Автор Тема: иудаизм на кавказе  (Прочитано 6670 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lomisa

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1257
  • Карма 126
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +1
иудаизм на кавказе
« : Июнь 18, 2010, 06:59:33 pm »
  • Publish
  • 0
    Горские евреи


    Го́рские евре́и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.



    Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-иранским языком распространены также иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки.


    История

    По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II  в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи.


    религия

    Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер).

    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн LORD

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 536
    • Карма 70
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: иудаизм на кавказе
    « Ответ #1 : Июнь 19, 2010, 12:08:59 am »
  • Publish
  • 0
    Звезда Давида на Грузинскoм церковьe

    DOLISYANA


    TBETI

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: иудаизм на кавказе
    « Ответ #2 : Июнь 19, 2010, 12:29:00 am »
  • Publish
  • 0
    очень интересные фотографии, хотя надо отметить что символ гексаграммы не обязательно связан с иудаизмом, он присутствует во многих культурах и религиях древности, в том числе и в раннем христианстве.

     вот например как на этой православной фреске:

    « Последнее редактирование: Июнь 19, 2010, 12:39:08 am от Lomisa »
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Авраам Шмулевич

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 298
    • Карма 240
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Евреи присутствуют на Кавказе почти три тысячи лет - со времен ассирийского пленения.  Как известно, после смети царя Шломо (Соломона) единое еврейское государство разделилось на два - Северное или Израильское царство, которое образовали десять племен (колен) и царство иудея (колена Иуды и Биньямина). Вскоре  Ассирия разгромила Израильское Царство, и его население. 10 колен, были уведены в плен в Ассирию, на окраины Ассирийской Империи, которая включала и Южный Кавказ. С тех пор присутствие евреев на Кавказе не прекращалось. В Талмуде упоминаются еврейские мудрецы с Кавказа.
    « Последнее редактирование: Июль 31, 2010, 11:03:20 pm от Авраам Шмулевич »

    Оффлайн Авраам Шмулевич

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 298
    • Карма 240
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, издавалась в 1908-1913 гг.

