Автор Тема: остатки языческих верований на кавказе  (Прочитано 10500 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lomisa

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1257
  • Карма 126
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +1
интересно было бы узнать про религиозные праздники на кавказе, которые  носят более древние, языческие элементы.
   а так же связанные с этим символы и архитектуру.   
There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

Оффлайн Lomisa

  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 1257
  • Карма 126
  • Пол: Мужской
  • Уважение: +1
Re: остатки языческих верований на кавказе
« Ответ #1 : Июнь 15, 2010, 01:01:48 am »
  • Publish
  • 0
    Ломисоба
     

    Ломисоба – религиозный, языческий Праздник в Грузии. 
    По сложившейся традиции праздник Ломисоба отмечается в первую среду после Дня Святой Троицы.
    праздник отмечается в деревне Млета. По традиции люди идут в монастырь Св.Гиоргия который расположин на горе Ломиси, 15 км вверх от Млеты.
     
    [youtube]hGCgz__OOps[/youtube]

      "Ломиса"- святой который верхом на быке спас 7 тысяч пленных  в Хорасми после чего обосновался на горе Млета. Отсюда и его имя- Ломхари (лев-бык). Святого просили о продолжении рода бездетные, слепые, просили о плодородии земли и скота. На праздник "Ломисоба" народ преклонялся перед главным крестом, который был укреплён на щите и имел на 4-х концах солярические символы- шары. В эру христианства "Ломиса" связали с именем святого Георгия. В Ксанском ущелье и по сей день отмечают и празднуют день "Ломисоба". Режут баранов.



    [youtube]JktTvC0mYdk[/youtube]

     официальная православная церков Грузии относиться к обрядам  этого праздника  скептически.


      
    « Последнее редактирование: Июнь 15, 2010, 01:16:49 am от Lomisa »
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #2 : Июнь 15, 2010, 03:10:36 pm »
  • Publish
  • 0
    У абхазов больше всего их осталось. Интерестно будит все это изучить.

    можешь  написать подробнее об этом?
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Simo Hayha

    • Global Power Moderator
    • Генералисимус
    • ******
    • Сообщений: 20068
    • Карма 2041
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +124
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #3 : Июнь 15, 2010, 03:12:56 pm »
  • Publish
  • 0
    Я напишу если найду, они в горной части абхазии в гудаутском раионе до сих пор поклоняются святому дубу, как в фильме-натврис хе, украшают, жертву приносят под ним, по моему петуха режут если не ошыбаюсь.

    Оффлайн GZ06

    • Administrator
    • Маршал форума
    • *******
    • Сообщений: 12091
    • Карма 1984
    • Пол: Мужской
    • Очень злой Админ
    • Уважение: +103
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #4 : Июнь 15, 2010, 05:28:08 pm »
  • Publish
  • 0
    самачабло аватар сделай какойнибудь
    Абхазия -неотъемлемая часть Георгии! И я не доллар чтобы всем нравиться!!!


    я серьёзно, не шучу!

    Оффлайн Амца

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 553
    • Карма -15
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #5 : Июнь 15, 2010, 11:41:15 pm »
  • Publish
  • 0
    Я напишу если найду, они в горной части абхазии в гудаутском раионе до сих пор поклоняются святому дубу, как в фильме-натврис хе, украшают, жертву приносят под ним, по моему петуха режут если не ошыбаюсь.
    никакому дубу абхазы не поклоняются. Абхазы поклоняются Единому Богу Анча! В определенных местах приносят жертвоприношения, и не петухов а быков.

    Оффлайн JALASHARA

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 17
    • Карма 5
    • Пол: Мужской
    • He, ç"e bıçı pançolurı, mot gondunı, var mulur i?
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #6 : Июнь 16, 2010, 11:50:37 am »
  • Publish
  • 0
    Вот очень интересная статя   Александр Крылова, старшего научного сотрудника ИВ РАН, руководителя полевых исследований в Абхазии.
    отрывки этой статьи:

    "...Что же представляет собой традиционная религия абхазов в настоящее время? Наиболее ясное представление об этой религии дает нам расположенное близ села Ачандара Гудаутского района святилище Дыдрыпш, жрецы которого сохранили многие ритуалы и религиозные представления своих предков, полузабытые или утраченные в других местах. Это объясняется тем обстоятельством, что это святилище было единственным, которое продолжало функционировать непрерывно в течение всего советского периода. Поэтому излагаемые ниже сведения о традиционной религии абхазов даются в основном со слов нынешнего жреца этого святилища Заура Чичба.

