Автор Тема: Мераб Мамардашвили  (Прочитано 4568 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lomisa

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1257
  • Карма 126
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +1
Мераб Мамардашвили
« : Июль 30, 2010, 03:58:40 pm »
  • Publish
  • 0
    Мераб Константи́нович Мамардашви́ли (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).





    Детство и юность

    1930, 15 сентября — в Грузии в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.

    1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мераба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.

    1938 — окончание К. Н. Мамардашвили Академии. Переезд семьи Мамардашвили в Киев, а затем в Винницу. В Виннице Мераб идет в первый класс.

    1941 — начало Великой Отечественной войны. К. Н. Мамардашвили уходит на фронт. Мераб с матерью, Ксенией Платоновной Гарсеванишвили, возвращаются в Грузию, в Тбилиси. Учеба в 14-й средней школе города Тбилиси.

    1949 — окончание школы с золотой медалью. Поступление на философский факультет Московского университета. Знакомство и начало дружбы с Эрнстом Неизвестным, впоследствии знаменитым скульптором.

    1949—1954 — учеба в МГУ. На 4-м курсе проваливает экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский Университет» от 6 января 1953 г. напечатано: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учебы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии.

    1953, сентябрь — защита Э. В. Ильенковым диссертации «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ К. Маркса».

    1954, май — дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Окончательное формирование кружка «диалектических станковистов»(А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили).

    Защита дипломной работы «Проблема исторического и логического в „Капитале“ Маркса».

    1954—1957 — учеба в аспирантуре МГУ, в эти же годы М. К. Мамардашвили участвует в работе логико-методологического семинара под руководством А. Зиновьева.

    1955, апрель — проверка преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы на философском факультете МГУ Отделом науки и культуры ЦК КПСС. Разгром «гносеологов».
    [править]
    Академический период творчества

    1957—1961 — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии».

    1958 — выход первой статьи «Процессы анализа и синтеза»

    1959 — рождение дочери Елены Мамардашвили.

    1961—1966 — заведующий отделом критики и библиографии в ж. «Проблемы мира и социализма» (Прага). Служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, Кипр; после возвращения в Москву становится «невыездным».

    Знакомство с романом М. Пруста «В поисках утраченного времени»

    1961 — защита кандидатской диссертации «К критике гегелевского учения о формах познания» (Москва); вступление в члены КПСС.

    1966—1968 — зав. отделом Института международного рабочего движения АН СССР

    1968 — выход первой монографии «Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)» [3]

    1968—1974 —
    Заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова.
    Чтение курсов лекций:
    «Проблемы анализа сознания» (Психологический факультет МГУ)

    Начало дружбы с Юрием Петровичем Сенокосовым и Александром Моисеевичем Пятигорским.

    1970 — защита докторской диссертации «Формы и содержание мышления» (Тбилиси). Смерть отца от инфаркта.

    1971 — «Три беседы по метатеории сознания: Краткое введение в учение виджнянавады» (в соавторстве с Пятигорским), опубликованные в университете Тарту.

    1972 — получение звания профессора.

    1973—1974 — работа с Пятигорским над «Символом и сознанием». В 1974 году Пятигорский эмигрировал в Лондон. Книга опубликована в Иерусалиме в 1982 году.

    1973, август — выступление «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на «Круглом столе» по теме «Наука, этика, гуманизм».

    1974—1980 -
    Старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР.
    Чтение курсов лекций:
    «Проблемы анализа сознания» (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР)
    «Введение в философию» (1978 −1980)(ВГИК)
    «Современная европейская философия: XX век» (1978 −1980) (ВГИК)
    «Лекции по античной философии» (1979—1980) (ВГИК)
    «Философия искусства» (Высшие режиссерские курсы:)
    «Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (1979—1980) (Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс)

    1976 — выступление «Обязательность формы» на «Круглом столе», организованном ж. «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».

    1977 — создание рукописи «Набросок естественно-исторической гносеологии», впоследствии названной «Стрела познания».

    1980 — переезд в Тбилиси по приглашению директора Института философии АН Грузии академика Нико Чавчавадзе, работа в институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года).
    [править]
    Философический период творчества

    1981—1982 —
    Чтение курсов лекций:
    по философии Декарта («Картезианские размышления»), изданные в 1993 году.
    по философии Канта («Кантианские вариации»), изданные в 1997 году.

    (Москва, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР; лекции для аспирантов ИОПП и ВНИИ).
    Первый курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет).
    Участие в семинарах и школах Межведомственного совета по проблеме «Сознание», созданного Госкомитетом по науке и технике СССР и Советом министров СССР.

    1983 — доклад на II Всесоюзной школе по проблемам сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»),

    1984 —
    Курс лекций «Опыт физической метафизики» (Вильнюс)
    Выход в Тбилиси книги «Классический и неклассический идеал рациональности».
    Второй курс лекций о Прусте (Тбилисский государственный университет)

    По данным лекциям вышла книга «Психологическая топология пути: М. Пруст „В поисках утраченного времени“»

    1984 — доклад на III Всесоюзной школе по проблеме сознания («Сознание и цивилизация») (Батуми)

    1984, февраль — выступление «Литературная критика как акт чтения» на Круглом столе по теме: «Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения», организованном ж. «Вопросы философии».

    1986-87 — курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет)( изданы в книгах "Беседы о мышлении" (1991),«Эстетика мышления» (2000)).

    1986-04-01 Доклад в Институте философии (Москва) «Органы онтологии»

    1987 — первый после 20-летнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. Доклад на IV Всесоюзной школе по проблеме сознания.

    1987, декабрь — доклад в Институте философии АН CCCP «Проблема сознания и философское призвание»

    1987—1990 — активное участие в политической жизни Грузии. Выступления против национализма и экстремизма Гамсахурдиа.

    1988 —
    участие в конференции «Человек Европы» в Париже,
    участие в Дортмундской конференции в США.

    1988, ноябрь — интервью ж. Юность: «Философия — это сознание вслух», «Кафедра»

    1988, декабрь — выступление «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на Круглом столе по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии».

    1989, апрель — перенес инфаркт.

    1989, июль — интервью ж. Впоросы философии «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть» в записи В. В. Майкова.

    1989, ноябрь — чтение лекций в Париже.

    1990 —
    участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне.
    лекционное турне по США.

    1990, весна — интервью «Одиночество-моя профессия…» в записи Улдиса Тиронса (Рига)

    1990, 25 ноября — М. К. Мамардашвили умер от инфаркта в аэропорту Внуково в Москве, при возвращении на родину. Похоронен в Тбилиси, рядом с могилой отца.

    2001, 26 мая — в День независимости Грузии, в Тбилиси на проспекте Шота Руставели философу Мерабу Мамардашвили установлен памятник работы Эрнста Неизвестного.
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: Мераб Мамардашвили
    « Ответ #1 : Июль 30, 2010, 04:02:02 pm »
  • Publish
  • 0
    [youtube]3CQAtcdN0vo[/youtube]

    [youtube]chskwHKXDdE[/youtube]

    [youtube]4tWEhA1N5Gc[/youtube]

    [youtube]himG7I_fDxE[/youtube]

    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Lamb

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 16
    • Карма 8
    • Уважение: 0
    Re: Мераб Мамардашвили
    « Ответ #2 : Февраль 23, 2011, 04:44:05 pm »
  • Publish
  • 0
    какой у него крутои голос  :buba:

     


    Facebook Comments