    Кавказ
     — История. История евреев на К. восходит к глубокой древности и теряется в тумане литературных и устных преданий. Зачаточное состояние армяно-грузинской историографии не позволяет пока разобраться в многочисленных преданиях о древнейших еврейских поселениях на К. Современные евреи К. сохранили весьма смутные воспоминания о своем происхождении. Но сравнительно недавно, как свидетельствуют путешественники 18 и первой половины 19 вв., среди евреев К. была еще жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых (см. соотв. статью), поселенных в Мидии ассирийскими царями (ср., напр., свидетельство путешественника Gärber'a, 1728 г. в "Sammlung russischer Geschichte", IV, 116, а также сообщения Reineggs'a в "Allg. hist.-topograph. Beschreibung d. Kaukasus", 1796, и Иуды Черного, в "תועסמהרפס", СПб., 1884). Эта традиция туземных евреев К. совпадает с агадическим преданием. На вопрос: "Куда были уведены десять колен?" Мар-Зутра отвечает: "В Африку"; р. Ханина — "В горы Слуг" (Санг., 94а). Под Африкой — здесь следует понимать К. (S. Cassel, Magyarische Alterthümer, 1848, 269; о противоположном мнении С. Краусса ср. ст. Африка), а под Слугом, быть может, следует понимать Cylici (А. Гаркави, םױאלסה תפשו םידוהיה, Вильна, 1867, 120, примеч. 48). Этому соответствует и следующее место в Талмуде: "(И переселил ассирийский царь израильтян в Ассирию) и поселил их в Халахе, Хаборе при реке Гозанской и в городах мидийских... — Города мидийские суть Хамадан (Гамадан; см.) и ближайшие местности (היתורנחו ןדמח); другие утверждают, что мидийские города суть Нагавенд и ближайшие местности; под словами же "ближайшие местности" (היתורנח), по мнению Мар-Самуила, надо понимать Карак, Моски, Хуски и Румки" (Кид., 72а). Моски здесь соответствуют кавказским мосхам у классических писателей, Muski в клинописных памятниках и нынешним Месхи (Гаркави, l. с., pp. 115—116; ср. Рапопорт, в Kerem Chemed, V, письмо, 17 и Cassel, l. с.). Параллельно этому преданию, относящему начало еврейского поселения на К. к эпохе разрушения Самарянского царства (696 г. до хр. эры), сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует отнести к эпохе разрушения первого храма (586 г. до хр. эры). Согласно "Истории Грузии" царевича Вакуштия, после разрушения Навуходоносором Иерусалима часть изгнанников явилась в Грузию и просила наместника Мцхета дать им место для поселения; царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который, ввиду уплачиваемой евреями дани, получил название Керк (дань). Этому соответствуют данные Мар-Аббас-Катина, автора предполагаемой истории Армении, отрывки которой приводятся у армянского историка Моисея Хоренского. По его словам, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных евр. пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению. От Шамбата ведет свое происхождение знаменитый армянский род Багратуни (см.). Около половины 3 в. до христ. эры могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царем Вагаршаком I "за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество". Он дал его роду право быть наследственным тагадир'ом, т. е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Свое высокое влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как он отклонил предложение Вагаршака оставить евр. веру. Но это высокое положение рода Багратуни продолжалось недолго. Аршак (128—115 до христ. эры) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить субботний отдых. Положение рода еще более ухудшилось при Тигране Великом (95 г. до христ. эры). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и потому были лишены начальства над войсками, причем одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято. Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена. Другой могущественный род евр. происхождения был, по словам М. Хоренского, род Аматуни (см.), переселившийся из восточных арийских стран в Армению в царствование Арташеса (85—127 по Р. Хр.). Эти данные М. Хоренского, епископа Себэоса и других армянских историков долгое время принимались за вполне достоверные. В новейшей школе армяно-грузинской историографии, главным образом, под влиянием известных трудов Каррьера, Гутшмидта и Гарагашяна, установилось отрицательное отношение к сочинению "отца армянской истории" Моисея Хоренского. Тем не менее, можно с большой вероятностью утверждать, что начало евр. поселения на К. относится к эпохе второго храма, приблизительно ко времени возникновения евр. диаспоры в Крыму. Согласно вышеупомянутой "Истории Грузии", после разрушения иерусалимского храма (70 л. по Р. Хр.) еврейские беглецы явились в Мцхет и поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими в прежние времена. Основываясь на вышеприведенном толковании יקירפא в древнераввинских источниках, можно вывести заключение, что в эпоху мессианского движения Бар-Кохбы евр. население было, по-видимому, значительно, и р. Акиба, предприняв свою агитационную поездку, посетил и К. (ср. Санг., 4б; Мен., 34б; ср. Грец, Gesch. d. Juden, III). В Талмуде также упоминается р. Яков из Армении (Иер. Гит., VI). Согласно толкованию И. Шварца (Tebuoth Haarez, 1865) — в Дербенте (תננרט, см. Дербент) существовала еврейск. община, и р. Симон Сафра, ארפס ןועמש ״ר, был там преподавателем. В "Истории Грузии" царевича Вакуштия сообщается, что св. Нина (314 по Р. Хр.) прибыла в Урбнис и вошла в город, населенный евреями, с которыми она могла беседовать благодаря своему знакомству с евр. языком. Во время своего пребывания в Мцхете св. Нина часто посещала евр. город и успела обратить в христианство евр. священника, по имени Авиатара, которому приписывается важная роль в крещении Грузии. В 360 г. после P. Xp., по сообщению Фауста Византийского, во время нашествия персов при Сапоре (Шабуре), они увели из Арташата, Круандашата, Зерагавана, Заришата и Вана 75000 евр. семейств, потомков тех евреев, которых привел пленниками из Палестины царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом. Гонения в Месопотамии и Персии способствовали усилению притока евр. эмиграции в К. Летопись Дербенд-Намэ (изд. Казем-бека, 91, 93, 102) сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Taбаристана исповедовала Моисееву религию. Согласно одной рукописной версии Дербенд-Намэ (сообщено И. Анисимовым; ср. Миллер, "Материалы", стр. IV), Абу-Муслим в 737 г. огнем и мечом водворил ислам среди евреев Дагестана. В 9 в. Муса аль-Зафрани, известный под именем Абу-Имран аль-Тифлиси (см.), по словам Каркасани (Киркисани; Китаб-аль-анвар, VIII, изд. Гаркави), жил в Тифлисе, где нашел последователей, которые существовали еще во времена Каркасани под названием "тифлисцев". Арабский историк Масуди (10 в.) сообщает, что в области Зергеран (ныне аул Кубэчи в Табасаранском округе) население состояло из христиан, мусульман и евреев. По словам Ибн-Хаукаля (10 в.), в городе Семендере (ныне — Тарки) жили евреи, имевшие свои синагоги. К тому же времени относится свидетельство Хасдаи ибн-Шапрута в письме к хазарскому царю Иосифу (около 960 г.): "Предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось "гора Сеир", но государь мой знает, что гора эта далека от его местожительства". Как указал А. Гаркави, здесь (под выражением "гора Сеир") "имеется в виду не Византия, известная в средневековой евр. литературе под именем Сеир и Эдом, но соседний с Хазарией Серир на Кавказе... К Сериру подходит название горы, ибо Масуди пишет также про него: "Он составляет ветвь К. ... он находится в горах" (А. Гаркави, "Сказания евр. писателей о хазарах", стр. 145—146); С. Л. Рапопорт, говоря о свидетельстве данита Эльдада (9 в.): "они живут за стеной, называемой Дагаб-Даки (Чистое золото), и воюют с семью царствами", также полагает, что здесь имеется в виду страна Серир или Серир ад-дзагаб (Золотой трон) (Рапопорт, l. с.; ср. Гаркави, l. с., стр. 23—24). Имея в виду частые походы хазар на Закавказье, власть их над Дагестаном и существование хазарских городов на востоке К., Гаркави (l. с.) и Миллер (l. с.) полагают, что принятие хаганом евр. веры произошло, главным образом, под влиянием подвластных ему К. евреев. С падением Хазарского царства и с распространением мусульманства на северо-восточном К. условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие евр. селения перешли в ислам. От них ведут свое происхождение нынешние таты-мусульмане, которые по типу, внешности, языку и быту ничем не отличаются от горских евреев. Дошедшие до нас данные о жизни евреев на К. с этого времени до перехода К. к России носят весьма отрывочный характер. Вениамин Тудельский (12 в.) говорит, что юрисдикция эксиларха распространялась, между прочим, и на евреев "всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании". К тому же времени относится свидетельство Авраама ибн-Дауда, что евр. поселения простираются до К. (ישגרגה ץראו ןאגרג תארקנו). Петахья из Регенсбурга (12 в.) сообщает, что "в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш". Вильгельм де Рубруквис (13 в.) сообщает, что "во всей стране (Восточный К.) много евреев". Насколько их жизнь была тяжела, можно заключить из того, что в постановлениях уцмия Рустем-хана (12 век) об ограждении евреев определено: "мусульманин, убивший еврея, должен наполнить серебром кожу с убитого и отдать это серебро уцмию" (Зап. Кав. отдела Имп. Геогр. Общ., VIII, 25—26). Грузинский царь Александр I в грамоте на имя бывшего католикоса и патриарха Диометия от 1328 г., перечисляя владения, пожалованные патриарху, говорит, что патриарху даруются в Ганухе двадцать семь евр. семейств. В последующее время евреи часто отдавались в дар их владельцами или женами последних монастырям, где на них возлагались наиболее тяжелые работы (ср. гуджар Ананурского Пресвятой Богородицы монастыря от 1693 года, "Регесты и надписи", II, № 1280). В 1646 году Дон-Хуан Менелес, политический авантюрист из Испании, предложил Турции в подданство Армению, населенную евреями. В 1690 г. Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (ныне — Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут свое происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом. —В 17 и 18 вв. евр. население на К. значительно уменьшилось. Арчил, царь Имеретии, бывший в 1703 г. в Москве, описывая боярину князю Головину тогдашнее положение Грузии, говорит, что "весь народ исповедует веру христианскую, кроме малого числа евреев". Господствовавший произвол высших классов по отношению к народным массам отразился сильнее всего на евреях: они всюду подвергались притеснениям, вымогательствам со стороны местных владетелей и частью перешли в христианство. Но особенно тягостны были условия жизни евреев в мусульманских селениях. Их положение так изображено Гербером в 1728 г.: "Своим владельцам евреи платят, сверх обычной подати, еще специальную — харадж, или поголовную, и употребляются на всякие тяжкие и грязные работы, которые нельзя поручить мусульманину. Из имущества им оставляют лишь столько, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду. Если еврей едет куда-нибудь верхом и встретит кызылбаша или другого какого мусульманина, то должен свернуть с дороги в сторону и по требованию встречного слезть с лошади; если он этого не сделает, то мусульманину дозволяется избить его, как угодно, лишь бы он остался в живых, и избитый не имеет права жаловаться. Они говорят, что некогда были многочисленнее, но от многих притеснений, которые они терпели от туземцев, число их постоянно уменьшалось и не могло возрастать". По словам Гербера, евреи занимались земледелием и скотоводством, а в городе Шемахе — торговлей; евреи говорят на языке окружающих народов, раввины разумеют также по-еврейски. Евреи объявили Герберу, что они по большей части произошли из колена Иудова, а некоторые — из Вениаминова; их раввины ничего не знают, кроме того, что предки увезены были из Иерусалима мосульским, т. е. ниневийским, царем и разосланы по Мидии и по здешним странам; управляют ими в деревнях собственные их старшины. — В конце 18 в. и начале 19 в. с появлением русских войск на К. положение евреев еще более ухудшилось. Возродившийся патриотизм и фанатизм мусульман вызвали жестокое преследование евреев; от них требовали принятия ислама и активного участия в борьбе с русскими. Набеги и погромы на евр. поселения непрерывно устраивались Кази-Муллой и Шамилем. Несмотря на это, большинство евреев осталось преданным своей вере. Но многие аулы поголовно перешли в ислам. В некоторых местностях Дагестанской области, как, напр., Ахты, Ругжами, Аракан и др., потомки этих евреев до сих пор хранят, как святыни, евр. книги, перешедшие к ним от предков. С покорением Кавказа положение их мало изменилось к лучшему. Их беспрестанно переселяли из одного аула в другой. Они постоянно призывались к даровому исполнению разных казенных работ, построек и т. д. См. Аксай, Аматуни, Арарат, Армения, Багратуни, Дербент.