    У абхазов один Бог. Это Анцэа7 - Бог-творец и создатель всего мира. Этого единого верховного Бога почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по-своему. У Бога имеются апаимбары8 - “ангелы, высшие существа, слуги и представители Бога на Земле”, которые докладывают Богу обо всем происходящем. Наиболее почитаемым среди апаимбаров является Дыдрыпш.

    Каждый из апаимбаров занят своим делом: они наблюдают за домом, очагом, скотом, горами и морем. Людей же создают и определяют их судьбу “ашачща9”(“ашацва”) - создатели и боги судьбы. Когда человек рождается, ашачща “делят: какое кому счастье, кто сколько лет проживет”. Некоторые из опрошенных считали, что время от времени ашачща прилетают к дому новорожденного в виде трех голубей, что они могут прилетать к отдыхающему у дороги путнику, которого предупреждают об изменении его судьбы и т.д. Ашачща, как и апаимбары, обо всем докладывают Богу."

    "Абхазия оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется “быжныха" (“семь святилищ”). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это - Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения. Заур Чичба и некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху - древнее святилище убыхов. Другие считали, что седьмым святилищем является Псху-ныха (однако большинство считало что Инал-куба и Псху-ныха - это одно и то же). Гораздо реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

    Входящие в число “быжныха” ныне действующие Дыдрыпш-ныха, Лдзаа-ныха и Лых-ныха - находятся в Бзыбской Абхазии, Лашкендар и Ылыр-ныха - в Абжуйской. Семь главных святилищ являются “братьями” и “сестрами”. С общением родственных аных между собой связываются различные явления в атмосфере (полеты по небу огненных шаров и т.п.). Считается, что при помощи атмосферных явлений аныхи могут показывать людям свое отношение к происходящему. По рассказу жреца святилища Дыдрыпш, в начале грузино-абхазской войны “от горы Дыдрыпш исходили лучи, указывавшие в сторону занятой грузинами Гагры”. После того, как Гагра была освобождена, “лучи стали показывать в направлении Сухума”, который продолжал удерживаться грузинскими войсками.

    Главные святилища-аныхи покровительствуют всем более мелким - “аныхырта11”, но не общаются с ними. Аныхырта - это не святилище, где имеются жрецы и регулярно проводятся моления, а просто “чистое место для моления”. Чаще всего такая аныхырта используется раз в году для проведения поселкового моления о даровании дождя и урожая “ацу-ныха”, которая проводится не жрецом, а “молельщиком” из числа местных жителей. Хотя молельщик может исполнять свои функции пожизненно, они не закреплены за определенными фамилиями. К тому же, для назначения молельщиком совсем не обязательно быть “кристально чистым” человеком, что является совершенно непременным качеством для абхазского жреца.

    По словам жреца Заура Чичба, аныхырта имеются в каждом селе и ошибочно рассматривались разными авторами (скорее всего со слов местных жителей) как аныхи. Для большинства из опрошенных нами абхазов различия между аныха и аныхырта не были четкими: многие из опрошенных нами людей называло аныхами не только семь главных святилищ, но и ажиры, фамильные места молений и т.п. К тому же, в некоторых из святилищ, отнесенных Зауром Чичба к категории аныхырта, имеются собственные жрецы, принадлежащие к определенным фамилиям и считающие их именно аныхами (например, жрецами Лапыр-ныха являются Цымцба).

    Жрецами - “аныха паю” (в переводе “сыновья святилища”) семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Ылыр-ныха). В случае принятия на себя жреческих обязанностей без достаточных на то оснований, божественные силы могут наказать самозванца. Так, первоначально жрецом возобновленного святилища Лашкендар стал один из представителей фамилии Аршба, но вскоре он был вынужден осознать опрометчивость этого шага и заявить, что жрецами должны быть представители другой фамилии.

