использованы фундаменты древнего храма, а так как они увеличили апсиду, то предыдущий фундамент оказался под полом нового храма.



    Во время перестройки памятника использовался местный материал, древние архитектурные детали, фрагменты и т. д.
    Итак, из сказанного выше следует, что второй строительный период относится к IX веку. Однако представить памятник этого периода полностью трудно, хотя отдельные части и детали присутствуют и сегодня. После расчистки оказалось, что храм представляет собой трехцерковную базилику, где центральная церковь имеет ширину в 5,22 метра, длина же, включая апсиду, - 14,30 м. Следует предполагать, что вход в центральный зал был с трех сторон (севера, юга и запада). К центральной церкви с северной и южной сторон примыкают боковые церкви.

     Необходимо отметить, что по характеру и исполнению кладки, а также по архитектурной отделке до наших дней из постройки IX века дошла восточная часть памятника в пределах апсиды, за исключением карнизов.
    Карнизные камни в период последней реставрации (1969-1971 гг.) были вставлены в стены в случайные места, и поэтому их расположение хаотично. Они вставлены в западный и южный фасады. По мнению академика Г. Н. Чубинашвили, изучавшего храм Тхаба-Ерды в 1940-41 гг., эти камни служили кронштейнами для подпружных опор боковых церквей.
    Третий строительный период относится к Х-ХП векам. Можно предположить, что к этому периоду древний храм был значительно разрушен, и что тогда же были восстановлены стены южной, западной и северной сторон. В этом строительном периоде план церкви не менялся. Была восстановлена только лишь центральная часть храма.

    Есть основания предполагать, что скульптурная композиция на западном фасаде была восстановлена именно в третьем периоде реконструкции храма. Именно в этот период в скульптурную композицию были вставлены элементы Х-ХП веков. К ним следует отнести орнаментированный постамент для модели храма, модель купольного храма и плиту с датирующей надписью.
    Четвертый строительный период относится к XV-XVI вв. В этом периоде план храма значительно меняется. Внутри храма к северной и южной стенам главной церкви были пристроены сильно вытянутые пилястры, которые делят зал на четыре части.

    Храм построен из плит известняка и песчаника.

    Такова предыстория храма.
    Теперь посмотрим, что же собой представляет этот уникальный памятник X века как культовое и архитектурное сооружение? Храм Тхаба-Ерды прямоугольной формы. Его длина 17 метров, ширина 7,5 метра. Стены сложены из разнородных камней плотного известняка, мергеля и плит шиферного сланца. Толщина стен колеблется от 80 сантиметров до одного метра.

    Внутри храм разделен тремя высокими арками на четыре неравные части. Здание ориентировано не совсем точно на восток, с значительным отклонением к северу. По преданию, в период позднего язычества (XIV-XVIII вв.) при проведении религиозных обрядов и торжеств прихожане располагались пофамильно: каждый род в своей части.

    Наиболее интересной по содержанию является скульптурная композиция на западном фасаде. Композиция представляет собой подковообразную арку, в которую вставлены рельефные фигуры. В настоящее время значительная часть этой композиции утрачена.

    Сохранившиеся фигуры изображены с непокрытыми головами. Одна фигура в левой руке, вытянутой по направлению к центральной фигуре, держит крест, правая рука лежит на рукояти меча. От другой фигуры сохранились только полы одежды и ноги. Центральная фигура меньших размеров. Над ее головой выступает орнаментированная плита, на которой некогда покоилась каменная модель крестообразной церкви с барабаном и коническим куполом. Центральную часть восточной стены занимает небольшое окно, арка-наличник которого опирается на столбик и делит оконное пространство на две равные части. В обрамленной валиком арке четко видны несколько человеческих фигур, в композиционном отношении дающих два различных сюжета. Справа человек борется со львом, слева - группа осматривает модель храма.

    Карнизы и арки храма украшены различными узорами - растительной плетенкой - обычной в грузинской архитектуре орнаментикой. Необходимо отметить, что храм имеет много характерных черт (интерьер, разделение стрельчатыми арками, характер кладки и др.)» свойственных культовым сооружениям горной Ингушетии. Крыша храма Тхаба-Ерды была двухскатная и состояла из каменных плит и шиферного сланца: она частично покоилась на потолке, который еще поддерживают внутренние арочные перегородки. Судя по некоторым признакам, над алтарной частью существовало, как отмечает Е. И. Крупнов, особое куполообразное перекрытие, возвышавшееся над гребнем крыши. Сооружение христианских храмов Тхаба-Ерды и Альбы-Ерды известный ингушский летописец Албаст Тутаев связывает с временем грузинской царицы Тамары (1184-1213 гг.).

    Являясь самым большим сооружением подобного рода в горной Ингушетии, храм Тхаба-Ерды представляет сочетание архитектуры культовых здании ингушского и грузинского церковного зодчества. Постепенно разрушавшийся храм к 60-м годам XX века находился в тяжелом аварийном состоянии. В связи с этим лауреат Ленинской премии, доктор исторических наук Е. И. Крупнов обратился с письмом в Правительство ЧИАССР о спасении уникального архитектурного памятника.



    В результате договоренности Министерства культуры ЧИАССР с грузинскими специальными научными реставрационными мастерскими были проведены восстановительные работы храма в 1969-71 гг. по проекту заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, зав. кафедрой академии художеств Грузии, архитектора Л. А. Химшиашвили. Параллельно с реставрационными работами велись и археологические раскопки, которые провел известный ученый Грузии Гиви Гаезович Гамбашидзе. (Любым реставрационным работам должны предшествовать археологические раскопки, или хотя бы проводиться одновременно с ними). Все ученые, исследовавшие храм, в основном сходились на дате сооружения его не ранее XII в. В 1870 г. Д. 3. Бакрадзе усматривал дату основания храма 830 г. на основании прочтения надписи на одной из четырех плит, которые были вставлены в западный фасад. Однако более точное установление даты памятника можно основывать на результатах археологических раскопок. Профессор Е. И. Крупнов в связи с этим отмечал: «Что окончательное решение вопроса о времени сооружения храма Тхаба-Ерды можно будет дать только на материале археологических раскопок внутри и вокруг современного здания».

    По материалам археологических раскопок 1969-71 гг. археолог Гамбашидзе приходит к выводу, что храм был сооружен в IX-X вв. В целом реставрация храма Тхаба-Ерды, по заключению экспертной комиссии Министерства культуры РФ, была проведена на «хорошо».

    Располагаясь на пересечении нескольких горных ущелий, образуемых притоками реки Ассы, храм хорошо просматривается со всех сторон и доминирует над окружающим пространством, выделяясь своей формой, резко отличной от башенных ансамблей горной Ингушетии.
    Храм Тхаба-Ерды ежегодно посещается тысячами любителей истории края и туристами.
    Как уникальный памятник, храм находится на государственном учете федерального значения



    По материалам Ingush.tv


    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20113
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Храм Тхаба Ерды
    « Ответ #1 : Март 06, 2012, 10:07:13 am »
  • Publish
  • 0
    В первом посту на фотке храм до реставрации а это уже после...










    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20113
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Храм Тхаба Ерды
    « Ответ #2 : Март 18, 2012, 11:37:51 pm »
  • Publish
  • 0























    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20113
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +125
    Re: Храм Тхаба Ерды
    « Ответ #3 : Март 18, 2012, 11:46:17 pm »
  • Publish
  • 0











     


    Facebook Comments