    Источники u литература: Моисей Хоренский, "История Армении", перевод Н. О. Эмина, М., 1893; Langlois, Collection des Histoires, Faustus de Byzance, I, 274; Histoire de la Géorgie, пер. Brosset, 1849; A. Я. Гаркави, "Известия караима Абу-Юсуфа Якуба аль-Киркисани об евр. сектах", в "Зап. Вост. Отд. Археол. Общ.", VIII; id., "Сказания о хазарах", СПб., 1874; id., "Евр. Библиотека", VII; id., םױאלסה תפשו םידוהיה, Вильна, 1867; Maçoudi, Les prairies d'or, пер. Барбье де Мейнара, II, XVIII; Константин Багрянородный, "De administrando imperio", в Corp. Histor. Byzantinae ex rec. J. Bekkeri; Вениамин Тудельский, изд. Asher'a, 1840; изд. Адлера, в J. Q. R. за 1904—1906 гг.; русское изд. в "Три евр. путешественника XI и XII ст." П. Марголина, СПб., 1881; Петахья Регенсбургский, נונס םלועה, изд. Кармоли, Париж, 1831; Derbend Nameh, ed. Kazembek, p. 91, 93, 102; D'Ohsson, Les peuples du Caucase etc., Paris, 1828; Авраам бен-Дауд, הלנקה רפס, изд., Нейбауэра, в Med. Jew. Chron.; Вильгельм де Рубруквис, в Recueil de voyages et de mémoires publiés par la Société de Géographie, IV; русский перевод в "Собрании путешествий" Д. Языкова; "Акты, собранные Кавк. Археограф. Комиссией"; "Грузинские церковные гуджары" ("Матер. для V Археологич. съезда", 21); Переписка на иностран. яз. груз. царей с российскими государями, СПб., 1861; N. Witsen, Noord en Oost Tartaryen, 1725, II, 567; И. Г. Гербер, "Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря ... народах и землях" (Sammlung russischer Geschichte, IV, 146 и "Ежемесячные сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие", 1760, октябрь, глава "Жиды"); Reineggs, Allgemeine historisch-topographische Beschreibung des Kaukasus, 1796; A. Фиркович, ןורכז יננא, Вильна, 1872; Пуруеладзе, "Грузинские крестьянские грамоты", 1882; Цагарели, "Грамоты", СПб., 1891; "Регесты и надписи", I—II; Иуда Черный, "Краткие исторические сведения о горских евреях Терской области", в "Сборнике сведений о Терской области", I, Владикавказ, 1878; id., "Горские евреи" в "Сборнике сведений о Кавк. горцах", 1870 (III); id., תועםמה רפם, СПб., 1884; Д. А. Хвольсон, "Сборник евр. надписей", СПб., 1884; В. Миллер, "Материалы для изучения евр.-татского яз.", СПб., 1892, предисловие; I—XVI; id., Брокг.-Ефр., Энц. Словарь, XIа, 464—5, "Систематический указ.", s. v.; "Сборник материалов для описания местностей и племен К."; Услар, "Древнейшие известия о Кавказе", СПб., 1881; Eckert, Der Kaukasus u. seine Völker, 1887; Merzbacher, Aus den Hochregionen des Kaukasus, 1901; Russische Revue, XX—XXI; Jew. Enc. III, s. v.; A. Katz, Die Juden im Kaukasus, 1894.