    По устной традиции, в прежние времена в Абхазии существовал совет жрецов. Возобновление работы нескольких абхазских святилищ предполагает регулярное общение жрецов между собой и поэтому, по мнению Заура Чичба, будет вполне логичным создание в будущем такого совета. Однако создание подобного органа станет актуальным лишь в том случае, если жрецы возобновленных святилищ сумеют добиться у местного населения авторитета и влияния, сопоставимого с тем, которым пользуется в среде абхазов святилище Дыдрыпш (а это весьма сложная задача).

    В настоящее время проводимые в святилищах ритуалы значительно упростились по сравнению с теми, которые были описаны в прошлом. Повсеместно распространенной стала практика, когда люди проводят моления не в самом святилище, а поблизости от него - в более удобно расположенных местах. Так, согласно описаниям ХIХ века, тогда моления проводились на вершине горы Дыдрыпш, затем они были перенесены к ее подножию. К настоящему времени церемония у подножия горы также стала проводиться весьма редко и в большинстве случаев моление проводится в селе Ачандара - на участке жреца святилища Дыдрыпш Заура Чичба.

    Та же картина наблюдается в отношении Лапыр-ныха: здесь упрощение ритуала дошло до того, что ежегодное моление жреческой фамилии Цымцба перестало быть общим и совершается отдельно в доме у каждого из ее представителей. Ежегодное моление в святилище Лдзаа теперь проводится в окрестном лесу, а не на его территории, где людям негде укрыться от летней жары.

    Собеседники объясняли подобный перенос мест молений с территории святилищ многими причинами: когда-то людей застал дождь, и они были вынуждены принести жертву у дороги; когда-то по дороге в гору умерла беременная женщина, либо при родах погиб ее ребенок и т.п. Хотя обращение к высшим силам с простого места моления (аныхырта) является допустимым и не воспринимается как какое-либо нарушение обряда, многие собеседники указывали, что все же предпочтительнее проводить церемонию на территории самой аныхи, так как “там она будет иметь большую силу”.

    Важную роль в традиционной религии абхазов играет принцип внутренней и внешней “чистоты”. Жрецы, которые рассматриваются как посредники в общении между Богом и людьми, не могут получать никакого вознаграждения12, должны соответствовать характеристике человека “кристальной” чистоты. На церемонию люди должны приходить чистыми и празднично одетыми, перед ее началом жрец или молельщик умывает лицо и руки, иногда полощет рот. За ними то же делают все присутствующие. В жертву может быть принесено только “чистое” животное: оно должно быть без изъянов, упитанное, здоровое, холощеное (либо молодое и не случавшееся).

    Чаще всего в жертву приносится молодой бычок, реже - козел, в некоторых случаях - баран, петух и т.п. Согласно объяснению Заура Чичба, жертвенное животное должно быть мужского пола потому, что Бог и Дыдрыпш - мужчины. Однако в принципе допускается, что в качестве жертвы может быть принесено животное женского пола, при этом обязательно “чистое” - то есть не случавшееся (например, коза). То же положение содержится в третьей книге Моисеевой Ветхого Завета, в первой главе которой Господь указывает Моисею, что при принесении жертвы Господу в виде тельца, либо из мелкого скота, из овец или из коз, животные должны быть мужского пола, без порока (Левит, I, 2,310).

    Традиционное моление абхазов обязательно включает в себя жертвоприношение и общее застолье, состоящее из нескольких особых “чистых” ритуальных блюд: вареное мясо, абыста (крутая кукурузная каша, более известная под своим молдавским названием “мамалыга”), соль, аджика (иногда ее не подают) и “чистое” (приготовленное без сахара) вино. В большинстве случаев после совершения жертвоприношения пища готовится рядом с местом моления. Но иногда, например, во время обряда проклятия в святилище, она готовится заранее - в доме самого просителя. В этом случае угощение состоит из других блюд: вареного мяса петуха, сырного пирога, чачи (или водки). Кстати, подобные проклятия в абхазских святилищах совершаются довольно редко. Считается, что если произнести его без достаточных на то оснований - то гнев Бога может обратиться на самого проклинающего, его семью и род, так что большинство абхазов предпочитают не искушать судьбы.