    Оффлайн Авраам Шмулевич

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 298
    • Карма 240
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: иудаизм на кавказе
    « Ответ #5 : Июль 31, 2010, 11:12:42 pm »
  • Publish
  • 0
    Статья "Грузия" из вышедшей в Иерусалиме Краткой Еврейской Энциклопедии в 12 томах (я в свое время сотрудничал в ней)
    КЕЭ, том 2, кол. 245–249
    Обновлено:  06.08.2006


    ГРУ́ЗИЯ, страна в северо-западной части Закавказья. Об истории поселения евреев в Грузии см. Грузинские евреи.


    Правившие Грузией с 6 в. до начала 19 в. наместники и цари из рода Багратиони (так же, как и родственный им армянский царский род Багратуни) возводили свою генеалогию через легендарного Шамбата, плененного Навуходоносором и увезенного на Кавказ, к дому Давида, что служило для них поводом титуловать себя «Иесиан-Давидиан-Соломониане». После вхождения в 1801 г. Восточной Грузии в состав Российской империи (остальные исторические области Грузии были включены в Российскую империю в 1803–78 гг.) в ней, в особенности в ее столице Тбилиси (Тифлис), стали селиться евреи как из России, так и из-за границы (главным образом из Персии). Уложения царского правительства, дозволявшие селиться в Грузии негрузинским евреям (1804, 1837, 1852, 1860, 1866 гг.), почти всегда сменялись уложениями, отменявшими предшествующие или ограничивавшими их действенность (1825, 1835, 1892 гг.). Однако уже в начале 30-х гг. 19 в. в Грузии постоянно жило несколько сотен российских ашкеназов, преимущественно занимавшихся ремеслами. Согласно переписи 1897 г., из 18574 евреев, российских подданных, проживавших в Грузии, две трети составляли ашкеназы (12 540 человек). Ашкеназы составляли большинство и в двух самых больших еврейских общинах Грузии — Тифлисе и Батуми — и лишь в третьей по величине общине, Кутаиси, преобладали грузинские евреи. Различия в ритуале, обычаях, бытовом укладе, отсутствие общего языка, религиозное свободомыслие части ашкеназов и более низкий уровень культурной и религиозной жизни большинства грузинских евреев способствовали напряженным взаимоотношениям между двумя общинами. В середине 90-х гг. 19 в. в Тифлисе эта напряженность переросла в кризис: грузинские евреи отказались признать верховный авторитет ашкеназского раввина города, признанного властями главным раввином всех евреев в этом административном центре Кавказского наместничества. В 1909 г. и 1912 г. напряженные отношения между общинами ашкеназов и местных евреев в Тифлисе и Поти явились предметом обсуждения на страницах еврейско-русской печати. В то же время в ряде мест связь между грузинскими и ашкеназскими евреями была достаточно тесной; это оказало положительное воздействие на социальную и культурную жизнь грузинских евреев, примером чего может служить деятельность раввина А. Хволеса (см. Грузинские евреи).