    В проведении одних и тех же молений наблюдаются большие различия. Например, моление о дожде и урожае “ацу-ныха” может проводиться в двух основных вариантах. В первом случае оно является фамильным, в нем принимают участие только мужчины и мальчики-подростки, на стол подаются только мясо, абыста и соль (например, моление фамилии Айба13 в селе Отхара). Во втором варианте “ацу-ныха” проводится поселком с участием всех живущих по соседству фамилий, в ней, наряду с мужчинами, принимают участие женщины и дети, вместе с ритуальными блюдами на стол подаются сладости, фрукты и т.п. Довольно часто люди принимают участие и в фамильных, и в поселковых “ацу-ныхах”.

    Скорее всего, женщины и дети стали допускаться на поселковые “ацу-ныхи” уже в советское время, когда во многих селах моление об урожае стало терять религиозную окраску и приобретать характер народного праздника.

    Согласно традиционной религии абхазов, моральная чистота и искренность в общении с высшими силами являются обязательными. По словам жреца святилища Лдзаа Ф.Гочуа, к нему часто приходят за помощью люди, которые просят отмолить свой грех, не называя его, либо не хотят признавать своей вины и утверждают, что не знают ее ни за собой, ни за своими предками. В этом случае жрец не может снять наложенное проклятие и наказание высших сил: “не зная сути проблемы нельзя подниматься к святилищу. Даже если грех совершили предки, надо покаяться и отмолить конкретный грех” (Ф.Гочуа, село Лдзаа). Учитывая это, люди, стремящиеся снять наказание со своего рода, но избежать при этом нежелательной для себя огласки, иногда идут на хитрость. Они могут попросить жреца отмолить не тот грех, за который несут наказание, а какой-то другой, незначительный, либо совершенный в давние времена их предками. По единодушному мнению всех опрошенных нами жрецов моление в таком случае является бесполезным, оно не ведет к очищению от греха и снятию проклятия. Однако в реальности картина оказалась не столь однозначной: если судить по посещенным нами в святилище Дыдрыпш очистительным молениям, во время церемонии жрец всегда просит о прощении всех без исключения грехов пришедшей фамилии. "



    Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #7 : Июнь 16, 2010, 10:10:01 pm »
  • Publish
  • 0
    JALASHARA

    итересная статья о языческой религии Абхазов, не думал что там до сих пор все так систематизировано. интересно какой процент населения считает себя приверженцем этой религии?
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн JALASHARA

    • Новичок со стажем
    • **
    • Сообщений: 17
    • Карма 5
    • Пол: Мужской
    • He, ç"e bıçı pançolurı, mot gondunı, var mulur i?
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #8 : Июнь 17, 2010, 10:57:22 am »
  • Publish
  • 0
    Lomisa Привет,
    вот тебе ссылка на эту статю:
    http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999/st_26_krylov.shtml
    Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #9 : Июнь 21, 2010, 02:04:37 am »
  • Publish
  • 0
    спасибо JALASHARA, в дальнейшем я хочу подробнее написать о языческих верованиях на кавказе и эта ссылка мне поможет
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Амца

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 553
    • Карма -15
    • Пол: Мужской
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #10 : Июнь 22, 2010, 08:27:05 pm »
  • Publish
  • 0
    JALASHARA

    итересная статья о языческой религии Абхазов, не думал что там до сих пор все так систематизировано. интересно какой процент населения считает себя приверженцем этой религии?
    процентов 70-80 от всех. В диаспоре тоже сохранилась, в меньшей мере.

    Оффлайн ai-S

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 11
    • Карма 2
    • Пол: Женский
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #11 : Июнь 24, 2010, 09:17:55 am »
  • Publish
  • 0
    итересная статья о языческой религии Абхазов, не думал что там до сих пор все так систематизировано. интересно какой процент населения считает себя приверженцем этой религии?


    доброго времени суток
    хотелось бы поправить, религия у абхазов не языческая, так как поклоняемся мы Единому Богу

    Оффлайн Lomisa

    • Герой
    • *****
    • Сообщений: 1257
    • Карма 126
    • Пол: Мужской
    • Уважение: +1
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #12 : Июнь 24, 2010, 11:44:46 pm »
  • Publish
  • 0
    здравствуй ai-S приветствую тебя в этой теме!

    доброго времени суток
    хотелось бы поправить, религия у абхазов не языческая, так как поклоняемся мы Единому Богу

    Язы́чество (от ст.-слав. языцы — народы, иноземцы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения.

    Paganism (from Latin paganus, meaning "country dweller", "rustic" is a blanket term used to refer to various polytheistic, non-Abrahamic religious traditions. Its exact definition may vary


     
    монотеистическая религия тоже может считаться языческой если она не опирается на ветхозаветные корни как напр. ислам, христианство и иудаизм.

    « Последнее редактирование: Июнь 24, 2010, 11:51:29 pm от Lomisa »
    There's no emptiness in the life of a warrior. Everything is filled to the brim. Everything is filled to the brim, and everything is equal

    Оффлайн Walker

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 5
    • Карма 2
    • Пол: Мужской
    • Ум сильнее концепций!
    • Уважение: 0
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #13 : Октябрь 29, 2012, 03:52:00 am »
  • Publish
  • 0
    Скажите пожалуйста, уважаемые, известно ли вам что-либо о до христианской культуре Грузии: культы, верования и т.п. Интересует всё..  Про Абхаз я уже прочитал, но это не совсем то, чем я интересуюсь.
    От кого-то я слышал, что ранее здесь существовал зороастризм, но я встречаю свидетельства существования и другого. Пока сам не понимаю чего. Например, в древних сказаниях, в которых фигурируют Дэвы, Дэвы также существуют в буддийской и, если не ошибаюсь, ведической культурах и представляют собой нечто схожее. Хоть и не совсем.. это существа, обладающие огромной силой, по могуществу подобные богам или могущественные природные духи, практически бессмертные и т.п.. Интересно, сколько ещё таких похожестей и чем они обусловлены?
    Может были какие-то магические культы, легенды о людях со сверх способностями, притчи, следы присутствия более древних учений, в том числе эзотерических и ведических? Как-то не оставляет меня мысль, что не такими уж дикими были верования наших предков и довольно основательными в плане философской базы. Но пока это только мои фантазии, хотелось бы найти какую-то инфу на эти темы.

    p.s. Я дилетант в этом вопросе, так что не судите строго. Спасибо.
    - Нет ничего постоянного, всё течёт и изменяется. (Гераклит)
     - Сохраняй свой ум покоящимся в том, что есть. Без надежд и опасений, без концепций и оценочных суждений, т.к. нет ничего реально существующего в этом мире.
     - Рано или поздно всё распадётся на составляющие, а значит считать его чем-то твёрдым и незыблемым не имеет смысла. 
     - Жизнь это нескончаемый поток осознавания. Просто познавай её.
     - Учись быть здесь и сейчас, каждую секунду

    Оффлайн Browning

    • Старший
    • ****
    • Сообщений: 514
    • Карма 106
    • Пол: Мужской
    • Dear uncle of CIA
    • Уважение: +5
    Re: остатки языческих верований на кавказе
    « Ответ #14 : Октябрь 29, 2012, 04:06:02 am »
  • Publish
  • 0
    Например, в древних сказаниях, в которых фигурируют Дэвы, Дэвы также существуют в буддийской и, если не ошибаюсь, ведической культурах и представляют собой нечто схожее. Хоть и не совсем.. это существа, обладающие огромной силой, по могуществу подобные богам или могущественные природные духи, практически бессмертные и т.п..

    http://saunje.ge/index.php?id=1246&lang=ka
    Дела Ронни жили, живут и будут жить!

    Никакой арсенал, никакое оружие в мире не обладает такой невероятной силой,
    как воля и подкреплённое моралью мужество свободных мужчин и женщин. Рональд Рейган

     


    Facebook Comments