    Со второй половины 19 в. в Тифлисе проживали персидские евреи, в основном выходцы из Мешхеда, у которых была своя синагога. В Грузии также жили высланные на Кавказ субботники и имевшие в Тифлисе синагогу геры.


    Уже в конце 1890-х гг. в среде евреев-ашкеназов Тифлиса существовало общество Хиббат Цион (см. Ховевей Цион). В начале 20 в. при содействии М. Усышкина возникли сионистские (см. Сионизм) кружки в Тифлисе, Кутаиси, Батуми, состоявшие преимущественно из ашкеназов. Одними из первых пропагандистов сионизма на Кавказе, в частности, в Грузии, были Ашер Эрлих (1878–1952), уехавший в 1904 г. в Эрец-Исраэль, и зубной врач Михаэль Штрейхер, руководитель сионистского движения в Грузии в первые два десятилетия 20 в.


    С последней четверти 19 в. грузинская интеллигенция неоднократно выступала против антисемитизма грузинского простонародья и антиеврейской политики русского правительства. Сочувствие к евреям выражали в своих произведениях известные грузинские писатели (И. Чавчавадзе, И. Евдошвили, А. Пурцеладзе, Н. Николадзе). Один из руководителей грузинских социал-демократов (меньшевиков), Евгений Гегечкори, был активным защитником евреев в Государственной думе. Стихотворение А. Церетели «Надежда иудеев» (1892), публикации на смерть Т. Герцля в еженедельнике «Цнобис пурцели» (1904), о сионизме в газете Я. Цинцадзе «Самшобло» (1915) и другие отражали симпатии этой национально настроенной грузинской интеллигенции к идеям палестинофильства и сионизма. В отличие от российских социал-демократов, грузинские меньшевики также симпатизировали сионизму. Еще в 1902 г. их орган «Хвели» опубликовал большую статью, восхвалявшую сионизм. Большого размаха достигла сионистская деятельность в Грузии в годы Первой мировой войны, когда здесь сосредоточилось еврейское население, бежавшее из являвшихся ареной военных действий областей России. В сформированном в 1918 г. (в основном меньшевиками) правительстве независимой Грузии пост министра финансов получил грузинский еврей Иосеф Элигулашвили. В период существования Грузинской демократической республики (1918–21) в еврейской среде усилилось влияние сионистов. Они выпускали в то время многочисленные издания: «Еврейская жизнь» и «Юный Израиль» (Тифлис), «Бюллетень сионистской организации в Грузии», «Еврейский голос» (Батуми) и другие. Сионисты были ведущей группой и на Всееврейском конгрессе в Тифлисе (1918, см. Грузинские евреи).


    В феврале 1921 г. была ликвидирована независимость Грузии и образована Грузинская советская республика, которая с 1922 г. входила в Советский Союз как часть Закавказской федеративной республики, а в 1936 г. была объявлена советской союзной республикой.


    Так как в начале 1920-х гг. в Грузии сионистская деятельность фактически не преследовалась, Грузия служила перевалочным пунктом для групп халуцим из различных районов Украины, Белоруссии и России, которые из Батуми отплывали в Эрец-Исраэль. Во время пребывания в Грузии эти группы пользовались широкой поддержкой местных сионистов.


    В столице Закавказской федерации Тифлисе до середины 1920-х гг. действовала школа с преподаванием на иврите и до середины 1930-х гг. — с преподаванием на идиш; до начала 1940-х гг. в городе выступала любительская театральная труппа на идиш (основана в начале 1910-х гг.).


    По данным переписи 1926 г., в Грузии проживало 30 534 еврея, из которых 20 897 составляли грузинские евреи, а 9637 — в основном ашкеназы. Число персидских евреев не учитывалось, так как они рассматривались как иностранные подданные. Резкое снижение числа ашкеназов в составе еврейского населения Грузии по сравнению с данными переписи 1897 г. объясняется значительной еврейской эмиграцией (главным образом в США) в первые десятилетия 20 в., которая почти не затронула грузинских евреев. Однако в связи с безработицей 1920-х гг., голодом на Украине в начале 1930-х гг. и другими последствиями начального периода так называемого советского строительства ашкеназское население Грузии, в особенности в больших городах, вновь увеличивается.


    В конце 1920-х гг. в Грузии развертывают деятельность ГрузОЗЕТ (см. ОЗЕТ, Грузинские евреи) и Евкомбед. Евкомбед Грузии (Всегрузинский комитет помощи еврейской бедноте), существовавший с 1928 г. по 1936 г., помог тысячам евреев Грузии найти работу в эти трудные годы. Во главе его стоял партийный функционер Абрам Линецкий (расстрелян в 1937 г.), который, кроме своей основной работы, активно содействовал насаждению в Грузии так называемой еврейской советской культуры (еврейские библиотеки, самодеятельные коллективы на идиш и грузинском языке, Государственный историко-этнографический музей евреев Грузии). Печатные органы ГрузОЗЕТа («Трибуна ГрузОзета», 1934), и Евкомбеда («Трудящийся еврей», 1933) были последними еврейскими периодическими изданиями в Грузии — за исключением «Трудов Государственного историко-этнографического музея евреев Грузии» (1940–45).


    С начала Второй мировой войны в Грузию прибывает большое число еврейских беженцев из западных областей Советского Союза, Украины, Белоруссии, России (меньшая часть их осела в Грузии после войны). В 1951 г. происходит депортация персидских евреев из Тбилиси в Сибирь и Восточный Казахстан. (Большинство персидских евреев выехало из Грузии в середине 1930-х гг., когда в СССР иностранным гражданам предложили либо принять советское гражданство, либо репатриироваться.)


    В начале 1950-х гг. был закрыт историко-этнографический музей, а в январе 1953 г. (см. Врачей дело) — все синагоги. Занимавший несколько десятилетий пост главного раввина Тбилиси Хаим Купчан был арестован и осужден (позже реабилитирован). Однако евреи Грузии восстановили свои религиозные организации. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Грузии на 55 382 еврея (перепись 1970 г.) официально функционировало 14 синагог (для сравнения отметим, что в РСФСР, еврейское население которой составляло 770 тыс. человек, было 15 синагог, а на Украине, при почти такой же численности еврейского населения — только восемь синагог).


    После Шестидневной войны Грузия явилась в Советском Союзе районом самой массовой борьбы за репатриацию. Деятельность Б. Гапонова стала символом культурного возрождения еврейства Советского Союза. С 1971 г. (начало массовой алии) до середины 1981 г. в Израиль репатриировалось свыше 31 тыс. евреев Грузии. По данным переписи 1979 г., в Грузии проживало 28 298 евреев, из которых по оценочным данным около 63% были ашкеназы.


    По данным всесоюзной переписи 1989 г., в Грузии проживало 24 800 евреев, в основном ашкеназов. Большинство из них жили в столице Грузии городе Тбилиси — 13 500. Значительная часть грузинских евреев, которые более строго придерживались еврейских традиций и меньше, чем прочие группы советских евреев, поддавались процессам ассимиляции, в 1970–80 гг. выехали из Советского Союза. Так, в 1968–91 гг. из Грузии в Израиль и в другие страны мира выехали 37 тысяч человек, что составляло 66,8 % еврейского населения республики на 1970 год.


    Развал Советского Союза, грузино-абхазский конфликт, внутренние столкновения в Грузии, более тяжелое экономическое положение в ней, чем во многих других бывших советских республиках, способствовали массовому выезду евреев из Грузии, — как грузинских, так и ашкеназов. В 1989 г. в Израиль на постоянное место жительство приехали 263 еврея; в 1990 г. — 1346; в 1991 г. — 1407; в 1992 г. — 2599; в 1993 г. — 3750; в 1994 г. — 3295; в 1995 г. — 2275; в 1996 г. — 1493; в 1997 г. — 1107; 1999 г. — 950; в 2000 г. — 958; в 2001 г. — 751; в 2002 г. — 513; в 2003 г. — 358; в 2004 г. — 273; в 2005 г. — 311; в январе 2006 г. — 27, всего в 1989–2005 гг. в Израиль из Грузии репатриировались 22 589 человек. Тысячи евреев из Грузии в эти годы выехали в США, Канаду, Германию и другие страны мира. Определенное число евреев из Грузии выехали в Россию, в первую очередь в Москву. В начале 2000-х гг. в Грузии проживали около пяти тысяч евреев, большинство из них — в Тбилиси, около 600 человек — в Кутаиси, по несколько десятков человек — в Ахалцихе, Гори, Карели и Сурами.


    Со второй половины 1980-х гг., по мере дальнейшего развития процессов гласности и перестройки, стала быстро развиваться общинная и культурная жизнь грузинских евреев. В 1988 г. при Академии наук Грузинской ССР была создана Ассоциация грузино-еврейских отношений. Возникали воскресные школы и кружки по изучению иврита, происходил процесс восстановления и развития религиозной жизни. Так, в Тбилиси в собственность еврейских религиозных общин в 1991–2000 гг. были возвращены две синагоги, закрытые в годы советской власти; в Кутаиси были возвращены три синагоги, в Сухуми — две синагоги, в Ахалцихе — две синагоги, одна из них была закрыта в 1995 г. из-за массового выезда евреев; в Батуми — две синагоги, одна была закрыта в 1998 г. по той же причине.


    В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Грузии функционировали две основные общинные организации: Грузинская община ашкеназских евреев (Рахамим) и Ассоциация грузинских евреев (Дерех иехуди). В Тбилиси работает еврейская дневная средняя религиозная школа, библиотека, несколько воскресных школ для детей и взрослых; иешива-колел «Ор эмет». Религиозную еврейскую общину в начале 2000-х гг. возглавлял главный раввин Грузии А. Левин. В Грузии действуют представители Еврейского агентства и Джойнта. С 1991 г. по 1995 г. функционировал Историко-этнографический музей евреев Грузии (директор Ш. Цицулашвили). В Тбилисском университете действует отделение иудаики. В 1989–93 гг. на историческом факультете Кутаисского университета Д. Хананашвили (родился в 1933 г.) читал специальный курс «Вопросы истории грузинских евреев и грузинско-еврейских отношений». Студенты занимаются по программам Открытого университета в Израиле. В 1990 г. в Иерусалиме прошел первый международный симпозиум, посвященный истории грузинских евреев, грузино-еврейским отношениям. С 1991 г. выходят ежемесячная еврейская газета «Менора» на грузинском языке, газета «Шалом» на русском языке.


    Антисемитизм в Грузии всегда был меньше, чем в других государствах, на которые распался Советский Союз. В сентябре 1998 г. на торжественном праздновании в Тбилиси 26-векового совместного проживания грузин и евреев главой израильской делегации был М. Кацав. Президент Грузии Э. Шеварднадзе отметил в своей речи: «26 веков дружно жили грузины и евреи, никогда между ними не было никаких инцидентов. Эта традиция продолжается и на государственном уровне». Во время встречи в конце декабря 2005 г. главы грузинской православной церкви патриарха Илии II и представителя хасидов Хабада раввина А. Михелашвили говорилось об особых отношениях между двумя народами. Патриарх подчеркнул, что братские отношения двух народов благотворно отразились на отношениях двух государств — Грузии и Израиля, отметив, что евреи Грузии, вернувшись в Израиль, сохраняют грузинский язык и традиции. Патриарх приветствовал инициативу президента Грузии М. Саакашвили, который выразил готовность предоставить двойное гражданство грузинским евреям, выехавшим в Израиль.


    В то же время в 1990-х – начале 2000-х гг. в Грузии происходили антиеврейские инциденты. Более ста надгробий были разрушены на еврейских кладбищах в Тбилиси в 1991–94 гг. После очередного разрушения еврейских могил президент Грузии Э. Шеварднадзе в 1994 г. подписал постановление о сохранении еврейских культурных, религиозных и исторических памятников. В декабре 1998 г. были осквернены еврейские надгробные памятники на тбилисском кладбище на улице Тахакидзе. 3 декабря Э. Шеварднадзе отдал распоряжение министру внутренних дел и генеральному прокурору Грузии принять срочные меры для розыска и строгого наказания виновных, но практически ничего не было сделано. В марте 1999 г. снова были осквернены могилы на еврейском кладбище в Тбилиси, однако, несмотря на грозные заявления представителей властей, преступники не были наказаны.


    Несмотря на принятое в 1994 г. постановление тбилисской мэрии о возвращении здания старинной синагоги на улице Абесадзе, синагога до сих пор не передана еврейской общине. В синагоге размещается популярный театр, и представители театральной общественности Грузии заявляют, что выполнение этого постановления будет означать «национальную трагедию». В 1999 г. тбилисский суд подтвердил решение мэрии о возвращении здания, но оно так и не было выполнено.


    Между двумя странами существуют дружеские отношения. Израильское посольство в Тбилиси было открыто в июне 1992 г. Существуют устойчивые культурные, научные связи, развиваются экономические отношения. В январе 1998 г. президент Грузии Э. Шеварднадзе посетил Израиль с рабочим визитом. Он встречался с премьер-министром и президентом страны. В ходе визита были подписаны важные соглашения о сотрудничестве в области двухсторонних инвестиций, воздушного транспортного сообщения, телекоммуникаций, сельского хозяйства. Представители двух стран обсудили вопросы, касающиеся проекта реконструкции крупнейшего грузинского химического предприятия, в котором принимает участие израильская фирма «Битман проджект». В конце января 2001 г. Грузию посетил президент Израиля М. Кацав в сопровождении большой делегации, состоявшей из представителей деловых кругов.


    Отношения двух стран стали более тесными после прихода к власти в Грузии в ноябре 2003 г. президента М. Саакашвили. Посетив в конце июля 2004 г. Израиль с официальным визитом, М. Саакашвили после встречи с премьер-министром А. Шароном заявил: «Для нас Израиль является примером для подражания с точки зрения государственного устройства, военной системы и системы национальной безопасности». Президент Грузии поддержал план ближневосточного мирного урегулирования «Дорожная карта». После заявления президента Ирана М. Ахмадинежада в октябре 2005 г.: «Израиль должен был быть стерт с карты мира», — посол Ирана в Грузии был приглашен в МИД республики, где от него были потребованы разъяснения в связи с этим высказыванием.


    Наиболее успешно развивается сотрудничество двух стран в военно-технической области. Так, в 2001 г. был запущен в производство штурмовик С-25, в модернизации которого активное участие принимали израильские специалисты. Во время визита в Израиль М. Саакашвили говорил, что правительство Грузии «предпримет все усилия для повышения уровня технического оснащения в армии», и предложил Израилю резко активизировать сотрудничество в этой области, отметив, что «израильское оружие во всем мире признано одним из самых качественных». В 2005 г. объем поставок израильского оружия в Грузию составил несколько десятков миллионов долларов. Израиль поставляет отборным частям грузинской армии автоматы «Тавор», израильские компании строят в Грузии завод по производству боеприпасов и осуществляют модернизацию военных самолетов советского производства.

    Оффлайн Авраам Шмулевич

    • Молодой
    • ***
    • Сообщений: 298
    • Карма 240
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: иудаизм на кавказе
    « Ответ #6 : Июль 31, 2010, 11:32:56 pm »
  • Publish
  • 0
    Из статьи "Грузинские евреи", опубликованной в Краткой Еврейской Энциклопедии, Иерусалим.

    КЕЭ, том 2, кол. 235–245

    ГРУЗИ́НСКИЕ ЕВРЕ́И, еврейская этнолингвистическая группа (община). До 1970-х гг. ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ жили в основном в Грузии. Хотя в грузинской исторической литературе название «ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ» применялось к евреям Грузии уже с 11 в., термин «ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ» для обозначения членов данной еврейской общины укоренился лишь в начале 19 в. после включения Грузии в Российскую империю. Самоназвание грузинских евреев — эбраэли или исраэли. Разговорным языком грузинских евреев является грузинский, который они используют также в качестве письменного, не прибегая к еврейскому алфавиту. Среди грузинских евреев, занятых в торговле, сформировался также жаргон киврули (то есть `еврейский`), включающий многие корни, заимствованные из языка иврит.
    ...

    Согласно грузинской исторической традиции, первые ЕВРЕИ прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором (586 г. до н. э.). Можно полагать, что эта традиция отражает прибытие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой вошла в 539 г. до н. э. в состав древнеперсидской державы Ахеменидов (558–330 гг. до н. э.). Очевидно, из Южной Грузии ЕВРЕИ постепенно расселились по другим областям страны. Сведения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточногрузинского государства Картли) в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале 4 в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.


    Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в 6 в., видимо, из Византии, и о последующей миграции трех тысяч евреев оттуда в Восточную Грузию. Очевидно, эти данные отражают массовое бегство евреев из западных областей Грузии, находившихся под властью Византии, в которой в 6 в. ЕВРЕИ подвергались жестоким гонениям, в юго-восточные области Грузии, находившиеся под владычеством персов, относившихся в то время толерантно к евреям. Имеются данные и о еврейских миграциях в Грузию из Армении и из Ирана. Можно полагать, что топоним אפריקי, (Африке. Эфрике)упоминаемый несколько раз в Вавилонском Талмуде (например: РхШ. 26а; Санх. 94а; Тамид 32а), следует читать как эфирике, то есть Иберика, или Иберия — одно из древних названий Восточной Грузии, а также Грузии в целом.


    После завоевания во второй половине 7 в. значительной части Грузии арабами, она превратилась в провинцию арабского халифата, хотя и осталась христианской страной.


    В 9 в. Грузия граничила на востоке и на севере с Хазарским царством (см. Хазария), элита которого приняла иудаизм, очевидно, в 40-х гг. 8 в. Достоверных данных о связях хазар с еврейством Грузии не сохранилось, однако известно, что в середине 10 в. Хисдай Ибн Шапрут хотел послать свое знаменитое письмо Иосефу, царю хазар, через Грузию, которую Ибн Шапрут называет Арменией в соответствии с арабской терминологией того времени, именовавшей так все Закавказье.


    В раннем средневековье ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ были, по-видимому, связаны в основном с еврейством Ирана и через него — с религиозным центром восточного еврейства Багдадом. Биньямин из Туделы в 70-х гг. 12 в. писал, что ЕВРЕИ Грузии прибывают к эксиларху в Вавилон, «чтобы получить от него рукоположение и владычествование, и приносят ему дары и подношения». Из путевых записок Птахии из Регенсбурга второй половины 12 в. можно заключить, что часть евреев «Страны Араратской» (то есть Закавказья) эмигрировала в другие страны. Птахия отмечает также, что во время пребывания в Багдаде он видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому». Возможно, что «мешехом» Птахия называет одно из грузинских племен — месхи. В параллельных источниках нет подтверждений тому, что это племя, или хотя бы часть его, когда-то приняло иудаизм. Однако у другого грузинского племени, хевсуров, до сих пор сохраняются исторические предания, связывающие его с иудаизмом и относящиеся хронологически ко времени, о котором повествует Птахия из Регенсбурга. В том же 12 в. Аврахам Ибн Дауд называет Грузию в числе стран, где иудаизм был раббанитским, а не караимским (см. Караимы). К 11–12 вв. относится хранившийся до 1930-х гг. в синагоге местечка Лайлаши (Северо-Западная Грузия) манускрипт Пятикнижия, который почитали не только ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ, но и христианское население, приписывая ему чудотворную силу.


    Марко Поло, посетивший Тбилиси в 1272 г., когда город находился под владычеством монголов, говорит, что нашел там лишь очень немногих евреев. Часть евреев Восточной и Южной Грузии, захваченной монголами, переселилась в Западную Грузию, сохранившую независимость, и там были созданы новые общины. В 14 в. упоминается еврейская община в городе Гагра, на берегу Черного моря, которую возглавлял рабби Иосеф ат-Тифлиси. В тот же период в Гагре жил ученый филолог рабби Иехуда бен Я‘аков, автор (или, менее вероятно, переписчик) своеобразного сочинения по грамматике языка иврит, носящего следы влияния караимской грамматической школы.


    Можно полагать, что в результате монгольского нашествия часть евреев переселилась из Восточной и Южной Грузии в другие страны. Так, в начале 14 в. в городе Тебризе (Северо-Западный Иран) жил еврейский законоучитель по имени Иеша‘яху бен Иосеф ат-Тифлиси, который написал там в 1330 г. сочинение под названием «Сефер Ган Эден» («Райская книга»).

    « Последнее редактирование: Июль 31, 2010, 11:36:08 pm от Авраам Шмулевич »

     


    Facebook Comments